Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая характеристика категории общения
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Потребность в общении опредмечивается в стремлении достижения разноплановой общности: общего плана деятельности, построения единой стратегии взаимодействия (деловой мотив общения), общего плана личностных отношений (личностный мотив), общего плана отражения действительности (познавательный мотив). В социальной психологии общение рассматривают с трех сторон: 1) общение как коммуникация, обмен информацией (коммуникативная сторона), 2) общение как восприятие и познание людьми друг друга (перцептивная), 3) общение как взаимодействие, взаимовлияние (интерактивная). Коммуникативная сторона общения. Коммуникация осуществляется посредством знаковых систем: вербальной (речевые средства общения) и невербальной (неречевые средства). Средства коммуникации Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Невербальная коммуникация содержит следующие основные знаковые системы: · оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела; · паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность; · экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, вздохов. · организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации; · визуальный контакт – контакт глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д. Нарушение речевой общности приводит к возникновению соответствующих вербальных барьеров: фонетико-лингвистический барьер общения связан с непониманием звучания слова (иностранный язык, нечеткое произношение); стилистический барьер – с непониманием значения слова (термины, жаргонизмы, диалектизмы); семантический барьер – с непониманием смысла, вкладываемого в слова при понимании их значения. Перцептивная сторона общения. Социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка человеком других людей, групп и себя как социального объекта, что обеспечивает эмоциональную, ценностно-мотивационную общность между людьми. В основе социальной перцепции лежат общепсихологические механизмы идентификации и рефлексии, приобретающие в социальной психологии специфическое содержание. Так, идентификация понимается как отождествление 1) себя с другим человеком и уподобление тем или иным его характеристикам и 2) другого с собой, проекция своих характеристик на него; и рефлексия как самопознание в процессе общения – «я, мои представления и отношения глазами других». Социальной перцепции характерны следующие феномены: 1. Стереотипизация – приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания различий между ними. 2. Атрибуция – приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия, «достраивание информации». Каузальная атрибуция – интерпретация поступков, чувств и мыслей другого человека, приписывание им определенных причин и мотивов на основе своего прошлого опыта. 3. Аттракция – процесс возникновения эмоциональной привлекательности одного субъекта для другого. 4. Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, «эмоциональная идентификация», разделение его эмоционального состояния. 5. Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных (в условиях дефицита информации). 6. Эффект «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. «Эффект первичности» срабатывает в отношении незнакомых людей. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. Интерактивная сторона общения. Общение определяет построение тех или иных стратегий взаимодействия, существование некоторых позиций в общении и пр. Стратегии взаимодействия – совокупность преобладающих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми в конкретной ситуации. Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас выделяют пять основных стратегий взаимодействия: 1. Соперничество заключается в стремлении человека добиться удовлетворения собственных интересов в ущерб другому. Данная стратегия часто ведёт к конфликту, т. к. соперничающие субъекты стремятся добиться своего любой ценой, настойчиво защищая собственную точку зрения. 2. Компромисс – стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учётом интересов противоположной стороны. Так как субъекты уступают друг другу, они не могут реализовать свои интересы полностью. Поэтому компромисс предполагает выделение основных и второстепенных потребностей, основные потребности должны обязательно реализоваться в процессе взаимодействия. 3. Сотрудничество – такая стратегия взаимодействия, которая позволяет партнёрам придти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Эта стратегия довольно редкая, т. к. необходимо много усилий для её реализации. 4. Приспособление – жертвование собственными интересами ради интересов другого человека. 5. Избегание – стратегия взаимодействия, для которой характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Социальные нормы – выработанные обществом правила и предписания функционирования человека в нем, регулирующие поведение человека и взаимодействие с другими людьми. Социальная роль – это социальная функция личности, соответствующий нормам способ поведения и статус субъекта в системе межличностных отношений, та или иная роль задает соответствующие ожидания (экспектации) со стороны общества. По широте общественных отношений выделяют собственно социальные роли, внутригрупповые, межличностные, внутриличностные. Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – открытое столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. С точки зрения субъектов взаимодействия выделяют следующие типы конфликтов: · внутриличностный конфликт – столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного человека. Мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека; · межличностный конфликт – столкновение взаимодействующих людей, чьи цели, ценности и нормы несовместимы в данной ситуации либо противодействуют и мешают друг другу. Межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями, при этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок; · личностно-групповой конфликт – это вид отношений личности и группы, в основе которых лежит противоречие целей, интересов, мнений участников. Данный тип конфликта зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям; · межгрупповой конфликт – столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп. Нередко этот вид конфликтов является результатом межличностного, когда его оппоненты поддерживаются единомышленниками. Стадии конфликта: 1. Предконфликтная ситуация. Это положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно, под воздействием какого-то случайно вторгшегося в эту стадию фактора (например, в автобус вошёл человек и неожиданно устроил скандал). Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта – этот период называется «латентным» (скрытым). 2. Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон. Это первое столкновение сторон, стычка конфликтантов. Он выступает как завязка конфликта. Нередко инцидент возникает как будто по случайному поводу, но на самом деле такой повод является последней каплей, которая переполняет чашу. 3. Эскалация – прогрессирующее во времени развитие конфликта, интенсификация борьбы оппонентов.В фазе эскалации конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов – действий и противодействий конфликтующих сторон. 4. Кульминация – это верхняя, критическая точка эскалации.Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает, организации, в которой они сотрудничают. Кульминация обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде, она непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта какими-то другими путями. Эскалация не обязательно заканчивается кульминацией. Нередко стороны начинают предпринимать меры по погашению конфликта, не дожидаясь, пока он дойдет до кульминационного взрыва. 5. Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Выделяются следующие способы поведения в конфликте: соревнование (конкуренция), приспособление, избегание (уклонение, уход), сотрудничество.
Date: 2016-07-05; view: 343; Нарушение авторских прав |