Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мышление как познавательный психический процесс
Мышление – интеллектуальный познавательный процесс опосредованного и обобщённого отражения существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Классификации видов мышления 1. По характеру решаемых задач: · теоретическое (направлено на познание общих закономерностей); · практическое (направлено на физическое преобразование реальных объектов). 2. По средствам познания связей и отношений между явлениями: · наглядно-действенное (средства: практические действия с предметами в наглядной ситуации «здесь и сейчас»). Этот вид мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, которую человек осуществляет с реальными предметами. Элементарные формы наглядно-действенного мышления обнаружены и у высших животных. У детей раннего возраста этот вид мышления является основным, т. е. ребёнок до трёх лет успешнее всего устанавливает связи между предметами, непосредственно действуя с ними (наблюдения за тем, как ребёнок раннего возраста собирает пирамидку); · наглядно-образное (средства: наглядно представленные образы предметов или явлений). Этот вид мыслительного процесса непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности, и без этого осуществляться не может. Человек привязан к действительности, а необходимые образы представлены в кратко-временной и оперативной памяти. Наглядно-образное мышление доминирует у детей 3–7 лет, поэтому неудивительно, что дошкольники предпочитают книги с яркими красочными картинками. Ведь эти картинки являются не чем иным, как образами той реальности, о которой идёт речь в рассказе или сказке. Активно пользуются наглядно-образным мышлением и младшие школьники. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь; · словесно-логическое, или абстрактно-логическое, понятийное (средства: понятия, суждения, умозаключения, логические конструкции). Пользуясь словесно-логическим мышлением в процессе решения задач, человек обращается к понятиям, выполняет действия в уме. Этот вид мышления функционирует на базе языковых средств (ведь понятия выражаются с помощью слов). Абстрактно-логическое мышление позволяет обнаружить общие законы функционирования живых организмов и материального мира. Мыслительные операции Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определённой логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить определённые мыслительные (логические) операции – способы преобразования исходных данных, направленные на выявление связей и отношений. Сравнение (сопоставление) – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Анализ (с греч. analysis – разложение, расчленение) – процесс расчленения объекта мысленно или практически на части (элементы) (с последующим их сравнением). Воспринимая какой-либо предмет или явление, мы может мысленно выделить в нём одну часть за другой, а в последующем сравнить их. Анализ позволяет нам разложить целое на части, понять структуру того, что мы воспринимаем. Анализ как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом. Синтез (с греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – соединение различных частей предметов или явлений (объектов) в единое целое, а также (мысленное или практическое) сочетание отдельных их свойств (построение целого из аналитически заданных частей). Синтез является противоположной анализу операцией. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний и представлений. Абстракция (абстрагирование) (с лат. abstractio – отвлечение) – мысленное отвлечение от несущественных признаков предметов и явлений для выделения в них основного, главного. Воспринимая какой-либо объект, человек выделяет в нём определённый признак, рассматривает его, отвлекаясь от остальных признаков, свойств данного объекта. Абстрагирование выполняется для более тщательного изучения каких-либо сторон объекта. Абстрагированными могут быть не только свойства, признаки, части предметов, но и действия. Например, способы решения задач. Человек решает конкретную задачу, затем осознаёт способ её решения, в дальнейшем он может использовать выделенный способ и при решении других задач. Обобщение (генерализация) – 1) соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений; 2) объединение предметов и явлений по определённому признаку. Конкретизация – 1)перенос общего утверждения о свойствах, харак-теристиках объектов на какой-либо отдельно взятый объект; 2) представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Конкретизация является мыслительной операцией, противоположной обобщению. По существу, конкретизация всегда выступает как пример или иллюстрация чего-либо общего. Когда мы конкретизирует общее понятие, мы лучше его понимаем. Формы мышления: Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение – это мысль, в которой о каком-либо предмете что-то утверждается или отрицается. Суждения могут быть простые и сложные (состоящие из соединения простых). Умозаключение – форма мышления, при которой на основе несколь-ких суждений делается определенный вывод. Это логическое рассуждение, посредством которого из одних суждений выводятся другие суждения. Умозаключение может выстраиваться двумя основными способами: индуктивным (движение мысли от общего к частному) и дедуктивным (от частного к общему). Этапы мыслительного процесса: 1) осознание проблемной ситуации; 2) выдвижение гипотезы о решении проблемной ситуации; 3) практическая проверка гипотезы; 4) суждение о проблеме. Date: 2016-07-05; view: 399; Нарушение авторских прав |