Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая характеристика категории деятельности





Деятельностьосновная форма взаимодействия человека с миром и с самим собой, имеющая социально опосредованный характер, выражающаяся в целенаправленном познании и преобразовании материальных и идеальных объектов, ведущем к достижению мотивов и потребностей.

Характеристики деятельности человека:

· продуктивность, преобразующий и творческий характер – человек не адаптируется к действительности, а сам ее изменяет;

· целенаправленность, сознательность и произвольность – человек направляет свою активность в соответствии с необходимым ему результатом, а не с тем, к чему склоняет ситуация;

· опосредованность, орудийный характер – человек преобразует окружающий мир с помощью специальных орудий, которые сам с учетом условий среды изготавливает;

· социальность – люди используют общественно выработанные способы действий, ориентируются на социальные нормы и ценности, действуют согласно общей, совместной цели (в отличие от животных), сама природа деятельности пронизана человеческими смыслами.

В структуре деятельности выделяют внешний план (операционально-технический) и внутренний (потребностно-целевой).

Модель иерархического, уровнего строения деятельности А.Н. Леонтьева:

1) уровень особых видов деятельности, которые определяются мотивом деятельности;

2) уровень действий, определяющийся осознаваемыми целями деятельности;

3) уровень операций, определяющийся задачами, разрешаемыми в деятельности;

4) уровень психофизиологических функций, которые определяются физиологическим обеспечением психических процессов человека, задаю-щим возможности и ограничения в осуществлении деятельности (способность организма к ощущению, к запоминанию прошлого опыта, к сосредоточению и пр.).

Потребностьэто состояние нужды живого организма в каких-либо условиях своего существования. Человек может и не осознавать, в чем именно нуждается. Тогда он начинает искать предмет своей потребности. Поисковая активность не является еще деятельностью в полном смысле слова. Опредмеченная потребность превращается в мотив, появляется деятельность.

Содержание потребностей и мотивов разнообразно: витальные, социальные, познавательные, личные, эстетические, нравственные и др.

Мотивэто то, ради чего действует человек, причина его побуждений, предмет его потребностей. С появлением мотива возникает и разворачивается собственно деятельность.

Деятельность человека полимотивирована, т. е. управляется разными мотивами. Возникает необходимость согласовывать побуждения, выбирать главный мотив. Уже на ранних этапах онтогенеза (к концу дошкольного детства) у человека формируется устойчиво-динамическая система соподчинения мотивов – иерархия мотивов.

Деятельность, задаваемая мотивами, выполняется в виде последовательности конкретных действий, которые направлены на достижение определенных целей. Мотивы конкретизируются в целях действий. Отдельные действия не имеют смысл сами по себе, а обретают его только в структуре конкретной деятельности. То, как соотносятся мотивы и цели, определяет сознательный смысл действия.

Цельосознанный образ будущего результата действия. Человек способен формулировать цель еще до начала действия, но в ходе его осуществления цель может конкретизироваться и даже заменяться, возникновение представления о цели в онтогенезе развивается от конца действия к его началу. Целеполагание – способность ставить цели и регулировать свое взаимодействие с окружающим миром с помощью этих целей.

Действия, направленные на достижение осознанных целей, в отличие от привычного или импульсивного акта, преднамеренны и опосредованы социальными нормами, образцами, ценностями и т. д. Если мотив отвечает на вопрос: ради чего осуществляется деятельность, то цель отвечает на вопрос: что должно быть получено в ходе конкретного акта.

Основные виды действий: двигательные, перцептивные (действия восприятия), интеллектуальные – соответствуют целям основных сфер психической активности. В микроструктуре действия выделяют ориентировочную исполнительную, контрольную части. По мере усвоения действия его ориентировочная и контрольная части переходят во внутренний план (интериоризируются), а исполнительнаясворачивается,формируется навык. Навык – это автоматизированное в результате упражнения действие. Явление, когда выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка, называется переносом. Явление, когда выработанный ранее навык затрудняет приобретение либо использование сходного навыка, называется интерференцией.

Интериоризацияпроцесс превращения внешних практических действий во внутренние психические. То есть интериоризация представляет собой формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Экстериоризация обратный процесс разворачивания преобразованных внутренних структур во внешний план действия (например, при затруднениях в выполнении действия или при специальной цели осознать операцию).

Действия состоят из операцийавтоматизированных способов выполнения ранее развернутых действий, это «технический» состав действия. В отличие от действий операции не осознаются и уже непроизвольны. Формирование операций обеспечивает экономичное, без лишних затрат выполнение деятельности, а значит, ее усвоение.

Операции определяются не мотивами и целями, а условиями ситуации. Условиями выполнения действия являются не только внешние обстоятельства, но и внутренние, психические особенности субъекта. Достижению одной и той же цели сопутствуют разные условия. Цель в определенных условиях называется задачей. Умение ориентироваться на многообразные условия, в которых нужно действовать, обеспечивает высокую произвольность и эффективность деятельности человека.

Психологическая характеристика основных видов деятельности

Различают три основных вида деятельности: труд, учение и игру. Они являются основными, т. к. большинство людей в своем развитии их осваивает.

Игравоображаемая реализация нереализуемых желаний (Л.С. Вы-готский). Это первый вид деятельности, который появляется в онтогенезе.

Учебная деятельность – деятельность, направленная на преобразование (дополнение и переструктурирование)опыта субъекта за счет включения преобразуемых новых знаний и умений в системы прежнего опыта. Адекватным для учебной деятельности является познавательный мотив. Иногда говорят о познавательной потребности. Познавательная потребность не является врожденной. Она формируется на основе врожденной потребности в новых впечатлениях при положительном подкреплении со стороны взрослых. Специфика познавательной потребности (мотива) заключается в том, что это она ненасыщаема. Именно поэтому познавательные мотивы выступают самыми действенными «двигателями» учения.

В отличие от трудовой деятельности, которая направлена на преобразование внешней действительности, предметом учения выступает сам учащийся, т. е. учение направлено на самоизменение. Эти изменения в знаниях, мировоззрении в целом, психическом развитии и являются итоговым продуктом учения. Так как учение – это работа по самоизменению, оно неизменно вызывает обратную реакцию – инертность. По этой причине учение требует приложения определенных волевых усилий. Осознание мотива саморазвития продуцирует личностный смысл учения для человека и его собственную активность в учении.

Трудцелесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Своеобразие психологической стороны трудовой деятельности связано прежде всего с тем, что по своей объективной общественной сущности труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта в материальной или идеальной форме.

Специфика трудовой деятельности определяется разделением труда в обществе. Общество функционирует по принципу социального обмена. Благодаря этому отдельному человеку не надо производить все необходимое для жизни. Так как ни один человек не производит все предметы, нужные для удовлетворения его потребностей, то мотивом его деятельности становится продукт не его деятельности, а деятельности других людей, продукт общественной деятельности. В трудовой деятельности не совпадают мотивы и цель. Именно это несовпадение определяет необходимость волевых усилий. В своих высших формах осмысленности труд обладает личностной значимостью.

Способностиэто индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но именно способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Задаткиэто генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, органов чувств и даже организма в целом, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылки) формирования и развития способностей.

Задатки могут не стать способностями. Известно, что формирование способностей возможно только, если человек начинает выполнять соответствующую деятельность.

 

Date: 2016-07-05; view: 422; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию