Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет, задачи и методы психологииСтр 1 из 22Следующая ⇒
Психология – наука о фактах, закономерностях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики. В отечественной психологии можно выделить следующие методологические принципы: принцип детерминизма, принцип системности, принцип единства сознания и деятельности, генетический принцип. Принцип детерминизма – принцип причинной обусловленности (от лат. dеterminare – определять). Этот принцип является общенаучным, т. к. любая наука должна руководствоваться не верой, а знаниями. В психологии детерминизм означает закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Принцип системности означает, что все свойства психики внутренне взаимосвязаны, представляют собой сложную иерархическую систему. Следовательно, изменение одних свойств, характеристик неизбежно ведёт к изменениям других, поэтому задача исследователя – установить системные взаимосвязи изучаемого свойства / явления с другими. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание / психика и деятельность / активность представляют собой две стороны единого процесса взаимодействия субъекта с действительностью. В процессе деятельности, регулируемой сознанием, человек реализует свои мотивы, целенаправленно преобразуя предметный мир и тем самым удовлетворяя свои потребности. В этом процессе рождаются новые потребности, накапливается и преобразуется опыт человека. Деятельность предстаёт как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность, её сознание. Следовательно, сознание / психика возникает, развивается и проявляется в деятельности. Принцип развития (генетический принцип). Психика человека является продуктом развития. Психические явления, как и все явления природы и общественной жизни, имеют своё прошлое и будущее, поэтому исследование отдельных свойств психики необходимо осуществлять в контексте развития психики в целом. Рассмотрим классификацию методов психологического исследования, критерием которой является исследовательская задача: 1) задачу выявления и описания психологических фактов решают наблюдение, беседа (интервьюирование) и её варианты, метод изучения продуктов деятельности (изучение документов, контент-анализ); 2) более сложную задачу изучения закономерностей (выявления наличия устойчивой повторяющийся связи) решает эксперимент (лабораторный и естественный); 3) задачу выявления механизмов (т. е. причинно-следственных отношений) в психологии решает формирующий эксперимент (преобразующий эксперимент, экспериментально-генетический метод). Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим и наиболее часто используемым психологическим методом. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, и в то же время оно органически включается в состав других методов исследования, таких как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т. д. Наблюдение используется для выявления и описания новых психологических фактов и психических явлений. Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами: - целенаправленностью: наблюдатель должен отчётливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчётливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным; - систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного; - планомерностью, т. к. следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где и при каких условиях; - аналитичностью, ведь наблюдение предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы; - регистрацией результатов, что позволяет исключить ошибки памяти, тем самым уменьшить субъективизм выводов и обобщений; - оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих чёткому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций. Интервью (от англ. «встреча», «беседа») – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Данный метод предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы в ходе устного непосредственного общения, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых. В отличие от житейской беседы процесс интервьюирования предполагает наличие чёткой цели, предварительного планирования действий по сбору информации, обработку полученных результатов. Анкетирование (от фр. «список вопросов») – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. В отличие от интервью, проводимого в устной форме, анкеты самостоятельно заполняются респондентами. Метод анализа продуктов деятельности позволяет собрать факты, опираясь на изучение материализованных продуктов психической деятельности. Исследователь, используя данный метод, имеет дело не с самим человеком, а с материальными или идеальными продуктами его деятельности: учебной, творческой и др. (рисунки, стихи, рассказы, сказки, поделки и т. п.). Эксперимент (от лат. «проба, опыт») – это специально созданное изменение реальности с целью вызывания интересующего исследователя явления и изучения закономерностей его протекания. Психологический эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью актуализации изучаемого психического явления и перевода его в объективно наблюдаемые факты поведения. Лабораторный и естественный эксперименты отличаются по степени осознания испытуемым своей роли «подопытного». В естественном эксперименте у испытуемого осознания этого факта нет, в лабораторном есть, что отражается на получаемых результатах. Формирующий эксперимент – метод прослеживания изменений психики человека в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. В формирующем эксперименте стоит задача изучить психическую реальность в процессе её формирования и через это выявить механизмы исследуемого явления. Для этого в начале эксперимента производится диагностика (констатация) особенности проявления n -го психологического феномена, затем испытуемому предлагается пройти формирующий эксперимент, выполненный по определённой экспериментальной программе. После этого происходит контрольная, или итоговая, диагностика. Экспериментатор имеет возможность сравнить, как данная программа способствует или не способствует психологическим изменениям человека (например, снятию у него нервно-психического напряжения, формированию внимания, расширению способов совладания с жизненными ситуациями, формированию коммуникативной компетентности, управлению собой или другими и т. п.). Этапы формирующего эксперимента: 1. Констатирующий этап (в нём участвуют контрольная и экспериментальная группы испытуемых). На данном этапе измеряется наличный уровень развития (например, уровень развития логического мышления, степень сформированности моральных представлений). Полученные данные составляют основу следующего этапа. 2. Формирующий этап (участвует только экспериментальная группа испытуемых). На данном этапе происходит активное преобразование, развитие тех или иных сторон психики. 3. Контрольный этап (участвуют обе группы испытуемых). Date: 2016-07-05; view: 295; Нарушение авторских прав |