Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития естествознания.





На протяжении всей истории человечества, люди беспрестанно познавали и открывали для себя окружающий мир. Познать сущность всего, – вот какая цель стояла и стоит перед наукой, в том числе и перед естествознанием.

История развития естествознания тесно переплетается с общей историей человечества. Каждый период технического скачка соответствует новому продвижению в естествознании. Систематическое изучение окружающего мира сложилось ко второй половине XV века. До этого момента все попытки изучать природу и мир носили лишь в подготовительный характер. Следующие периоды отвечают за развитие естествознания.

Первый период – натурфилософия. Относится к древнему миру. Всё естествознание было связано единой нитью философии. Дифференциация наук не наблюдается, но намечается только лишь к концу этой эпохи. Медицинские, анатомические и физические исследования только зарождались. Особняком стояли самостоятельные отрасли: астрономия и математика. Позднее к ним присоединиться химия (алхимия).

Второй период накладывается на эпоху Средневековья. На территории Западной Европы все науки находятся под гнётом теологии, которая превращает их в магию, астрологию и кабалистику. Яркого развития техники и, следовательно, естествознания не наблюдается. Тем не менее, идёт накопление знаний, что приводит к третьему периоду.

В третьем периоде как раз и зарождается естествознание. Его относят к эпохе Возрождения. Датировка: вторая половина XV века – конец XVIII века. Эта эпоха носит название метафизической эпохи. Развитие естествознания принимает революционный характер. Миру открываются такие имена как Г. Галилей и И.Ньютон, с которыми связано соответственно становление и завершение истории развития механического естествознания. Естествознание напрямую связано с ростом и развитием производства (появление новых ремёсел и мануфактур), мореплавания (небесная механика) и военного дела (баллистика). Конец эпохи ознаменован пересмотром механического естествознания. Ряд ярких открытий таких учёных, как Ломоносов, Кант, Лейбниц отбрасывает необходимость в метафизике и метафизическом взгляде на жизнь.

Четвёртый период носит название «стихийно-диалектического» естествознания. Начало XVIII века проходит под промышленным переворотом (паровой двигатель). Следовательно, появляются новые виды крупной техники. Механика отступает, освобождая место для физики и химии. Эти науки начинают работать над идеями возникновения и использования энергии с теми или иными веществами. В биологии зарождается эволюционистская теория развития жизни (Ж. Ламарк). Такие новые открытия, как дарвинизм, клеточная теория и учение о превращения энергии, ставят крест на метафизике. Диалектика природы предстаёт во всей своей красе после открытий А.М. Бутлерова в химии, периодической системы Менделеева, основ научной физиологии И.М. Сеченова, электромагнитной теории света Дж.К. Максвелла.

Пятый, «революционный» период относится к наступлению XX столетия. Следует ряд важнейших открытий человечества: коротковолновое электромагнитное излучение радиоактивность, электрон, световое давление, идея кванта, теория относительности, радиоактивный распад, радио, генетика, модель атома. Развивается, прежде всего, физика, раскрывающая интересные перспективы атомной энергетики. Физика оказывает огромное влияние на остальные науки. Благодаря ней, зарождаются науки о космосе. Больше внимания уделяется электричеству – создаётся динамо-машина. Химия преподносит двигатель внутреннего сгорания. Происходит окончательное крушение метафизических представлений. Закрепляется Диалектический материализм. В 20-х годах XX века наступает вторая волна революции в естествознании (создание квантовой механики и теории относительности). Привычная картина мира уступает новым воззрениям учёных.

Окончательным периодом в развитии естествознания на сегодняшний день считается открытие атомной энергии (деление ядра). Зарождается кибернетика. Появляются первые ЭВМ.В естествознании начинают конкурировать такие науки как биология, химия и кибернетики. Всё это приводит к научно-технической революции. Впоследствии, значение закрепляется за фундаментальными науками, без которых невозможно развитие техники.

Таким образом, в общей картине о развитии естествознания наблюдаются первичные подготовительные этапы и этапы развития уже сформировавшегося естествознания. После чего наступает революционный этап научно-технического прогресса, который длится в настоящий момент.


Натурфилософия: математическая, атомистическая, программа Аристотеля.

Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат. - natura — природа), или философия природы. Выделяют несколько научных программ.

Первая научная программа древности – математическая программа Пифагора (580-500 до н.э.). Помимо известной «теоремы Пифагора» на счету этого античного ученого имеется и ряд других научных достижений. К их числу относится, например, введение понятия иррациональности. Превыше всего ставил Число. Считая, что мир состоит из пяти элементов (земли, огня, воздуха, воды и эфира), Пифагор увязал их с пятью видами правильных многогранников с тем или иным числом граней. Пифагор заложил основы развития естествознания, опираясь на числовые закономерности, на законы бытия.

Вторая научная программа древности – атомистическая программа. Автором физической программы был Демокрит (ок. 460-370 до н.э.). Его атомистическое учение объясняло целое как сумму отдельно составляющих его идей. Основные принципы атомизма Демокрита:

· вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц — атомов и незаполненного пространства — пустоты. Наличие последней является обязательным условием для осуществления перемещения атомов в пространстве;

· атомы неуничтожимы, вечны, а потому и вся Вселенная, из них состоящая, существует вечно;

· атомы представляют собой мельчайшие, неизменные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы — последние, образно говоря, «кирпичики мироздания»;

· атомы находятся в постоянном движении, изменяют свое положение в пространстве;

· различаются атомы по форме и величине;

· все предметы материального мира образуются из атомов различных форм и различного порядка их сочетаний.

Третьей научной программой древности было учение Аристотеля (384-322 до н.э.). Он представил мир как целое, естественно возникшее образование, имеющее причины развития в себе самом. В истории науки Аристотель известен также как автор космологического учения, которое оказало огромное влияние на миропонимание многих последующих столетий. Космология Аристотеля — геоцентристическое воззрение. Аристотель рассматривает Бога как разум мирового масштаба, дающий энергию «перводвигатель».

Вопрос







Date: 2016-07-05; view: 382; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию