Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 4. Сущность и закономерности
ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ПЛАН
1. Педагогическая сущность понятия «воспитание» 2. Проблема целей воспитания в педагогике. Историческая динамика целей воспитания. 3. Задачи воспитания в свете общечеловеческих ценностей. 4. Принципы воспитания
Мы уже говорили на первой лекции о воспитании в самом широком смысле – как о процессе передачи социального опыта. Но воспитание можно рассматривать и в узком смысле, в том, в котором мы обычно сопоставляем или даже противопоставляем два процесса: воспитание и образование. Например, по В.И.Далю ОБРАЗОВАННЫЙ – обогащенный сведениями (противоположность – невежда); ВОСПИТАННЫЙ человек – выросший в обычных правилах светского приличия (противоположность – невежа). Следовательно, воспитанный человек подчиняется неким правилам (нормам, моделям поведения), существующим в современном ему обществе. Поэтому процесс воспитания может отчасти рассматриваться как процесс формирования динамических стереотипов, которые проявляются в виде навыков и привычек поведения. (Вспомним построенные на несоответствии сформированных в разных обществах привычек кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» или «Человек ниоткуда»). Современная педагогика определяет воспитание как целенаправленный, сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования активной деятельности личности воспитанника по овладению социальным опытом.
Как видим, центральное место в этом процессе уделяется активным усилиям самого воспитанника. Между тем, философы эпохи Просвещения придерживались несколько иного мнения. Англичанин Джон Локк писал: «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно создает большие различия между людьми». Ему вторит француз Гельвеций: «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся»
А теперь обратимся к важнейшим отличительным особенностям процесса воспитания. Для этого вслед за Далем сравним процессы образования и воспитания. Мы обнаружим в них ряд различий: 1. В содержании понятий: Образование – процесс овладения знаниями; Воспитание – процесс овладения социальным опытом. 2. В последовательности этапов этих процессов: Обучение как основная часть образовательного процесса строится линейно: восприятие → понимание → осмысление → обобщение → закрепление → применение. В воспитании схема часто теряет ряд звеньев, иногда их традиционный порядок нарушается: следом за восприятием нередко сразу идет применение (подражание), которое закрепляется в качестве динамического стереотипа. И лишь позднее (иногда гораздо позже) воспитанник проходит стадию осмысления и обобщения. Так мы усваиваем, к примеру, большинство бытовых норм поведения. ПРИМЕР: овладение навыками пользования столовым прибором. Раскрытие механизма овладения нормами поведения в обществе может иметь не только научный интерес, но и создавать интересный эстетический эффект.
3. В применимости к этим процессам понятий «целостность» и «дискретность». Учебный материал членится на темы, уроки и т.д. Воспитание – целостный процесс, в котором можно выделить своего рода «доминанты»: сензитивные периоды, зоны актуального развития и т.д. 4. В возможностях проверки результатов педагогической деятельности. Проверить результаты процесса обучения возможно с высокой степенью достоверности: контрольные, зачеты, экзамены и т.д. Результаты процесса воспитания проявляются неявно, отсроченно. Трудно доказать, что полученный результат является результатом усилий именно этого педагога. 5. В характере мотивов, а, следовательно, в возможности использования стимулов. У процесса обучения, как мы выяснили, только два мотива – интерес и ответственность. Это облегчает выбор педагогических стимулов. У процесса воспитания (и самовоспитания) необозримое разнообразие мотивов и стимулов.
Date: 2016-07-05; view: 328; Нарушение авторских прав |