Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И практика воспитания
Специфика профессиональной деятельности преподавателей и выпускников нашего вуза позволяет говорить о таком явлении, как артпедагогика. На основе материалов лекции попробуйте дать определение понятию артпедагогика. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ 1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции. 2. Что характеризует педагогику как научную деятельность? Приведите примеры из педагогической деятельности в рамках вашей специализации. 3. Что сближает педагогическую деятельность с искусством? Приведите примеры из вашего личного опыта ученика и воспитанника. 4. Охарактеризуйте основные категории педагогической науки и проиллюстрируйте их примерами из области педагогики искусства. 5. На примере изучения белорусской народной педагогики проследите связь педагогической науки с другими отраслями знания. 6. На примере курсовых работ студентов своей (и, если возможно параллельной) группы покажите дифференциацию современного педагогического знания.
Тема 2.Дидактика: предмет, задачи, основные категории ПЛАН 1. Предмет, основные категории, задачи дидактики. 2. Этапы усвоения знаний 3. Принципы обучения и их реализация в процессе художественного образования. 4. Содержание образования и основные тенденции его формирования на современном этапе развития общества 5. Документы и материалы, отражающие содержание образования. Предмет дидактики. Термин «дидактика» введен в XVII в. Я.А.Коменским. «Ди даре» по-гречески означает «я учу». Коменский определяет дидактику как «искусство учить всех всему». В современной науке дидактика – это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Практика учения ставит перед нами вопросы, на которые дают ответы соответствующие разделы дидактики: -Для чего учить? -Цели, задачи обучения -Чему учить? - Содержание образования - Как учить? - Формы и методы обучения Основные категории дидактики ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ – это процесс взаимодействия учителя и учащихся ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ – это система взаимосвязанных требований к учебному процессу СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – это система знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ – особенности объединения учащихся для учебных занятий Задачи обучения 1. Вооружение учащихся суммой знаний, необходимых для жизни и профессиональной деятельности в современном обществе 2. Развитие мышления и формирование интеллектуальных умений и навыков (память, логическое мышление, дедуктивные и индуктивные умозаключения, умение работать с информацией, поступающей через различные каналы восприятия и т.д.) 3. Развитие творческих способностей и творческого мышления (ассоциативное и дивергентное мышление, освобождение от стереотипов восприятия и мышления; наука об этом – эвристика, система практических действий – ТРИЗ) 4. Развитие познавательной активности и формирование познавательных интересов Этапы усвоения знаний (на примере работы над курсовой)
(непоср.ощущения и личный опыт)
ПОНИМАНИЕ Установление связей м/явл-ми
ОСМЫСЛЕНИЕ Складывается отношение к изучаемому
ОБОБЩЕНИЕ Новые сведения включаются в систему зн-й
ЗАКРЕПЛЕНИЕ Повторение. Запоминание
ПРИМЕНЕНИЕ
В процессе обучения, если мы не получаем ожидаемого результата, надо прежде всего проверить: не упущен ли один из этапов обучения Принципы обучения По-латыни principium – основа, первоначало. В педагогике под принципами понимают систему базовых идей педагогического процесса.. Дидактические принципы можно рассматривать с трех сторон: Во-первых, это система требований к организации учебного процесса, обеспечивающая его продуктивность. Во-вторых, эта система возникла не волюнтаристски, а в результате долгих наблюдений и отражает объективные закономерности процессов усвоения, запоминания, забывания и иных психических реалий учения. В-третьих, знание принципов построения учебного процесса позволяет конструировать и анализировать преподавательскую деятельность, а также давать ей оценку и вносить необходимые коррективы. Дидактические принципы разрабатывались на протяжении столетий. В их вычленение и формулирование внесли свой вклад такие выдающиеся педагоги, как Я.А.Коменский, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и др. К числу принципов, наиболее актуальных для системы художественного образования можно отнести: НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ – требует опоры на современный уровень научных достижений в области содержания предмета и методики его преподавания ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ – требует интеграции учебной и практической деятельности. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ – (на практике разработан и внедрен Коменским) Для преподавания точных и естественных наук характерен линейный вариант реализации этого принципа. В преподавании предметов эстетического цикла этот принцип реализуется циклично. ДОСТУПНОСТЬ – следует различать доступность на интеллектуальном и эмоциональном уровне: материал изучаемых (а в особенности исполняемых) произведений искусства должен соответствовать уровню эмоционального опыта. НАГЛЯДНОСТЬ. Можно выделить виды наглядности в соответствии с каналами поступления информации: аудиальная, визуальная, аудио-визуальная, тактильная, обонятельная, вкусовая и др. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ. Уже Коменский пытался выделить типологию учеников. Ныне наука предлагает нам множество типологических рядов, которые в сумме обеспечивают индивидуальный подход. ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ обеспечивает целостность развития личности учащихся. Термин введен И.Ф.Гербартом. СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. данный принцип тесно связан с мотивацией учения. У процесса учения всего два ведущих мотива: интерес и ответственность. Содержание образования и основные тенденции его формирования на современном этапе развития общества Под содержанием образования понимают совокупность знаний, умений и навыков, которые должны усвоить ученики. При этом ЗНАНИЯ –это результат процесса познания, отраженный в сознании в виде представлений, понятий, суждений. УМЕНИЯ – подготовленность к практическим и теоретическим действиям по применению знаний. НАВЫКИ – это умения. Доведенные до автоматизма. Мыслительные процессы при этом протекают свернуто, без поэтапного самоконтроля. Художественное образование осуществляется в нашей стране на трех уровнях: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ или БАЗОВЫЙ. Обеспечивает приобщение к искусству всех учащихся на основных этапах учения: дошкольном, школьном, профессиональном, а ныне – и высшем. УГЛУБЛЕННЫЙ. Обеспечивает профориентацию в сфере художественного творчества путем углубленного (предпрофессионального обучения основам искусств и активного приобщения к творческой деятельности). Существует на этапе школьного образования в форме школ и классов с «уклоном», кружков и студий во внешкольных учреждениях и специальных школ системы Мин.Культ-ры. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. Готовит кадры для профессиональной деятельности в сфере искусства (творческой и преподавательской). Осуществляется в РБ небольшим количеством учебных заведений среднего, среднего специального, среднего профессионального и высшего образования. Этапы получения образования (проанализируйте на примере обучения близкому вам виду искусства):
Школьный Предпрофессиональный (ср. специальное образование) Профессиональный (высшее образование) Послевузовский (пов. квалификации и переквалификация, а также магистратура, аспирантура, докторантура Образование пенсионеров Документы и материалы, отражающие содержание образования. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Компоненты: Базовый – обязателен для всех учреждений, обеспечивающих среднее образование; Дифференцированный – позволяет осуществить дифференциацию образования в зависимости от способностей и склонностей учащихся Школьный – позволяет школам отразить местную специфику, в соответствии с потребностями и возможностями региона. Типы учебных планов: Типовой – разрабатывается Министерством образования и предлагается всем учебным заведениям школьного типа Индивидуальный – разрабатывается лицеями, гимназиями и колледжами и утверждается на уровне городских, областных и республиканских органов нар. обр-я (в зависимости от подчинения) УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА. СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: определяют развернутую цель обучения в рамках каждого типа обучения или специализации. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ КНИГИ. Жанры: Ø учебник, Ø учебная книга, Ø учебное пособие, Ø методическое пособие, Ø методическая разработка (методич. рекомендации). ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ 1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции. 2. Приведите и объясните пример педагогической ошибки, произошедшей из-за несоблюдения правильной последовательности этапов усвоения знаний. 3. На основе собственного опыта художественного образования приведите примеры реализации принципов дидактики в учебном процессе. 4. Объясните, зачем необходим каждый из уровней художественного образования, осуществляемого в нашей стране. 5. Охарактеризуйте каждый вид документов, отражающих содержание образования, на примере содержания образования по своей специализации. Тема 3. Дидактика: формы и методы Date: 2016-07-05; view: 532; Нарушение авторских прав |