Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интеллектуальное упражнение
Однажды меня пригласили в очаровательный дом одного знаменитого ученого. Там также присутствовали его друзья и друзья его жены, привычные к основательному изучению как традиционной, так и современной человеческой мысли. После обеда, когда мы собрались в гостиной, и общество было подготовлено трехчасовой интеллектуальной разминкой, великий человек прочистил горло и обратился ко мне. По предвкушению, написанному на лицах всех присутствующих, я понял, что это - ключевой момент вечера. "Я прочитал такую-то вашу книгу, - сказал он, - и не скрою от вас, что считаю, что она является совсем не тем, на что претендует, содержит недостаточно материала и аргументации, а ее название не соответствует содержанию." "Я весьма обязан вам за то, что вы дали себе столько труда прочитать мою скромную работу", - сказал я. "Я бы очень хотел услышать, что вы можете сказать в свою защиту", - сказал профессор. Я сказал ему, что, насколько мне известно, в собраниях ученых принято выслушивать, перед попыткой защитить свою точку зрения, конкретные доводы против, для того, чтобы попытаться опровергнуть их. Не соблаговолит ли он в таком случае рассказать мне в подробностях, что ему не понравилось в моей работе? Он соблаговолил и произнес длинную речь. Он выказал блестящее знакомство с моим предметом, цитировал книгу за книгой, чтобы привести мнение других людей и вообще демонстрировал саму виртуозность, что, конечно, впечатляло всю компанию. Все это заняло около полутора часов, и все это время я и все остальные присутствующие хранили молчание. Когда он закончил, я сказал ему: "Вы описали всю эту область в изумительной манере. Ваше изложение моих материалов и их критика действительно впечатляют. Хотел бы я изложить свои доводы столь же убедительно, но боюсь, что мне не хватит вашей академической эрудиции." Затем я спросил его, смог бы он, будучи на моем месте, выстроить столь же впечатляюще доводы моей стороны. Когда он сказал, что смог бы, я просто спросил его, не удостоит ли он нас чести выслушать его. В результате в течение целого следующего часа он, со всем своим красноречием и наслаждением от упражнения своего интеллекта, последовательно, пункт за пунктом, опроверг свои же собственные возражения против моей книги. Действительно же странная вещь заключалась в том, что все гости, привыкшие к поклонению в святилище этого несомненно впечатляющего человека, поздравляли его с замечательным умом, и никто из них и не заметил, что он выполнил за меня мою работу и по ходу дела опроверг себя, а заодно и всех процитированных им авторитетов. Я, лишь надеюсь, неправ в своем подозрении, что ему достанется столько же поклонения, если он процитирует (конечно, по памяти) весь Лондонский телефонный справочник.
Реакции Психологи совершенно верно подметили, что когда человек виновен в чем-то, он может сильно сопротивляться признанию своей вины, думая при этом, что его поведение имеет другие причины. Мы также знаем, что энергичная реакция может и не иметь отношения к предмету, который вызвал ее. Хорошо бы последить за этими вещами. Но есть и другой вид реакции. Люди, привыкшие к стимулированию грубыми и сильными воздействиями, чувствуют себя не в своей тарелке, когда подвергаются влиянию часто более значимого, но, как правило, более тонкого воздействия. Они стремятся избегать такого влияния под простым предлогом, что это 'банально' или 'неинтересно'. Нужно замечать ощущение спада. Часто оно может быть вызвано желательным разочарованием от нежелательного ожидания. Вы не можете быть уверены, что в состоянии остановить неправильное ожидание или даже предположения, которые заставляют вас так реагировать. Но вы можете наблюдать себя, реагирующего таким образом. Это - необходимое условие тренировки для того, чтобы стать по-настоящему чувствительным к существенным впечатлениям. Она называется 'слежением'.
Гусеница Если вы скажете гусенице: "Ты была яйцом, а станешь бабочкой!" Она ответит: "Грязное животное!" или "Ты все придумываешь или хочешь расстроить меня!" или "Я хочу быть ей прямо сейчас!" Или она, возможно, скажет: "Кто ты такой, чтобы говорить мне такие вещи!" Или даже "Что ж, поясни мне, пока я ползу на дерево".
Маневрирование Многие личные проблемы, связанные с недоумением и взаимным непониманием, могли бы быть решены, если бы только люди поняли, что они склонны пытаться манипулировать друг другом намного чаще, чем сами подозревают. Я провел сотни опытов, в которых я и мои компаньоны, вместо того, чтобы принимать действия и слова людей буквально, предполагали, что люди пытаются заработать очко или заглушить беспокойство, или манипулировать. Это такой вид опыта, который почти каждый может проверить. Поочередно внешне соглашаясь, уступая, принимая чьи-то советы или сомневаясь, вы можете довольно легко видеть эти скрытые шаблоны в действии. Такое изучение очень ценно в двух аспектах. Первое - оно помогает вам отделить свои эмоции от того, что, фактически, является 'ритуальной ситуацией', второе - оно показывает вам, что именно многие люди реально делают, когда они работают или играют, невзирая на их собственные убеждения об их деятельности.
Псевдонимы Время от времени я, по обстоятельствам, говорю людям, что иногда пишу под другими именами - псевдонимами. Вы не поверите, но как минимум в девяти случаях из десяти, услышав это, собеседник спрашивает: "Правда? А под какими?" Это хорошая иллюстрация почти полного автоматизма большей части мышления. Если человек пишет под псевдонимом, то уж, конечно, потому, что не хочет, чтобы его настоящее имя было связано с данным произведением. Так с чего бы ему сообщать кому-то свой псевдоним? Все это еще более замечательно, поскольку люди, реагирующие таким образом, почти всегда сравнительно чужие - люди, о которых и не подумаешь, что им, в отличие от близких друзей, может быть доверена подобная тайна.
Date: 2016-07-05; view: 264; Нарушение авторских прав |