Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уметь произносить с правильным ударением двухсложные слова и выделять ударный слог.





 

ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ:

Второй период обучения совпадает по времени со вторым полугодием /в продвинутых в речевом отношении классах второй период начинается несколько раньше/. В связи с началом обучения грамоте в сетке часов выделяются уроки обучения грамоте.

Во втором периоде обучения продолжается овладение учащимися произношением звуков, а также произношением слов и предложений различной звукослоговой структуры.

В связи с началом обучения грамоте появляется возможность дальнейшее закрепление произносительных навыков проводить с опорой на письменную речь. Вначале возможности эти ограничены. По мере овладения детьми навыками чтения и письма все большее количество проработанного устного материала закрепляется в чтении и письме.

Значительный запас правильно произносимых звуков и слов, накопленный в первый период обучения, позволяет шире развернуть работу над фразовой речью.

В течение второго периода обучения учащиеся овладевают чтением и письмом отдельных слов, а затем предложений. Обучение грамоте проводится на звуках, заранее отработанных в произношении, что имеет большое значение не только для успешного овладения чтением и письмом, но и для закрепления правильного произношения звуков. Во время овладения чтением и письмом отдельных слов проходятся гласные а, у, о, ы и согласные м, х, с, п, н, к. Во время овладения чтением предложений проходятся согласные т, в, л, ш, и гласная и.

Методические указания ко второму периоду обучения:

Формирование произношения звуков:

Во втором периоде обучения проходятся звуки д, дь, г, гь, ш, л. В то же время продолжается закрепление произношения всех пройденных ранее звуков в связи с работой над звукослоговой структурой речи. Эти звуки повторяются на усложненном материале, затем проходятся на уроках грамоты. Количество звуков, которые проходятся во втором полугодии, незначительно, что дает возможность больше времени уделять грамоте и работе над фразовой речью.

По мере овладения детьми звуковым анализом, упражнения на различение звуков принимают все более сложный характер. Например, если в начале обучения изучаемые звуки сравнивались в ряду а, у, о, у… или однотипных слогах оп, ок, от… то теперь они сравниваются или в составе разнообразных слогов, например: услышать звук ш в слогах ша, жу, сы, аш, ща или в составе слов: щетка., печка, кошка, нос, душ, жук и т.д.

Времени, затрачиваемого на изучение каждого звука, требуется все меньше, так как выше стал уровень фонематического развития. Однако у детей с нарушенной моторикой могут возникнуть затруднения при произнесении звуков ш, л. Учитель распределяет время индивидуальных занятий так, чтобы все дети были хорошо подготовлены к урокам произношения и чтения.

К концу второго периода обучения завершается та большая работа над мягкими звуками, которая велась почти с начала обучения. Проводилось много упражнений в сравнении твердых и мягких звуков, в анализе и синтезе слов с мягкими звуками. Теперь учащиеся, проходя букву и, овладевают чтением слога с мягким согласным. Еще раз приводится ряд упражнений в сопоставлении слогов и слов с мягкими и твердыми звуками. Для анализа и чтения даются слоги типа пы – пи.

Необходимо учитывать. Что благодаря проведенной в первом полугодии подготовке в речи учащихся могут появляться любые звуки из числа еще не пройденных, которые ученики могут произносить дефектно, поэтому необходимо немедленно исправить произношение.

В соответствии с индивидуальными планами учащихся следует исправить произношение тех звуков, которые проходят на втором году обучения. К концу первого года обучения все звуки должны произноситься учащимися правильно.

Во втором периоде обучения продолжается и углубляется работа, направленная на анализ и синтез звукового состава речи. Однако теперь большая часть упражнений переносится на уроки грамоты. На уроках произношения проводятся преимущественно те из них, которые связаны с изучением звуков; сюда относятся: нахождение данного звука в слове, определение его места в слове, подбор слов на изучаемый звук и т.д.

Кроме того, на уроках произношения продолжается практическое знакомство с предложением; ученики по заданию составляют предложения с теми или иными звуками, заканчивают предложения, начатые учителем, заучивают предложения и т.д.

Формирование произношения слов:

Во втором периоде обучения работа над звукослоговой и ритмической структурой речи приобретает несколько иной характер. По мере овладения учащимися произносительными навыками постепенно теряют свое значение те упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, которые контролировались жестом или показом картинок. Однако и на этом этапе обучения целесообразно проводить некоторые из них, учащимся как и раньше предлагаются для запоминания ряды действий: Встань, подойди, возьми и т.д.


Продолжаются упражнения на запоминание рядов слов, количество которых доводится до 4 – 5. Постепенно усложняется звуковой состав слов, т.е. слова подбираются очень сходного звукового состава: белка, полка, булки, палка; или шапка, шуба, шарф, калоши. После показа картинок слова обязательно проговариваются. Основным средством развития слуховой памяти служит теперь заучивание наизусть отдельных предложений, текстов, стихотворений.

Большое внимание уделяется тренировке и закреплению произносительных навыков. За это время проходят слова следующего слогового состава:

- трехсложные с одним закрытым слогом (валенки),

- четырехсложные из открытых слогов (поливали),

- частично слова со стечением согласных (стол, шкаф, школа),

- отдельные слова более сложного состава.

Заучиванию новых слов следует уделять больше внимания. В то же время придумываются и заучиваются предложения, состоящие из слов пройденной ранее слоговой структуры. Новые слова постепенно вводятся в состав предложений по мере того, как дети овладевают ими. Рекомендуется составлять предложения по сюжетным картинкам и заучивать наизусть – это способствует и развитию памяти, и автоматизации произносительных навыков. Заучиваются также тексты из 4 – 5 предложений.

Продолжается работа над развитием речевого ритма. От слоговых упражнений первого периода обучения переходят к воспроизведению более сложных ритмов. Так, например, в связи с заучиванием стихотворений отрабатывается отдельно их ритм. Прежде чем заучить строки «Все бело, бело, бело, сколько снегу намело!», воспроизводится ритм: та – та та – та та – та та; та та – та та – тата та. Одновременно заучиваются отдельные слова. После такой подготовки переходят к заучиванию стихотворения с соблюдением нужного ритма и ударности.

При переходе от скандированного к плавному произношению большое значение имеет уже начатая во 2 четверти работа над ударением: /различение ударных и безударных слогов, расставление ударения/.

Проводятся также упражнения, направленные на выработку нормального темпа и плавности речи. Сюда относится повторение различных звукосочетаний с постепенным переходом от замедленного темпа к нормальному и даже несколько ускоренному. Это могут быть различные слоговые ряды, подобранные так, чтобы отрабатываемые звуки находились в них в различных сочетаниях. Состав слогов теперь более сложный, чем в первом полугодии; так, вводятся слоги со стечением согласных – пла – пло – плу – пла – пло – плу, или с чередованием близких по артикуляции или звучанию звуков – па – ба – ба – па – ба –ба… Вначале ученики произносят ряд медленно, с трудом переходя от одного сочетания к другому, постепенно темп ускоряется, однако не за счет нечеткого произнесения отдельных элементов ряда.

Кроме слоговых сочетаний, для произношения предлагаются очень простые, короткие скороговорки вроде: «У Томы и Димы тыквы и дыни».


Обучение чтению и письму:

В приготовительном классе проводится по существу только подготовка к овладению слитным, сознательным чтением и самостоятельным письмом. Большое внимание уделяется при этом выработке четкого, слогового чтения с обязательным условием совершенно правильного произнесения каждого звука.

Следует выработать у учеников правильные приемы чтения, научить их читать слова следующей слоговой сложности: ус, му, муха, паук, кот, купала, купал, кошка и простые предложения типа «Тома мала», «Мама купала Тому».

С самого начала обучения обращается внимание на сознательность чтения. Чтение обязательно связывается с раскрытием семантики слов и связи слов в предложении. Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Дети пишут /или складывают из букв разрезной азбуки/ те слова, которые читают и прочитывают то, что пишут.

Уроки чтения и письма проводятся без букваря, так как нет букваря с нужной последовательностью расположения букв. Широко применяются разрезные азбуки и записи на доске. Задания на дом записываются в специальной тетради.

Начальный период овладения грамотой имеет два этапа.

1. На первом этапе дети овладевают чтением и письмом отдельных слов. В это время проходятся следующие буквы: у, а, х, м, о, с, п, н, к, ы. К началу обучения грамоте в результате большого количества специальных упражнений дети оказываются подготовленными к звуковому анализу и синтезу простейших слов.

В первый этап букварного обучения внимание учащихся по – прежнему сосредоточивается на анализе и синтезе отдельных слов.

В течение первого этапа обучения дети овладевают чтением и письмом слов с открытыми и закрытыми слогами. За это время дети должны усвоить, что звуки бывают гласные и согласные, гласные образуют слог, в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

С самого начала обучения воспитывается направленность на содержание читаемого. Дети привыкают, читая любые звукосочетания, осознавать, слог они читают или слово. Каждое прочитанное слово дети должны уметь объяснить или подобрать соответствующую картинку: читаемые детьми слоги следует затем включать в состав слов. Проводятся упражнения: учитель предлагает положить буквы, например О и С. Что получилось? /Ос./ Это слово? /Нет, такого слова нет/. Учитель предлагает изменить последовательность букв. А теперь что получилось? /Со./ Это слово? /Нет./ Добавьте букву К. Какое получилось слово? Ученики читают получившееся слово. Они должны узнать в сочетании букв название знакомого предмета.

Для самостоятельной работы по составлению из слогов и чтению слов применяются картонные ленты с написанными на них слогами или буквами. Ленты продергиваются в прорези, сделанные в листе картона. Протягивая поочередно сначала одну, а затем другую ленту, ученик должен сложить из разрезной азбуки получившиеся слова, пропустив бессмысленны сочетания. Получившиеся слова: сон, сом, сок, суп, сын:


СО П

СУ Н

СЫ М

К

На первом этапе букварного обучения широко применяется работа с разрезной азбукой. Учащиеся складывают слоги, которые затем читают, складывают отдельные слова после предварительного анализа или самостоятельно.

Большое количество упражнений должно быть направлено на преодоление затруднений, связанных с определением последовательности звуков в слове. У учащихся с ОНР ошибки на перестановки букв в слове часто бывают очень упорными. Часто учащиеся, правильно отобрав все нужные буквы, слово складывают неправильно, например: вместо «мак» - кам или окм и т.д.

При прохождении первых букв проводится ряд упражнений, направленных на анализ слогов и слов с последующим складыванием их из букв разрезной азбуки. Несколько позднее вводятся и другие упражнения:

- добавление недостающих букв в схеме под картинкой:

Рис. МАК

-- -- к // -- а --

- добавление недостающих букв в слове. При этом, если в предыдущем упражнении предлагаются картинки, то теперь надо по буквам догадаться, какое слово требуется сложить, например:

С -- К // -- А К

- складывание из букв, данных в беспорядке: а, к, м – МАК,

- складывание слов из слогов:

СЫ

КОСЫ

КО

- преобразование слов: например: переменить одну букву так, чтобы из слова «СУП» вышло слово «СУК».

Основным приемом овладения чтением слога является чтение по следам анализа, т.е. слог или слово, сложенные из букв разрезной азбуки, после предварительного анализа тут же прочитывается. В этот период обучения много внимания уделяется не только анализу, но и синтезу слов.

Необходимо воспитать у детей навык одновременного охвата двух, а позднее трех букв. В воспитании этого навыка большое значение имеет чтение слогов. Для чтения подбираются слоги, состоящие из согласного со всеми пройденными гласными – ма, мо, му, мы, или же все пройденные согласные сочетаются с гласными – ма, на, ка, па. Чтению отводится значительное время на каждом уроке. Читаются слоговые таблицы, слоги и слова, написанные учителем на доске. Читаются также слоги и слова, сложенные учениками на индивидуальных наборных полотнах или на партах. Последовательность читаемых слов постоянно изменяется.

Для индивидуальной работы могут применяться специальные бумажные ленты с написанными на них слогами или словами. Ленты протягиваются в прорезь, сделанную в картоне. Ученик читает появляющиеся в прорези слоги или слова.

Рекомендуется также сделать специальные пособия для чтения прямых и обратных слогов. Пособие состоит из листа картона с рядом кармашков с правой и с левой стороны и с одним кармашком в середине листа. В кармашки вставляются нужные буквы:

М М

С А С

Н Н

К К

 

А А

О С О

У У

Ы Ы

 

2. Второй этап букварного обучения связан с овладением анализом, чтением и письмом предложений. Без умения детей читать по слогам к этому этапу переходить нельзя. В это время проходят буквы в, т, ш, л, и. В течение этого периода дети упражняются в членении предложений на слова и в составлении предложений из слов. Дети усваивают практическим путем следующие правила правописания:

- раздельное написание одного слова от другого,

- перенос простейших слов,

- постановка точки в конце предложения,

- употребление заглавной буквы в собственных именах и в начале предложения.

Перед составлением предложений из букв разрезной азбуки или письмом их проводят полный анализ предложения с повторением всех пройденных правил. Продолжаются упражнения, направленные на правильное плавное слоговое чтение отдельных слов и предложений, доступных написанию и включающих только правильно произносимые звуки. При чтении предъявляются требования четкого, внятного произношения слов, правильного произношения звуков, соблюдения ударения в словах.

Проводятся различные виды работ с разрезной азбукой: складывание слов и предложений после анализа, вставки пропущенных букв или слога, складывание слов из букв, данных вразбивку и т.д.

Дети должны научиться списывать с доски и с рукописного текста отдельные слова и предложения.

 

Дети, овладевшие на первом году обучения данными знаниями и навыками, оказываются подготовленными к обучению по программе второго года обучения.

Для учащихся, поступающих в логопедическую школу с более развитой речью, данный подготовительный период может быть сокращен, но содержание его остается таким же.


ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ:

Обучение грамоте детей с ОНР 1 – 2 уровня развития речи целесообразнее разделить на 2 периода:

1 период – подготовительный, или добукварный (3 месяца);

2 период – букварный (14 месяцев).

В добукварный период обучения грамоте учащиеся подготовительного класса практически усваивают звуковой и слоговой состав слова на ограниченном речевом материале. Дети учатся произносить и различать звуки, а также выделять их из слова, затем упражняются в делении слова на слоги. И лишь после того, как они приобретут прочные навыки звуко – слогового анализа и синтеза слов, переходят к выделению слов из состава предложения. На этом этапе формируются предпосылки к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты. В течение этого времени специальных уроков грамоты не выделяется, вся работа проводится на уроках произношения.

Значительное место в подготовительных упражнениях отводится развитию двигательных и зрительных навыков, которые подготовили бы глаза и руку к письму элементов букв, их правильному расположению в тетради,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Программа предусматривает специальные упражнения по рисованию, штриховке контурных рисунков, складыванию прямоугольных фигур и печатных букв из палочек и т.д.

С декабря (начало букварного периода) дети подготовительного класса на уроках обучения грамоте (чтения и письма) приступают к знакомству с некоторыми звуками и буквами, правильно произносимыми большинством учащихся. Исключение могут составлять дети с тяжелой степенью дизартрии и ринолалией.

Порядок изучения звуков и букв указан в программе (от правильно произносимых звуков к наиболее трудным по артикуляции, наконец, к мягким согласным, звонким согласным и аффрикатам). Он является иным, чем в массовой школе.

На этом этапе обучение грамоте продолжает быть неразрывно связано с формированием произношения, поэтому программные требования едины.

Каждый звук изучается вначале на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков; затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква. Опора на правильное произношение большинству учащихся нужна с целью предупреждения трудностей в различении и выделении звуков речи и в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.

С целью предупреждения специфических ошибок в письме учащихся, в частности ошибок на замену букв, изучение акустически сходных звуков: с – ш; п – б; ч – ц и др., идет через определенное время и после твердого и прочного усвоения каждого из исходных звуков в отдельности.

При обучении грамоте особое внимание уделяется развитию звукового анализа и синтеза речи. В связи с этим большое значение на всех этапах обучения грамоте приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с помощью различных приемов. С самого начала обучения особое внимание обращается на осознанное чтение, так как учащиеся плохо понимают даже отдельные слова и самые простые словосочетания, новую форму слова воспринимают как незнакомое слово – ТОМА - ТОМУ.

В программе предусмотрено постепенное усложнение речевого материала.

Практическое усвоение правил грамматики и правописания связывается с процессом обучения грамоте в связи с изучением звуков и букв. Учащиеся получают фонетическое и графическое представление о звуках и буквах, учатся различать и называть гласные и согласные звуки, выделять их в словах и правильно обозначать: знакомятся с правилом переноса слов, с обозначением мягкости на письме, с правилом правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Кроме того, они овладевают программным материалом разделов «Слово» и «Предложение».,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

К концу обучения грамоте ученики должны овладеть сознательным правильным плавным слоговым чтением, понимать читаемое, соблюдать правильную интонацию.

На начальном этапе обучения грамоте урок может быть смешанным (чтение и письмо). По мере усвоения детьми большого количества букв появляется возможность проводить отдельно уроки чтения и уроки письма.

По окончании чтения «Букваря» приступают к чтению текстов из «Родной речи».

В 1 классе второго года обучения на повторение 20 звуков и букв выделено 10 часов, поэтому целесообразнее соединить повторяемые звуки и буквы в группы, указанные в программе.

В 1 класс первого года обучения принимаются дети с ОНР, владеющие фразовой речью с элементами аграмматизма, словарный запас у них шире обиходного, понимание речи на более высоком уровне; звуковая сторона речи, в том числе и фонематическое восприятие, достаточно сформирована. Большинство этих детей прошло дошкольную подготовку.

Определенная подготовленность данной категории детей (особенно уровень фонематического восприятия) дает возможность научить их первоначальным навыкам чтения и письма в более короткие сроки.

В связи с этим обучение грамоте детей 2 – 3 уровня развития речи (1 класс первого года обучения) целесообразно разделить на следующие два периода:

1 период – подготовительный, или добукварный (2 месяца),

2 период – букварный (7 месяцев – с ноября по май).

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико – синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связная речь.

На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих; развивается устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию и переключению.


РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Специальные уроки развития речи имеют своей целью формирование и совершенствование у школьников с общим недоразвитием речи полноценных форм общения и языковых средств с учетом их взаимодействия.

Указанная цель предусматривает решение ряда задач:

- формирование, развитие и активизация словарного запаса, т.е. развитие лексической основы речи;

- практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;

- обучение связной речи (устной и письменной);

- восполнение пробелов в речевом развитии школьников и подготовка их к овладению грамотой, грамматикой и правописанием, а также чтением в соответствии со школьной программой.

Эти задачи решаются одновременно на уроке в процессе работы по определенной теме.

Обучение на уроке происходит путем специальной организации речевой практики и использования речевых упражнений, направленных на восполнение лексико-грамматических обобщений в качестве исходной основы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность детей.

Программа по развитию речи имеет три раздела: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью». В программе дается тематика для уроков развития речи, предусматривая уточнение и накопление конкретных представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях, с которыми учащиеся сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с природными явлениями и общественной жизнью, с трудом и отношением к труду советских людей, а также обобщение нравственного опыта детей, их поведения, любви к родному краю, Родине.

Тематика для развития речи включает курс ознакомления с окружающим миром, предусмотренный программой I – II классов одиннадцатилетней общеобразовательной средней школы.

При изучении раздела «Работа над словом» большое внимание следует уделять словарной (лексической) работе на протяжении всех лет обучения. Упражнения носят практический характер. Теоретические сведения по лексике учащимся не сообщаются.

По каждой теме уточняются и накапливаются конкретные представления и понятия, ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся осознают, что слова обозначают те или иные предметы и явления, действия, близкими и противоположными по смыслу, а также могут быть употреблены в предложении в одном или нескольких значениях.

Отбор словаря связывается непосредственно с темой урока. Слова включаются в тематический словарь, который подлежит усвоению. В словарной работе должен использоваться и тот речевой материал, который учащиеся приобретают самостоятельно. Поэтому наряду с накоплением словарного запаса большое значение имеет постепенное углубление и расширение содержания уже знакомых детям слов. Тематический словарь из класса в класс усложняется.

В подготовительном и I классах учащиеся овладевают преимущественно словарем с конкретным значением. Постепенно в речь детей вводятся новые слова, обозначающие менее знакомые предметы, действия, качества. Возрастает доля слов с отвлеченным значением. Учащиеся должны научиться употреблять не только существительные, глаголы, прилагательные, но и наречия, числительные, местоимения.

Каждое новое слово должно усваиваться посредством осмысления его значения в словосочетаниях. Только в словосочетании можно уточнить конкретное значение слов. И различные формы связи между словами, с помощью которых они включаются в предложение.

Для того чтобы слово закрепилось в речи и учащиеся научились активно его использовать, необходимо создать в процессе обучения условия для частого его употребления. С этой целью организуются различные предметные ситуации с определенным подбором наглядно-дидактического, игрового, иллюстрированного материала, способствующего уточнению и активизации словаря, вовлечению его в речевое общение. Эта работа должна подвести учащихся к правильному употреблению слов по смыслу и по возможности к отчетливому их произношению.

В тех случаях, когда ученик не может правильно произнести слово, можно ограничиться приближенным его произношением, но с обязательным требованием правильного произношения гласных звуков и соблюдением порядка и количества слогов в слове.

Во II и последующих классах предусматривается знакомство учащихся с многозначными и обобщающими словами, словами с противоположным и близким значением (антонимами и синонимами), словами с переносным значением и эмоционально-экспрессивной окраской.

Ученики III–V классов учатся выбирать наиболее подходящие по значению слова для более точного выражения мысли. Все шире используются синонимические средства. Так как активизация словаря у детей происходит медленно, то их следует специально учить правильному словоупотреблению, группировке слов по смыслу и формальным (лексико-грамматическим) признакам, формированию связей между различными лексическими группами слов.

Поэтому программа предусматривает требования о включении в связную речь слов с различными словообразовательными показателями и группировки слов не только по тематическому признаку, но и по лексико-грамматическому, на основе сходства значения слов по общности значения корня, приставки, суффикса.

При изучении той или иной темы следует обращать внимание детей на родственные слова, которые в ней встречаются.

Одновременно с уточнением лексического значения слова должно усваиваться и его грамматическое оформление. В программе предусматривается систематическая работа по развитию значений грамматических форм слов и грамматических связей, в которые вступают слова между собой в предложениях различной конструкции.

В разделе «Работа над предложением» даны типы (модели) предложений, которые необходимо ввести и закрепить в речи учащихся в течение года. При формировании и закреплении навыка построения того или иного предложения одновременно уточняются значения морфологических закономерностей входящих в него слов, присущие существительным (род, число, падеж), глаголам (время, вид, род, лицо), прилагательным (род, число, падеж) и т.д.

Типы предложений из класса в класс усложняются.

В подготовительном классе в активную речь детей должны войти побудительные предложения. Школьники учатся вслушиваться в обращенную к ним речь, понимать ее содержание, осмысленно выполнять поручения, просьбы, приказания. Точность понимания контролируется ответным действием, не исключающим возможность словесного ответа.

Одновременно дети учатся составлять повествовательные простые и распространенные предложения, состоящие из 2–3 слов, по демонстрируемому действию, картине, понимать различные типы вопросов, правильно отвечать на них и обращаться с вопросами к другим. В I классе школьники должны научиться понимать и самостоятельно употреблять в связных высказываниях побудительные, вопросительные и повествовательные предложения, включающие 3–5 слов. Во II классе предложения распространяются за счет определения, уточнения места, времени, обстоятельства действия и т.д. В связных высказываниях используют простые распространенные предложения, состоящие из 5–7 слов, и не допускают аграмматизмов при их построении. За подготовительный, I, II, и частично III класс школьники должны практически овладеть основными грамматическими закономерностями языка, научиться правильно строить различные типы и модели простого распространенного предложения.

Начиная с III класса задача обучения будет состоять в формировании у детей умения пользоваться в общении не простыми распространенными предложениями, но и сложными, в закреплении навыков и умений употреблять различные конструкции простого и сложного предложения в связной речи.

Следует учить школьников использовать при построении предложений большее число членов предложений и выражать более сложные отношения и связи объективной действительности, передавать многообразие отношений с помощью специальных союзных слов, интонации, порядка слов в предложении и т.д.

Учащиеся должны образовывать сложное предложение из простых, составлять простое предложение с однородными членами, косвенной речью. Вводя в речевую практику сложные синтаксические конструкции, следует иметь в виду ознакомление не со всеми существующими сложными предложениями, а с наиболее распространенными и употребительными, выражающими временные, причинные, определительные, целевые, объективные смысловые отношения.

К концу III класса, а также в IV и V классах предусматривается практическое обобщение известных учащимся основных грамматических закономерностей, характеризующих имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение (значение, особенности, изменения). Тем самым подготавливается основа для усвоения элементарного курса грамматики.

В разделе «Работа над связной речью» на основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения предложением ведется работа по овладению учащимися смыслом высказывания, развитию навыков и умений в точном выражении мысли, умения устанавливать последовательность действий в рассказе, выявлять причинно-следственные отношения.

Программой предусматривается овладение разными формами речи (диалогической (разговорной) и монологической), видами (устной и письменной), а также различными ее типами, или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).

Вначале учащиеся усваивают диалогическую (разговорную) форму речи. Основную роль берет на себя учитель, затем под его руководством школьники учатся самостоятельно составлять диалог. Ведущим приемом обучения становится беседа. Тематика бесед на первых порах непосредственно связана с восприятием детей, их живыми впечатлениями, трудовыми и учебными процессами (подготовительный, I классы). Тематика приводится в программе.

На последующих этапах обучения (II–III классы) необходимо учить вести диалог не только в пределах наглядной ситуации, но и переходить к таким ее формам, которые черпают свое содержание из конкретных представлений детей.

Наряду с диалогической (разговорной) речью у школьников формируются умения в построении развернутого целостного и связного (монологического) высказывания.

В I классе ученики должны уметь составлять 3–5 предложений, объединенных общей темой, научиться понимать и выделять смысловые ориентиры текста.

В последующих классах устные высказывания детей постепенно должны становится все более развернутыми, включающими 20–30 слов. Школьники учатся строить высказывания на учебно-бытовую тему, давать описание хорошо известных предметов, передавать содержание картин сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно, используя план, а потом и без него. Необходимо следить, чтобы самостоятельность детей все время возрастала.

На первых порах преобладают упражнения по созданию текстов по образцу (изложение), а затем – собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного.

Пересказ содержания картин, прочитанных или прослушанных текстов подготавливает детей к самостоятельному изложению своих мыслей, наблюдений.

Для того чтобы речь детей была связной, необходимо учить их самостоятельно отбирать слова, синтаксические конструкции предложений, которые наиболее точно передали бы замысел высказывания, использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение для выделения наиболее важных слов, несущих смысловую нагрузку, разнообразные межфразовые средства для связи предложений и перехода от одного предложения к другому.

С этой целью необходимо учить детей распределять свое внимание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логических обоснованных и правильных в языковом отношении высказываний.

Развитие устной речи тесно связано с формированием связного письма.

Основными видами работ по развитию письменной речи являются изложения и сочинения.

Выбор тематики изложения, сочинения, тренировочных упражнений определяется главным образом воспитательным значением, опытом и интересами детей. При этом учитывается доступность содержания и посильность композиционного и речевого оформления.

Для сочинений целесообразно предлагать темы, связанные с конкретными впечатлениями и действиями детей. Шире привлекать темы, связанные с общественно полезным трудом детей, способствующие решению задач идейно-политического и нравственного воспитания школьников.

Изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер. Они должны быть преимущественно повествовательного характера. По мере накопления речевого опыта дети составляют короткие (2–3 предложения) устные и письменные зарисовки описательного характера хорошо знакомых предметов, явлений природы, внешности человека, животных (II класс).

Начиная с III класса элементы описания вводятся в рассказы, составленные детьми устно или письменно. В IV–V классах предусматривается составление рассказов (сочинений) с элементами рассуждения (ответы на вопросы почему? зачем?). Описания и рассуждения могут состоять из 2–3 предложений.

Программа предусматривает также обучение некоторым видам деловой речи, имеющей практическое значение (письмо, объявление, заметка с стенгазету, состоящая из небольшого количества предложений), и речевому этикету (приглашение, поздравление).

Для обучения детей письму изложений и сочинений полезно практиковать коллективные работы под руководством учителя, по образцу которых школьники учатся самостоятельно выражать свои мысли. Работа над связной речью предполагает особый контроль учителя за соблюдением учениками последовательности и связей между отдельными предложениями и более крупными частями изложения и сочинения.

Серьезное внимание уделяется работе по составлению планов устного и письменного высказывания, по формированию умения говорить и писать по собственному плану.

Работу над связной письменной речью рекомендуется проводить один раз в 10–15 дней.

 

 

ПРОИЗНОШЕНИЕ

 

Одна из основных задач программы по произношению – воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи. Эта работа осуществляется в нескольких направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях, между которыми существует тесная связь. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения учащихся, препятствующие усвоению программы на уроках произношения и грамоты.

Одной из важных задач программы является овладение правильным произношением звуков речи. Последовательность их усвоения определена в программе в зависимости от артикуляционной сложности. Поэтому большое внимание уделено различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата.

В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости-глухости и т.д.).

В связи с тем что работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развитие фонематического восприятия для овладения грамотой, программа (фронтальные занятия) имеет два раздела (кроме подготовительного класса), которые тесно связаны между собой:

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

Работа по этим двум направлениям на уроках произношения идет параллельно.

Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все учащиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.

Распределение часов на фронтальные занятия по классам следующие:

Классы Количество часов
I полугодие II полугодие
Подготовительный    
I  
II  

 

Обучение делится на три этапа.

Длительность первого этапа обучения 1–1,5 месяца. Одной из основных задач этого периода является развитие фонематического слуха. Надо научить детей вслушиваться в речь, различать и запоминать различные звуковые элементы. Одновременно начинается работа над развитием подвижности речевого аппарата, уточнением произношения имеющихся у детей звуков, постановкой отсутствующих. Проводятся упражнения на различение звуков от резко отличных до акустически и артикуляционно близких.

Ведется большая подготовка к анализу звукового состава слова.

Второй этап обучения длится 1,5–2 месяца. В это время большое внимание уделяется дифференциации звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Продолжается работа, направленная на развитие умения узнавать, различать и выделять звуки из слова. Школьники учатся различать в словах ударные и безударные гласные.

В целях подготовки учащихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы.

В течение третьего этапа обучения продолжается обучение детей правильному произношению звуков, проводится работа по дифференциации звуков (твердых-мягких, свистящих-шипящих, звонких-глухих).

По мере усвоения детьми новых звуков и слов с этими звуками все больше появляется возможность закреплять в правильно произносимой речи словарный и грамматический материал, отработанный в соответствии с программой по развитию речи.

Состав учащихся первых классов речевой уколы неоднороден, так как часть детей переходит из подготовительного класса и детских садов, часть из I класса массовой школы. Поэтому программа I класса построена с учетом неоднородного состава детей: в I классе повторяются все звуки речи, однако на более сложном звуковом и словарном материале.

Для дифференциации выделены все пары сходных звуков.

Одной из основных особенностей обучения в I классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв.

Продолжается работа по закреплению материала из программы по развитию речи.

Во II классе закрепляется правильное произношение всех звуков в словах и предложениях любой сложности (в соответствии с программами). Заканчивается работа над дифференциацией звуков (берется сразу несколько звуков, наиболее сложных для различения: [т] – [ч], [ч] – [щ], мя – мья и т.д.).

Программой предусмотрена также подготовка детей к усвоению подвижности ударения и смыслового ударения. Большое внимание уделяется развитию выразительности речи.

С III класса работа над произношением сводится к коррекции недостатков речи на индивидуальных занятиях.

Основная задача индивидуальных логопедических занятий в подготовительном – III классах – работа над звуковой стороной речи, т.е. комплекс подготовительных упражнений, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.

В подготовительном и I классах на индивидуальных занятиях прежде всего следует развивать моторику артикуляционного аппарата в строгом соответствии с клинической формой речевого нарушения. Работа осуществляется таким образом, чтобы к урокам произношения основная часть учащихся умела правильно произносить изолированные звуки, намеченные для фронтального изучения.

Во II классе индивидуальные занятия используются, в отличие от подготовительного – I классов, большей частью для закрепления навыков правильного произношения у школьников с явно выраженными дефектами артикуляционного аппарата и для интенсивной постановки звуков у вновь поступивших учащихся. Выделяются также следующие задачи: преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и ритмической структуры речи; устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении.

Начиная с III класса речевой материал на всех уроках значительно усложняется, в связи с чем у некоторых учащихся, имеющих сложные формы нарушения, вновь обнаруживаются произносительные трудности.

В письменных работах учащихся III–V и более старших классов обнаруживаются разнообразные ошибки, возникновение которых объясняется недостаточным различением фонем («увители», «долко»), нарушением слоговой структуры слова; многочисленные ошибки, связанные с трудностями выбора нужного падежа существительных и прилагательных, и т.д. Поэтому основными направлениями индивидуальной работы в этих классах могут быть:

1. Закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов, словосочетаний и связных текстов, так как для всех учащихся, как имеющих моторную недостаточность, так и не имеющих нарушений функции артикуляционного аппарата, характерна нечеткая артикуляция в речевом потоке. Дальнейшее развитие фонематического восприятия, работа над выразительностью речи, над дикцией, словесным логическим ударением.

2. Постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны речи у детей, имеющих нарушения в строении артикуляционного аппарата.

При проведении занятий с данной категорией детей необходимо предусматривать упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляционного аппарата; отработку четкого произнесения гласных звуков, постоянную тренировку отработанных согласных звуков в различных сочетаниях; систематическую коррекцию дефектных звуков и работу над внятностью речи; упражнения, устраняющие назальный (носовой) оттенок речи.

3. Преодоление недостатков речи и письма.

При работе над устранением дисграфии можно придерживаться следующих этапов: уточнение артикуляции звуков, смешиваемых в письме; дифференциация смешиваемых звуков после отработки их отчетливого произнесения; закрепление соответствующих графем; дифференциация смешиваемых букв (в письменной форме); упражнения в письме и чтении слов и предложений, включающих отработанные звуки.

4. Преодоление аграмматизма.

На каждого ученика школы ежегодно оформляется речевая карта. В речевую карту заносятся результаты обследования ребенка на начало учебного года вне зависимости от того, в каком классе он учится. Обследование всех учащихся класса проводится учителем в 1–2-ю недели сентября (6–12 ч).

В речевую карту на протяжении учебного года вносятся краткие записи о том, над какими дефектами речевого развития работал учитель с учеником в течение года, и результаты этой работы.

Основным документом при планировании содержания логопедической работы в подготовительном, I–II классах является программа по произношению (раздел «Индивидуальные занятия»).

Начиная с III класса и далее определение содержания логопедической работы основывается на состоянии речевого развития учащихся данного класса, каждого ученика в отдельности, результатах обследования учащихся в начале года.


Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова

Кафедра психологии развития и коррекционной педагогики

 

Предмет «Методика обучения русскому языку в специальной школе 5 вида»

Билет № 1

Вопросы:

1.Специальное (коррекционное) образовательное учреждение 5 вида.

2.Первый период обучения: формирование произношения звуков.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова

Кафедра психологии развития и коррекционной педагогики

 

Предмет «Методика обучения русскому языку в специальной школе 5 вида»

Билет № 2

Вопросы:

1.Структура дефекта детей с ТНР.

2. Первый период обучения: формирование произношения слов.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова

Кафедра психологии развития и коррекционной педагогики

 

Предмет «Методика обучения русскому языку в специальной школе 5 вида»

Билет № 3

Вопросы:

1.Специальная методика преподавания русского языка как наука: цель и задачи методики, ступени методики.

2. Первый период обучения: подготовка к обучению грамоте.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова

Кафедра психологии развития и коррекционной педагогики

 

Предмет «Методика обучения русскому языку в специальной школе 5 вида»

Билет № 4

Вопросы:

1.Научная основа методики русского языка и ее место среди других наук.

2.Второй период обучения: формирование произношения звуков.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова

Кафедра психологии развития и коррекционной педагогики

 

Предмет «Методика обучения русскому языку в специальной школе 5 вида»

Билет № 5

Вопросы:

1.Реализация основных дидактических принципов на уроках русского языка: научности, систематичности и последовательности в обучении, дифференцированного и индивидуального подхода, воспитывающего обучения.

2.Второй период обучения: формирование произношения слов.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова

Кафедра психологии развития и коррекционной педагогики

 

Предмет «Методика обучения русскому языку в специальной школе 5 вида»

Билет № 6

Вопросы:

1. Реализация основных дидактических принципов на уроках русского языка: сознательности и активности, наглядности, доступности, прочности.

2.Второй период обучения: обучение чтению и письму.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова

Кафедра психологии развития и коррекционной педагогики

 

Предмет «Методика обучения русскому языку в специальной школе 5 вида»

Билет № 7

Вопросы:

1.Программа для специальных школ 5 вида: базисный учебный план.

2.Методика формирования фонематического восприятия.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова

Кафедра психологии развития и коррекционной педагогики

 

Предмет «Методика обучения русскому языку в специальной школе 5 вида»

Билет № 8

Вопросы:

1.Программа специальных общеобразовательных школ для детей с ТНР: раздел – развитие речи.

2.Методика формирования навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова

Кафедра психологии развития и коррекционной педагогики

 

Предмет «Методика обучения русскому языку в специальной школе 5 вида»

Билет № 9

Вопросы:

1. Программа специальных общеобразовательных школ для детей с ТНР: раздел – произношение.

2.Подготовительный этап обучения детей с ТНР: обучение грамоте.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова

Кафедра психологии развития и коррекционной педагогики

 

Предмет «Методика обучения русскому языку в специальной школе 5 вида»

Билет № 10

Вопросы:

1. Программа специальных общеобразовательных школ для детей с ТНР: раздел – обучение грамоте.

2.Планорование работы по русскому языку: календарные, тематические, порочные планы.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова

Кафедра психологии развития и коррекционной педагогики

 

Предмет «Методика обучения русскому языку в специальной школе 5 вида»

Билет № 11

Вопросы:

1. Программа специальных общеобразовательных школ для детей с ТНР: раздел – фонетика, грамматика, правописание и развитие речи.

2.Общие методические положения по обучению грамоте детей с недоразвитием речи.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова

Кафедра психологии развития и коррекционной педагогики

 

Предмет «Методика обучения русскому языку в специальной школе 5 вида»

Билет № 12

Вопросы:

1. Программа специальных общеобразовательных школ для детей с ТНР: раздел – чтение и развитие речи.

2.Подготовительный этап обучения детей с ТНР: формирование произношения звуков.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова

Кафедра психологии развития и коррекционной педагогики

 

Предмет «Методика обучения русскому языку в специальной школе 5 вида»

Билет № 13

Вопросы:

1.Примерная структура уроков произношения.

2.Подготовительный этап обучения детей с ТНР: формирование произношения слов.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 







Date: 2016-07-05; view: 710; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.136 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию