Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правописание безударных гласных.





Очень распространенными ошибками в письменных работах учащихся с речевыми нарушениями являются ошибки на правописание безударных гласных, т.к. они не слышат ударного слога и даже под ударением могут написать «ошибочную» гласную.

Чтобы овладеть навыками правописания безударных гласных, учащиеся должны уметь различать в слове ударный слог, находить безударную гласную и подбирать проверочное слово.

Проверить написание безударной гласной возможно двумя способами:

- изменить слово так, чтобы ударение падало на проверяемую гласную /осуществляется на основе навыка произносить слова с правильным ударением/;

- выбрать проверочное слово из группы родственных слов /осуществляется на основе понятия о родственных словах/.

Изучение темы «Правописание безударных гласных» начинается с повторения материала о гласных и согласных, о составе слова, об однокоренных словах.

Для более эффективного повторения целесообразно работать с небольшим текстом. Ученики с помощью учителя выписывают из текста сначала все буквы, обозначающие гласные звуки, и дописывают недостающие, затем устно называют по тексту все согласные. Проводится выборочный диктант с заданием: записать все однокоренные слова. В группах записанных слов выделяется корень, проставляется ударение, подчеркиваются безударные гласные.

Внимание учащихся фиксируется на хорошо известном им способе проверки правописания безударных гласных путем словоизменения: один – много, много – один.

После таких упражнений учитель организует наблюдение учащихся над другим способом проверки – с помощью подбора однокоренных слов.

Можно предложить списать с доски два столбика слов, поставить ударение, подчеркнуть корни:

Сад – садовник,

Корм – кормить.

Разбор каждой пары слов проводится коллективно под руководством учителя. Рядом последовательных вопросов ученики подготавливаются к усвоению правила правописания. Для лучшего понимания правило разбирается по частям с дополнительными примерами:

1. прочитать часть правила, в которой говорится о том, что надо проверять;

2. прочитать часть правила, в которой говорится, что надо сделать, чтобы подобрать проверочное слово (изменить слово или подобрать однокоренное).

Полезно вначале сопровождать производимые действия рассуждениями вслух. Большую помощь учащимся может оказать инструктивная карточка с указанием необходимых этапов:

1. Выясни смысловое значение слова.

2. Найди корень слова.

3. Поставь ударение и определи, в какой части слова находится безударный гласный.

4. Для проверки безударного гласного в корне измени слово или подбери однокоренное так, чтобы гласный стоял под ударением.

5. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.

При условии систематических упражнений число указанных этапов должно постепенно сокращаться, пока не выработается навык правильного написания.

При изучении правописания безударных гласных большое внимание уделяется формированию умения подбирать проверочное слово из ряда однокоренных слов. Выполняя различные упражнения, учащиеся уясняют, что проверочное слово может обозначать предмет, признак предмета или действие предмета. В ходе выполнения упражнений учащиеся должны выяснить:

- На какие вопросы отвечают слова с безударной гласной, что они обозначают? /Например, действие предмета/;

- Найти проверочные слова. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают проверочные слова? /Например, предмет/.

Вначале отрабатывается подбор проверочного слова со значением «маленький предмет» к словам, обозначающим просто «предмет» (предварительно провести повторение уменьшительно – ласкательных суффиксов).

Ученикам предлагается образовать слова с указанными суффиксами. Наиболее употребительные и знакомые детям суффиксы, записаны на доске, вместе со словами, от которых надо образовать новые слова: - к – // гора, - ик - // еж, - ок - // сын, - очк - // коза

Упражнение выполняется устно, затем на доске или в тетради – письменно, с подчеркиваем в словах суффиксах. Сравнивая вновь образованные слова с данными, учащиеся отвечают на вопросы: Как изменилось слово? Что оно стало обозначать?

Количество и вид таких подготовительных упражнений учитель планирует в зависимости от состава учащихся своего класса, точнее, от спени усвоения детьми этой темы, пройденной ранее.

Целесообразно начинать с заданий, в которых указывается способ подбора проверочных слов. Например, списать, вставляя пропущенные безударные гласные, проверить с помощью слов с уменьшительно – ласкательным значением.


По мере усвоения отрабатываемого способа проверки правописания прямое указание исключается, а в упражнения вводятся слова, требующие других, ранее изученных способов подбора проверочных слов, например, изменение того же слова.

Примерно в таком же плане формируется умение проверять безударную гласную в словах, обозначающих признак или действие предмета, с помощью слов, обозначающих предмет, и наоборот, когда проверяемое слово обозначает предмет, а проверочное - признак или действие предмета / морской – море, ночевать – ночь/. Чтобы способ подбора проверочных слов стал более осознанным, упражнения подробно анализируются:

1. назвать в каждой паре однокоренное слово.

2. что обозначает первое однокоренное слово?

3. что обозначает второе слово?

4. какое слово надо проверить?

5. какое слово проверочное?

Большое внимание уделяется умению проверять безударные гласные в корнях слов, обозначающих действия предмета.

Выполняется ряд упражнений, в которых нужно изменить по вопросам слова, обозначающие действия предмета, к данным словам поставить вопросы и т.д. Упражнения выполняются как устно, так и письменно, в зависимости от хода урока, но во всех случаях с обязательным анализом выполнения /подробным или кратким в виде ответов на 1 – 2 вопроса/. Без такого анализа умение находить проверочное слово формируется очень медленно и, как правило, не бывает стойким.

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне – новый этап в работе. Сложность состоит в том, что для проверки двух безударных гласных учащиеся должны подобрать два проверочных слова.

При выполнении тренировочных упражнений в правописании слов с двумя безударными гласными оживляет и ускоряет работу применение цифровых и буквенных карточек.

Большая работа проводится со словами, различающимися только одной гласной. Основная опора в правописании этих слов – смысловое значение словосочетаний и предложений, что исключает механическое применение правила.

Из текста выбирают слова, которые одинаково звучат. Затем внимание учеников направляется на то, как они различаются на письме. Учащиеся должны осознать, что различия на письме одинаково звучащих слов прямым образом связаны со смысловым значением.

Примерный текст:

Девочка свела старенькую бабушку вниз по крутой лестнице. Под крышей ласточка свила гнездо.

Правописание безударной гласной в этих случаях также проверяется проверочным словом, но при обязательном условии, что эти слова входят в словосочетания или предложения. Выделенные из предложения, они теряют определенность смыслового значения (в устном плане) и могут быть записаны двояко.

Целесообразно постоянно предлагать детям такие упражнения, которые вынуждали бы учащихся, прежде чем выбирать проверочное слово, устанавливать зависимость смыслового значения /а следовательно, и написания/ проверяемого слова от предложения или словосочетания.

Сложнее всего научить детей осознанно и адекватно применять правило на практике. Поэтому и после изучения темы упражнения в правописании безударных гласных продолжают проводиться систематически, ежедневно в процессе работы по другим темам. Слова с безударными гласными являются настолько распространенными, что практически очень трудно составить упражнение без них. Почти на каждом уроке есть возможность 3 – 5 минут уделить какому либо виду работы с безударными гласными.

Постоянным видом работы в процессе прохождения других тем должно быть составление рядов однокоренных слов с заданными корнями, среди которых учащиеся должны уметь не только найти проверочное слово, но и проверить им все остальные слова: составление таблиц проверяемых и проверочных однокоренных слов; подбор к заданной схеме (например, «корень слова + - ик»). Во всех этих словах учащиеся проставляют ударение, находят безударные гласные, проводят полный или частичный морфологический анализ, объясняют правописание. Следует включать в работу и слова с омонимичными корнями. С этой целью, как правило, даются готовые предложения, позволяющие выявить смысловое значение слов с корнями – омонимами (не больше пары слов на одном уроке).







Date: 2016-07-05; view: 765; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию