Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работе по различению приставок и предлогов, по слитному и раздельному написанию должно быть уделено самое серьезное внимание.





МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ

РУССКОГО

ЯЗЫКА

(СПЕЦИАЛЬНАЯ)

В ШКОЛЕ V ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯ.

При сообщении первоначальных грамматических сведений необходима наглядность материала: картинки, изображающие предметы, признаки и действия предметов, таблицы, рисунки учителя, записи на доске и т.д.

Содержание и методы обучения по темам:

СОСТАВ СЛОВА.

Подготовка к изучению темы «Состав слова» в 3 классе осуществляется и на уроках развития речи и на уроках русского языка в процессе прохождения других грамматических тем (3 – 5 мин). Подготовительные упражнения должны закрепить и расширить имеющиеся у детей представления о родственных словах и морфологическом составе слова. Особое внимание следует обратить на следующие виды работ:

  1. Практическое знакомство с падежными формами двухсложных существительных типа РЕКА. Отработка этих форм необходима, т.к. дети с недоразвитием речи часто принимают падежную форму за совершенно новое слово.

А) Учащимся предлагается 2 – 3 предложения с заданием – назвать и выписать столбиком слова, встречающиеся во всех предложениях, указать, изменилось ли слово. В результате разбора должен быть сделан вывод, что слово изменилось, а смысловое значение – нет, так как слово обозначает один и тот же предмет.

Б) Составление предложений со словом, данным в различных его формах (можно с помощью вопросов). Обращается внимание на то, что эти слова – формы одного и того же слова.

В) Постановка слова, данного в косвенной форме, в его начальную форму. Предварительно устанавливается, что форма слова, которая отвечает на вопрос КТО или ЧТО, называется начальной. Записывается предложение с заданием изменить выделенное слово так, чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО ЭТО, КТО ЭТО. Позднее дается другая формулировка – поставить слово в начальную форму (начальная форма записывается под выделенным словом).

  1. Различение родственных слов и слов - синонимов (в практическом плане). Записываются 2 столбика слов:

Храбрый храбрый

Смелый храбрец

Бесстрашный храбрость

Путем наблюдения выделяется сходство и различие между словами (сходство: в обоих столбиках слова близки по смыслу; различия: 1. слова первого столбика не имеют общей части, слова второго – имеют; 2. в первом столбике слова обозначают признаки предмета и все отвечают на один и тот же вопрос КАКОЙ, во втором столбике слова имеют разные значения и отвечают на разные вопросы). Делается вывод: в первом столбике слова не родственные, во втором – родственные.

  1. Выделение и подборка родственных слов с устным доказательством, почему данные слова близки по смыслу, с выделением общей части слова (следует постоянно обращаться к двум признакам родственных слов: А. Слова близки по смыслу; Б. Имеют общую часть).
  2. Выявление смысловой зависимости между родственными словами: от данного слова образовать родственные, подобрать родственные слова по образцу, составить по образцу предложения с родственными словами и т.д. Выделяется общая часть, определяется смысловое сходство.
  3. Различение родственных слов и слов созвучных, родственных слов и слов с омонимичными корнями. Путем наблюдения за указанными словами выявляется сходство и различие между ними. Слова даются и подбираются парами: слезать – слизать (слова звучат одинаково, смысловое значение - разное); горе – горный (слова звучат одинаково и имеют общую часть, а смысловое значение разное). Учащиеся должны сделать вывод – что эти слова не родственные (они не близки по смыслу).

Такая длительная подготовка, восполняющая пробелы в развитии речи учащихся, позволяет пройти тему «Состав слова» на уроках русского языка по методике, близкой к общепринятой.

КОРЕНЬ.

Корень слова выделяется из ряда родственных слов как их общая часть. Учащимся предлагают рассмотреть таблицу с картинками и подписями под ними (подписи закрыты), например: хвойный лес, молодой лесок, старый лесник, лесная избушка.

Проводится беседа по картинкам с целью проверки, понимают ли учащиеся смысловое значение каждого слова. В случае если ученики в своих ответах не используют слова, необходимые для дальнейшей работы, учитель задает наводящие вопросы: КАК ЭТО МОЖНО НАЗВАТЬ ПО – ДРУГОМУ? КАКУЮ ЕЩЕ ПОДПИСЬ МОЖНО ПРИДУМАТЬ ПОД ЭТОЙ КАРТИНКОЙ? После просмотра всех картинок подписи прочитываются. Учащимся предлагается выбрать из подписей родственные слова - /лес, лесок, лесник, лесная/, которые учитель записывает на классной доске, корень под корнем. Такое расположение удобно для наблюдений над родственными словами и выделения общей части.

Подводится итог с помощью ответов на вопросы: Какие это слова? - /Родственные./ Почему их можно назвать родственными? - /Сходные по смыслу и имеют общую часть/. Какая общая часть в данных словах? - /Лес./

Общая часть слов подчеркивается цветным мелом на доске. Учитель сообщает детям, что общая часть родственных слов называется корнем.

Учащиеся читают определение корня и отвечают на вопросы: Как называются иначе родственные слова? - /Однокоренные./ Почему их можно назвать однокоренными? - /У них один и тот же корень./

Закрепляется понятие о корне и однокоренных словах при выполнении ряда упражнений. По заданию учителя дети читают ряды однокоренных слов дом, домик, домашний /халат/; час, часовой, часовщик, выделяют в них корень и объясняют, почему эту часть слова можно назвать корнем. /Это общая часть родственных слов./

Затем слова, разобранные устно, учащиеся записывают в тетради столбиками, подчеркивают корни. Проводится проверка, при которой дети повторяют объяснение, почему выделенная часть слова является корнем, а записанные в столбик слова – однокоренными.

В первое время следует постоянно требовать от учащихся поясняющих рассуждений. Постепенно рассуждения будут сокращаться, затем от них вообще отказвываются. Однако периодически надо возвращаться к ним, так как рассуждения, доказательства при выполнении упражнений помогают предупредить ошибки, связанные с недоразвитием речи, особенно когда есть звуковое и графическое сходство – зал – залп.

Последовательность действия при выделении корня должна быть тщательно отработана и усвоена как руководство к применению правила.

С помощью учителя формируется вывод:

Чтобы найти корень в слове, надо:

- подобрать однокоренные слова,

- сравнить их,

- выделить в них общую часть.

Таблица вывешивается на специальном стенде в классе и прочитывается. Там она находится до тех пор, пока у учащихся не будет выработан прочный стереотип действий по нахождению корня в слове.

Для первоначальных тренировочных упражнений следует брать слова без приставок, в которых выделенные корни могут быть самостоятельными корнями с конкретным значением – лес, свет и т.д. Затем даются слова, в которых корни достаточно четко выступают как части слова вод(а).

При проверке следует обращать внимание учащихся на то, что однокоренные слова могут отвечать на разные вопросы ЧТО? КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАТЬ? и т.д., и в то же время они сходны по значению.

Полезно включение однокоренных слов в предложение, так как именно в предложении ярче проявляется лексическое значение слова.

ОКОНЧАНИЕ.

В работе с детьми, имеющими недоразвитие речи, эта тема имеет особое значение и постоянно находится в центре внимания. Систематическая работа над правильным употреблением окончаний начинается практически с первых дней обучения в специальной школе. И несмотря на это грамматические ошибки в некоторых случаях остаются, особенно на письме, вплоть до старших классов.

Раскрывая сущность понятия «окончание», учитель обращает внимание детей как на формальный признак понятия, так и на синтаксическую роль окончания.

Для разбора и упражнений первоначально даются слова, в которых окончание следует непосредственно за корнем гор(а). Предлагается текст, в котором одно и то же слово представлено в различных формах, с разными окончаниями.

Учащиеся читают текст, выделяют из него слово, которое встречается во всех предложениях, затем выписывают все формы слова столбиком. На основе наблюдения делается вывод о том, что слова изменяются. Дается задание подчеркнуть часть слова, которая изменяется: Какую часть слова вы подчеркнули? – Ту, которая изменяется. Где находится эта часть слова? - На конце слова.

Учитель сообщает, что изменяемая часть слова называется окончанием, учащиеся повторяют вывод.

Для выявления синтаксической роли окончания можно дать задание вставить в текст пропущенные слова, изменив их согласно смыслу предложения. Выделить по вопросам пары слов и разобрать, для чего изменяется в слове окончание. - /Чтобы связать это слово с другими словами/.

Определение понятия «окончание» анализируется по вопросам. Основной вопрос, на котором надо заострить внимание детей: Как найти в слове окончание? – Изменить слово. Сравнить формы одного и того же слова. Выделить часть слова, которая изменяется и стоит в конце слова.

Закрепление и углубление понятия «окончание» проводится в процессе выполнения упражнений. В упражнения включаются и слова, не имеющие окончаний в начальной форме.

Морфологический анализ слова должен проводиться систематически – в словах выделяется корень и окончание (в словах без приставок и суффиксов). В случае возникновения у детей затруднений или при появлении ошибок анализ должен сопровождаться соответствующими объяснениями: Что надо сделать, чтобы найти корень слова? Что надо сделать, чтобы найти окончание?

ПРИСТАВКА.

В 3 классе приставка изучается как грамматическая тема, обобщающая все те знания о приставке и ее роли в слове, которые ученики получили ранее в практическом плане.

Ознакомление с определением понятия «приставка» может происходить следующим образом.

Вывешивается таблица с картинками и подписями к ним, например: Голуби летают над крышей, Голуби улетают от машины, Голуби подлетают к мальчику. Учащиеся читают подписи и находят родственные слова, которые записывают столбиком. В словах подчеркивается корень. Проводится разбор: Чем отличаются два последних слова от первого? – Появились новые части слова у -, под -. Где они стоят? – Перед корнем. Учитель сообщает, что обе эти части слова называются приставка.

Затем определение понятия «приставка» разбирается по вопросам: Что такое приставка? – Часть слова. Где стоит приставка? – Перед корнем. Для чего служит приставка? – При помощи приставок образуются новые слова.

Для тренировочных упражнений берутся сначала однокоренные слова с разными приставками (из таких слов приставку выделить легче), затем однокоренные с одной и той же приставкой. В упражнения надо включать не только глаголы, но и имена существительные и прилагательные в сочетании с приставками (похвалить, похвала, похвальный).

Систематические упражнения в словообразовании и анализе слов способствуют зрительному запоминанию правописания приставок. Хорошие результаты дают упражнения на классификацию по гласным в них: приставки с гласной а, приставки с о и т.д. Дети должны хорошо запомнить приставки, которые пишутся с буквой а, и знать, что во всех остальных приставках, в которых произносится и слышится а, надо писать букву о.

При выполнении упражнений внимание детей нужно постоянно направлять и на правописание согласных в приставках. Учащиеся должны твердо усвоить, что последняя согласная в приставках над-, под-, от-, об – никогда не изменяется, независимо от того, как она произносится – глухо или звонко (подбили – подпилили, подвязали; отпилили – отбили; обрезали - обклеили). Подбираются слова парами, сравниваются по написанию и произношению.

Научившись выделять приставку, усвоив, что приставка является частью слова и поэтому всегда пишется слитно, дети с недоразвитием речи практически не допускают ошибок в правописании отдельных слов с приставками. При самостоятельном письме и диктантах, когда слова с приставками даются в составе предложений, учащиеся допускают характерные для них ошибки: пишут приставки отдельно от корня, в то время как предлог могут написать слитно со следующим словом.

Работе по различению приставок и предлогов, по слитному и раздельному написанию должно быть уделено самое серьезное внимание.

Разбирая под руководством учителя различные предложения, сравнивая написание приставок и предлогов со словами, учащиеся знакомятся с приемами различения приставок и предлогов.

1.Между приставкой и корнем нельзя вставить какое – либо слово.

2. Между предлогом и следующим словом можно вставить какое – либо слово.

При изучении темы «Приставка» особо останавливаются на правописании Ъ в приставках. Разделительный Ъ изучается в сопоставлении с разделительным Ь.

С разделительным Ь и его правописанием учащиеся уже знакомы. Изучение разделительного Ъ начинается с повторения этого материала. Выполняются упражнения на чтение пар слов или предложений с этими парами, например: семя – семья, поле – польет, Коля – колья.

Слова сопоставляются по значению и буквенному составу. Учащиеся поясняют, что в первых словах звуки произносятся слитно, разделительный Ь в них не пишется, во вторых – звуки произносятся раздельно, поэтому пишется Ь.

Затем учитель предлагает учащимся прослушать и повторить пары слов, например: сел – съел, обедать – объедать, сесть – съесть. В каждой паре учащиеся находят различия в произношении и значении слов. Дети вспоминают, как на письме обозначается раздельное написание согласного и гласного (обратиться к записанным ранее парам слов с разделительным Ь). По аналогии делается вывод, что и в приведенных примерах надо тоже писать разделительный Ъ знак.

Учитель записывает на доске слова с разделительным Ъ. Дети читают и разбирают их по составу. Выделяются приставки. Учащиеся еще раз проговаривают слова и устанавливают, что приставки произносятся с корнем «раздельно», после приставки пишется разделительный Ъ.

Затем делается вывод: если после приставки требуется разделительный знак, то употребляется не мягкий, а твердый знак.

 

СУФФИКС.

Путем сопоставления и разбора однокоренных слов с хорошо известными им (в практическом плане) суффиксами, учащиеся приходят к пониманию того, что между корнем и окончанием может быть вставка, которая придает слову новое значение.

Учащиеся называют по картинкам слова, с помощью учителя образуют от этих слов новые с ласкательным значением. Учитель записывает слова на доске столбиком, корень под корнем:

голова

головка

головушка

 

трава

травка

травушка

В первых словах столбиков выделяется корень и окончание.

Сравнивая с ними вторые слова, учащиеся устанавливают, что между корнем и окончанием появилась вставка - к – и слова приобрели уменьшительное значение. Так же сопоставляются третьи слова с первыми. Выявляется вставка - ушк – и новое, ласкательное значение этих слов.

Детям предлагается 2 – 3 слова для самостоятельного образования новых слов с уменьшительно – ласкательным значением, например: нора (норка, норочка), лапа (лапка, лапочка) и т.д. Устно дети определяют вставку, с помощью которой они образовали новые слова. Учитель записывает названные суффиксы на доске.

Затем учащиеся анализируют определение суффикса по вопросам:

  1. Что такое суффикс?
  2. Где стоит суффикс?
  3. Что новое вносит суффикс в слово?
  4. Для чего служит суффикс?

Для усвоения и закрепления понятия «суффикс» проводятся упражнения в словообразовании при помощи суффиксов.

Подбираются ряды слов с одним корнем, но с разными суффиксами – гора, горка, горочка, горушка, горный, пригорок или неоднокоренных слов с одним и тем же суффиксом – избушка, горбушка, коровушка, верхушка. В словах выделяется корень, окончание, суффикс. Анализ слов сопровождается объяснениями учащихся о том, что надо сделать, чтобы найти суффикс:

  1. Подобрать однокоренные слова, выделить корень слова.
  2. Подобрать формы слова, выделить окончание.
  3. Найти часть слова, стоящую между корнем и окончанием.

В процессе выполнения упражнений следует обратить внимание учащихся на случаи, когда в составе слова есть суффикс, но нет окончания – столик, котик, ледок, сырок и др. Дети должны отметить, что в таких словах суффикс стоит после корня, а не между корнем и окончанием.

Заканчивая изучение темы «Состав слова», следует с помощью вопросов систематизировать знания учащихся:

- Какая часть слова является главной?

- С помощью каких частей слова от корня образуются новые слова?

- Какая часть слова служит для связи слов в предложении?

Анализ слов по составу (полный или частичный) продолжается и в дальнейшем, при прохождении других грамматических тем. Рекомендуется придерживаться следующего порядка анализа: начинать надо с выделения корня и окончания, затем выявляются суффикс и приставка.

 

Date: 2016-07-05; view: 558; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию