Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работе по различению приставок и предлогов, по слитному и раздельному написанию должно быть уделено самое серьезное внимание.Стр 1 из 7Следующая ⇒
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА (СПЕЦИАЛЬНАЯ) В ШКОЛЕ V ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯ. При сообщении первоначальных грамматических сведений необходима наглядность материала: картинки, изображающие предметы, признаки и действия предметов, таблицы, рисунки учителя, записи на доске и т.д. Содержание и методы обучения по темам: СОСТАВ СЛОВА. Подготовка к изучению темы «Состав слова» в 3 классе осуществляется и на уроках развития речи и на уроках русского языка в процессе прохождения других грамматических тем (3 – 5 мин). Подготовительные упражнения должны закрепить и расширить имеющиеся у детей представления о родственных словах и морфологическом составе слова. Особое внимание следует обратить на следующие виды работ:
А) Учащимся предлагается 2 – 3 предложения с заданием – назвать и выписать столбиком слова, встречающиеся во всех предложениях, указать, изменилось ли слово. В результате разбора должен быть сделан вывод, что слово изменилось, а смысловое значение – нет, так как слово обозначает один и тот же предмет. Б) Составление предложений со словом, данным в различных его формах (можно с помощью вопросов). Обращается внимание на то, что эти слова – формы одного и того же слова. В) Постановка слова, данного в косвенной форме, в его начальную форму. Предварительно устанавливается, что форма слова, которая отвечает на вопрос КТО или ЧТО, называется начальной. Записывается предложение с заданием изменить выделенное слово так, чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО ЭТО, КТО ЭТО. Позднее дается другая формулировка – поставить слово в начальную форму (начальная форма записывается под выделенным словом).
Храбрый храбрый Смелый храбрец Бесстрашный храбрость Путем наблюдения выделяется сходство и различие между словами (сходство: в обоих столбиках слова близки по смыслу; различия: 1. слова первого столбика не имеют общей части, слова второго – имеют; 2. в первом столбике слова обозначают признаки предмета и все отвечают на один и тот же вопрос КАКОЙ, во втором столбике слова имеют разные значения и отвечают на разные вопросы). Делается вывод: в первом столбике слова не родственные, во втором – родственные.
Такая длительная подготовка, восполняющая пробелы в развитии речи учащихся, позволяет пройти тему «Состав слова» на уроках русского языка по методике, близкой к общепринятой. КОРЕНЬ. Корень слова выделяется из ряда родственных слов как их общая часть. Учащимся предлагают рассмотреть таблицу с картинками и подписями под ними (подписи закрыты), например: хвойный лес, молодой лесок, старый лесник, лесная избушка. Проводится беседа по картинкам с целью проверки, понимают ли учащиеся смысловое значение каждого слова. В случае если ученики в своих ответах не используют слова, необходимые для дальнейшей работы, учитель задает наводящие вопросы: КАК ЭТО МОЖНО НАЗВАТЬ ПО – ДРУГОМУ? КАКУЮ ЕЩЕ ПОДПИСЬ МОЖНО ПРИДУМАТЬ ПОД ЭТОЙ КАРТИНКОЙ? После просмотра всех картинок подписи прочитываются. Учащимся предлагается выбрать из подписей родственные слова - /лес, лесок, лесник, лесная/, которые учитель записывает на классной доске, корень под корнем. Такое расположение удобно для наблюдений над родственными словами и выделения общей части. Подводится итог с помощью ответов на вопросы: Какие это слова? - /Родственные./ Почему их можно назвать родственными? - /Сходные по смыслу и имеют общую часть/. Какая общая часть в данных словах? - /Лес./ Общая часть слов подчеркивается цветным мелом на доске. Учитель сообщает детям, что общая часть родственных слов называется корнем. Учащиеся читают определение корня и отвечают на вопросы: Как называются иначе родственные слова? - /Однокоренные./ Почему их можно назвать однокоренными? - /У них один и тот же корень./ Закрепляется понятие о корне и однокоренных словах при выполнении ряда упражнений. По заданию учителя дети читают ряды однокоренных слов дом, домик, домашний /халат/; час, часовой, часовщик, выделяют в них корень и объясняют, почему эту часть слова можно назвать корнем. /Это общая часть родственных слов./ Затем слова, разобранные устно, учащиеся записывают в тетради столбиками, подчеркивают корни. Проводится проверка, при которой дети повторяют объяснение, почему выделенная часть слова является корнем, а записанные в столбик слова – однокоренными. В первое время следует постоянно требовать от учащихся поясняющих рассуждений. Постепенно рассуждения будут сокращаться, затем от них вообще отказвываются. Однако периодически надо возвращаться к ним, так как рассуждения, доказательства при выполнении упражнений помогают предупредить ошибки, связанные с недоразвитием речи, особенно когда есть звуковое и графическое сходство – зал – залп. Последовательность действия при выделении корня должна быть тщательно отработана и усвоена как руководство к применению правила. С помощью учителя формируется вывод: Чтобы найти корень в слове, надо: - подобрать однокоренные слова, - сравнить их, - выделить в них общую часть. Таблица вывешивается на специальном стенде в классе и прочитывается. Там она находится до тех пор, пока у учащихся не будет выработан прочный стереотип действий по нахождению корня в слове. Для первоначальных тренировочных упражнений следует брать слова без приставок, в которых выделенные корни могут быть самостоятельными корнями с конкретным значением – лес, свет и т.д. Затем даются слова, в которых корни достаточно четко выступают как части слова вод(а). При проверке следует обращать внимание учащихся на то, что однокоренные слова могут отвечать на разные вопросы ЧТО? КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАТЬ? и т.д., и в то же время они сходны по значению. Полезно включение однокоренных слов в предложение, так как именно в предложении ярче проявляется лексическое значение слова. ОКОНЧАНИЕ. В работе с детьми, имеющими недоразвитие речи, эта тема имеет особое значение и постоянно находится в центре внимания. Систематическая работа над правильным употреблением окончаний начинается практически с первых дней обучения в специальной школе. И несмотря на это грамматические ошибки в некоторых случаях остаются, особенно на письме, вплоть до старших классов. Раскрывая сущность понятия «окончание», учитель обращает внимание детей как на формальный признак понятия, так и на синтаксическую роль окончания. Для разбора и упражнений первоначально даются слова, в которых окончание следует непосредственно за корнем гор(а). Предлагается текст, в котором одно и то же слово представлено в различных формах, с разными окончаниями. Учащиеся читают текст, выделяют из него слово, которое встречается во всех предложениях, затем выписывают все формы слова столбиком. На основе наблюдения делается вывод о том, что слова изменяются. Дается задание подчеркнуть часть слова, которая изменяется: Какую часть слова вы подчеркнули? – Ту, которая изменяется. Где находится эта часть слова? - На конце слова. Учитель сообщает, что изменяемая часть слова называется окончанием, учащиеся повторяют вывод. Для выявления синтаксической роли окончания можно дать задание вставить в текст пропущенные слова, изменив их согласно смыслу предложения. Выделить по вопросам пары слов и разобрать, для чего изменяется в слове окончание. - /Чтобы связать это слово с другими словами/. Определение понятия «окончание» анализируется по вопросам. Основной вопрос, на котором надо заострить внимание детей: Как найти в слове окончание? – Изменить слово. Сравнить формы одного и того же слова. Выделить часть слова, которая изменяется и стоит в конце слова. Закрепление и углубление понятия «окончание» проводится в процессе выполнения упражнений. В упражнения включаются и слова, не имеющие окончаний в начальной форме. Морфологический анализ слова должен проводиться систематически – в словах выделяется корень и окончание (в словах без приставок и суффиксов). В случае возникновения у детей затруднений или при появлении ошибок анализ должен сопровождаться соответствующими объяснениями: Что надо сделать, чтобы найти корень слова? Что надо сделать, чтобы найти окончание? ПРИСТАВКА. В 3 классе приставка изучается как грамматическая тема, обобщающая все те знания о приставке и ее роли в слове, которые ученики получили ранее в практическом плане. Ознакомление с определением понятия «приставка» может происходить следующим образом. Вывешивается таблица с картинками и подписями к ним, например: Голуби летают над крышей, Голуби улетают от машины, Голуби подлетают к мальчику. Учащиеся читают подписи и находят родственные слова, которые записывают столбиком. В словах подчеркивается корень. Проводится разбор: Чем отличаются два последних слова от первого? – Появились новые части слова у -, под -. Где они стоят? – Перед корнем. Учитель сообщает, что обе эти части слова называются приставка. Затем определение понятия «приставка» разбирается по вопросам: Что такое приставка? – Часть слова. Где стоит приставка? – Перед корнем. Для чего служит приставка? – При помощи приставок образуются новые слова. Для тренировочных упражнений берутся сначала однокоренные слова с разными приставками (из таких слов приставку выделить легче), затем однокоренные с одной и той же приставкой. В упражнения надо включать не только глаголы, но и имена существительные и прилагательные в сочетании с приставками (похвалить, похвала, похвальный). Систематические упражнения в словообразовании и анализе слов способствуют зрительному запоминанию правописания приставок. Хорошие результаты дают упражнения на классификацию по гласным в них: приставки с гласной а, приставки с о и т.д. Дети должны хорошо запомнить приставки, которые пишутся с буквой а, и знать, что во всех остальных приставках, в которых произносится и слышится а, надо писать букву о. При выполнении упражнений внимание детей нужно постоянно направлять и на правописание согласных в приставках. Учащиеся должны твердо усвоить, что последняя согласная в приставках над-, под-, от-, об – никогда не изменяется, независимо от того, как она произносится – глухо или звонко (подбили – подпилили, подвязали; отпилили – отбили; обрезали - обклеили). Подбираются слова парами, сравниваются по написанию и произношению. Научившись выделять приставку, усвоив, что приставка является частью слова и поэтому всегда пишется слитно, дети с недоразвитием речи практически не допускают ошибок в правописании отдельных слов с приставками. При самостоятельном письме и диктантах, когда слова с приставками даются в составе предложений, учащиеся допускают характерные для них ошибки: пишут приставки отдельно от корня, в то время как предлог могут написать слитно со следующим словом. Работе по различению приставок и предлогов, по слитному и раздельному написанию должно быть уделено самое серьезное внимание. Разбирая под руководством учителя различные предложения, сравнивая написание приставок и предлогов со словами, учащиеся знакомятся с приемами различения приставок и предлогов. 1.Между приставкой и корнем нельзя вставить какое – либо слово. 2. Между предлогом и следующим словом можно вставить какое – либо слово. При изучении темы «Приставка» особо останавливаются на правописании Ъ в приставках. Разделительный Ъ изучается в сопоставлении с разделительным Ь. С разделительным Ь и его правописанием учащиеся уже знакомы. Изучение разделительного Ъ начинается с повторения этого материала. Выполняются упражнения на чтение пар слов или предложений с этими парами, например: семя – семья, поле – польет, Коля – колья. Слова сопоставляются по значению и буквенному составу. Учащиеся поясняют, что в первых словах звуки произносятся слитно, разделительный Ь в них не пишется, во вторых – звуки произносятся раздельно, поэтому пишется Ь. Затем учитель предлагает учащимся прослушать и повторить пары слов, например: сел – съел, обедать – объедать, сесть – съесть. В каждой паре учащиеся находят различия в произношении и значении слов. Дети вспоминают, как на письме обозначается раздельное написание согласного и гласного (обратиться к записанным ранее парам слов с разделительным Ь). По аналогии делается вывод, что и в приведенных примерах надо тоже писать разделительный Ъ знак. Учитель записывает на доске слова с разделительным Ъ. Дети читают и разбирают их по составу. Выделяются приставки. Учащиеся еще раз проговаривают слова и устанавливают, что приставки произносятся с корнем «раздельно», после приставки пишется разделительный Ъ. Затем делается вывод: если после приставки требуется разделительный знак, то употребляется не мягкий, а твердый знак.
СУФФИКС. Путем сопоставления и разбора однокоренных слов с хорошо известными им (в практическом плане) суффиксами, учащиеся приходят к пониманию того, что между корнем и окончанием может быть вставка, которая придает слову новое значение. Учащиеся называют по картинкам слова, с помощью учителя образуют от этих слов новые с ласкательным значением. Учитель записывает слова на доске столбиком, корень под корнем: голова головка головушка
трава травка травушка В первых словах столбиков выделяется корень и окончание. Сравнивая с ними вторые слова, учащиеся устанавливают, что между корнем и окончанием появилась вставка - к – и слова приобрели уменьшительное значение. Так же сопоставляются третьи слова с первыми. Выявляется вставка - ушк – и новое, ласкательное значение этих слов. Детям предлагается 2 – 3 слова для самостоятельного образования новых слов с уменьшительно – ласкательным значением, например: нора (норка, норочка), лапа (лапка, лапочка) и т.д. Устно дети определяют вставку, с помощью которой они образовали новые слова. Учитель записывает названные суффиксы на доске. Затем учащиеся анализируют определение суффикса по вопросам:
Для усвоения и закрепления понятия «суффикс» проводятся упражнения в словообразовании при помощи суффиксов. Подбираются ряды слов с одним корнем, но с разными суффиксами – гора, горка, горочка, горушка, горный, пригорок или неоднокоренных слов с одним и тем же суффиксом – избушка, горбушка, коровушка, верхушка. В словах выделяется корень, окончание, суффикс. Анализ слов сопровождается объяснениями учащихся о том, что надо сделать, чтобы найти суффикс:
В процессе выполнения упражнений следует обратить внимание учащихся на случаи, когда в составе слова есть суффикс, но нет окончания – столик, котик, ледок, сырок и др. Дети должны отметить, что в таких словах суффикс стоит после корня, а не между корнем и окончанием. Заканчивая изучение темы «Состав слова», следует с помощью вопросов систематизировать знания учащихся: - Какая часть слова является главной? - С помощью каких частей слова от корня образуются новые слова? - Какая часть слова служит для связи слов в предложении? Анализ слов по составу (полный или частичный) продолжается и в дальнейшем, при прохождении других грамматических тем. Рекомендуется придерживаться следующего порядка анализа: начинать надо с выделения корня и окончания, затем выявляются суффикс и приставка.
Date: 2016-07-05; view: 593; Нарушение авторских прав |