Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование произношения звуков.





/Под усвоением звуков подразумевается овладение артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия./

В первую очередь начинается работа над звуками а, у, м, п, о, в, к, н, х, ф, и, э. Перечисленные звуки, требующие наиболее простых артикуляционных работ, обычно при поступлении в школу произносятся учащимися с правильной в основном артикуляционной установкой, но чаще всего смазанно, неотчетливо. Лишь в отдельных случаях стоит вопрос о постановке звуков к, х или т.

Упражнения в правильном произнесении этих звуков в различных, доступных на этом уровне сочетаниях подготавливают учащихся к овладению произнесением звуков, требующих более сложных артикуляционных установок.

Несколько позднее начинается работа над звуками с, йот, ль, ы, з, б, а также над сочетаниями всех перечисленных согласных с гласными и, и э, т.е. пи, ми, ти, пе, ме, те. Эти звуки называются опорными, так как они являются базой для возникновения звуков, требующих более сложных артикуляционных работ.

Позднее всего проходятся звуки л, ш, ж, р, рь, ц, ч, щ, сочетания мягких согласных с гласными а, о, у, т.е. тя, те, тю и др., требующие сложных тонко дифференцированных артикуляционных работ.

Для того, чтобы создать благоприятные условия для самостоятельного возникновения звуков и для закрепления уже пройденных, изучение звуков каждой группы растягивается на длительный период.

Однако подготовка артикуляции служит лишь условием для возникновения фонем. Ведущим в процессе фонемообразования является слуховое восприятие, т.е. ребенок должен уметь на слух различать звуки речи, а также отличать свое неправильное произношение от правильного.

Работа над развитием слухового восприятия ведется на протяжении всего периода обучения произношению. При этом различение на слух уже пройденных и правильно произносимых звуков с теми, которые еще не пройдены, но подготовлены в артикуляции, является одним из принципов обучения, например: при прохождении звука с может проводиться сопоставление этого звука со звуками з и ц – эти звуки проходятся позднее, так как артикуляция этих звуков после постановки с не должна затруднять учащихся.

Вторым не менее важным принципом является определенная последовательность сопоставления звуков от более грубых дифференцировок к более тонким с таким расчетом, чтобы в результате обучения произношению процесс фонемообразования был в основном завершен, т.е. чтобы все звуки речи были противопоставлены друг другу.

Особенно интенсивно развивается слуховое восприятие в период прохождения опорных звуков. К концу первого этапа обучения дети должны научиться различать звуки по следующим признакам:

1. взрывные и фрикативные – проводится дифференциация звуков к и х;

2. глухие и звонкие фрикативные – дифференциация звуков с и з; / фрикативные звонкие и глухие различаются легче, чем взрывные/

3. глухие и звонкие взрывные – дифференциация звуков п и б;

4. твердые и мягкие – дифференциация всех пройденных пар твердых и мягких звуков – п – пь, т – ть, с – сь и т.д.

Проводится также дифференциация гласных и и ы, которая имеет большое значение для усвоения твердых и мягких пар звуков.

Такой уровень фонематического развития следует признать необходимым к началу обучения грамоте.

Несколько позднее, уже во втором периоде обучения, для сопоставления выделяются звуки с и ш, отличающиеся местом образования.

2. Формирование произношения слов:

Одной из характерных особенностей произношения детей с ОНР являются затруднения, связанные с овладением звукослоговой структурой речи.

Существуют слова следующей слоговой сложности:

- двухсложные из открытых слогов – ЛАПА,

- односложные без стечения согласных – МАК, КОТ,

- двухсложные с одним обратным слогом – УТКА,

- трехсложные из открытых слогов – КУБИКИ,

- двухсложные с одним закрытым слогом – ДИВАН, КОШКА,

- трехсложные с одним закрытым слогом – ПАРОВОЗ, КАПУСТА,

- слова со стечением согласных в составе слога – СВЕКЛА, МОСТ, БЕЛЬЕ,

- трех – пятисложные слова, состоящие из слогов различного состава: СКАТЕРТЬ, МИЛИЦИОНЕР, ВЕЛОСИПЕД.

При обучении при произнесении детьми слов любой сложности необходимо одновременно предъявлять требования правильного произнесения каждого звука, входящего в состав этих слов, а это не может не вызывать дополнительных затруднений.

Необходимо помнить, что предварительно отработанные слова дети должны произносить в составе предложений, а это труднее, чем произнесение тех же слов вне предложений.


Мыка татыатый

По лету итот

Тытки тапывает,

Пэтэки таот – передача ритма стиха;

 

Кузнечик – путини,

Милиционер – пананей – набор звуков.

 

Объем работы над звукослоговой и ритмической структурой речи на 1 – м году обучения ограничивается изучением отдельных слов определенного слогового состава, состоящих из правильно произносимых звуков, предложений из 3 – 5 отработанных слов и простейших текстов.

Овладение произношением слов осуществляется в определенной последовательности. Вначале изучаются слова:

- двухсложные без закрытых слогов и стечения согласных типа МАМА, ТОМА и

- односложные типа МАК.

Затем вводятся

- трехсложные слова из открытых слогов – МАЛИНА, ПАНАМА и

- двухсложные с закрытым слогом БУФЕТ, КАТОК.

Первыми словами со стечением согласных являются те, в которых стоящие рядом согласные могут быть отнесены к различным слогам – МИСКА, ОКНО, УТКА.

Несколько позднее постепенно начинают вводиться слова со стечением согласных в слоге – ДВА, КНИГА, а также трехсложные с закрытым слогом – ВАЛЕНКИ.

Еще позднее изучаются слова трехсложные различного слогового состава и отдельные четырехсложные из открытых слогов - ПОЕХАЛИ.

По мере того, как дети овладевают произношением слов, эти слова вводятся в состав простых фраз.

К усвоению звукослоговой и ритмической структуры речи относится и работа над словесным ударением. Дети учатся различать, а затем воспроизводить различные слоговые сочетания с чередованием ударных и неударных слогов; учатся также различать ударный слог в слове и произносить слова с правильным ударением: (пример: урок с ударением в Порховской школе).

На первом году обучения начинается также работа над фразовым ударением и над интонацией.

Обучение грамоте.

В течение 1 – го периода обучения на материале усвоенных в произношении звуков ведется работа, направленная на анализ и синтез звукового состава речи.

После того, как усвоен определенный объем знаний и навыков. Касающихся звуковой стороны речи, начинается обучение чтению и письму, которое органически связано с работой над формированием устной речи учащихся.

Весь процесс овладения устной речью (развитие произношения, уточнение и расширение словарного запаса, овладение грамматическими формами), осуществляемый до начала обучения грамоте, является по отношению к последнему подготовительным.

Несмотря на длительную подготовительную работу, усвоение грамоты идет в условиях, отличающихся от нормальных. Формирование звуковой стороны речи далеко не закончено, еще резко отстает процесс фонемообразования. Обучение грамоте в условиях несформированности звуковой стороны речи приводит к затруднениям в овладении как чтением, так и письмом. Необходимо учитывать и то, что несформированным является и грамматический строй речи. Все это заставляет процесс овладения чтением и письмом не только растягивать во времени, но по – иному располагать материал, пользоваться иными методическими приемами, чем в массовой школе.

Основные принципы при обучении грамоте:

- К моменту показа буквы дети должны уметь отличать изучаемые звуки от других звуков речи,

- Обучение грамоте проводится на материале усвоенных в произношении звуков,


- По возможности раздвигается во времени изучение парных звуков. Так, на 1 – м году обучения проходятся глухие согласные п, т, к, с, ш, но остаются на 2 – ой год обучения парные звонкие согласные б, д, г, з, ж. Также раздвигается изучение тех парных звуков, которые проходятся в приготовительном классе, т.е. не дается буква К вскоре после Х, Ш – вскоре после С и т.д.

- В первый период обучения, при прохождении букв У, А,Х, М, О, С, П, К, Н, Ы усваивается только слоговой и звуковой состав отдельных слов.

К чтению предложения переходят после овладения чтением отдельных слов.

- С самого начала обучения особое внимание обращается на сознательность чтения. Чтение обязательно связывается с раскрытием семантики слов, с пониманием связи слов в предложении.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ:

В условиях школьного обучения формирование произношения осуществляется на специально отведенных для этой цели уроках (уроки «Произношение») и в часы индивидуальных занятий.

В первый период обучения не выделяется специальных уроков грамоты. Подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи проводится на уроках произношения. Для подготовки к письму (т.е. развитие зрительного внимания детей и мелкой мускулатуры рук) выделяется специальное время.

Индивидуальные занятия проводятся ежедневно после классных занятий и используются главным образом для постановки звуков. Постановка каждого звука начинается задолго до прохождения его на уроках произношения. В каждом конкретном случае срок подготовки зависит от индивидуальных затруднений ученика, от особенностей дефекта его речи и от сложности артикуляции звука. В среднем срок подготовки – один – полтора месяца. Кроме постановки звуков, индивидуальные занятия могут быть использованы для упражнений по формированию слоговой структуры и развития слухового восприятия.

На индивидуальные занятия оставляют примерно по 4 – 6 человек. Каждый ученик, нуждающийся в индивидуальных занятиях, должен оставаться на занятие не реже трех раз в неделю. Постановку звуков рекомендуется проводить с несколькими детьми одновременно. К урокам произношения все дети класса должны уметь правильно произносить намеченные для изучения звуки.

Структура уроков произношения определяется задачами обучения. В соответствии с двумя основными направлениями в обучении – формирование звуков и формирование звукослоговой структуры речи – урок произношения обычно состоит из двух более или менее четко разграниченных частей, каждая из которых имеет свою цель и занимает определенное место. Кроме того, на каждом уроке выделяется время для развития моторики артикуляционного аппарата, а в первый период обучения и для подготовки к анализу и синтезу звукового состава речи.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ:

  1. Развитие моторики речевого аппарата. Артикуляционные упражнения обязательно входят в каждый урок первого периода – 5 – 7 минут. Артикуляционные упражнения могут проводиться непосредственно перед изучением нового звука, если цель их – подготовить артикуляцию для произнесения этого звука, или в начале урока, если они не связаны непосредственно с изучаемым на уроке звуком. Во втором полугодии артикуляционные упражнения по усмотрению учителя могут быть частично или полностью заменены упражнениями на произнесение различных звуковых комплексов.
  2. Изучение звуков – 15 – 20 минут. Упражнения в различении на слух определенных пар или групп звуков, а также упражнения, направленные на закрепление произношения изучаемых звуков в слогах, словах и предложениях усвоенных слоговых структур. В отношении усвоения слов и предложений различной сложности эта часть урока может рассматриваться как закрепление пройденного.
  3. Усвоение слов и предложений различной сложности на материале пройденных, т.е. правильно к этому времени произносимых, звуков – 10 – 15 минут. Сюда относятся как упражнения на запоминание или различение фраз, рядов слов или слоговых сочетаний, так и упражнения, направленные на тренировку и закрепление произносительных навыков. Сюда же относятся упражнения, направленные на развитие чувства ритма, ударности, речевого дыхания. В отношении звуков эта часть урока может рассматриваться как закрепление пройденного.
  4. Подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи – 5 – 7 минут. Сюда относятся преимущественно те упражнения, которые направлены на выделение звука из ряда звуков или слова, на нахождение места звука в слове, на членение слов на слоги. Всем этим упражнениям может быть отведено специальное место в уроке или же они могут объединяться с изучением звуков, например: учащиеся произносят слова на какой либо звук и тут же их анализируют.

Во втором периоде обучения упражнения на анализ звукового состава речи частично переносятся на уроки грамоты.


Через 20 – 25 минут после начала урока рекомендуется провести 2 – 3 – минутную физзарядку или подвижную игру.

Данную структуру урока не следует превращать в шаблон, творческая активность учителя необходима при проведении уроков произношения потому, что состав учащихся в школе 5 вида неоднороден, а следовательно, учитель должен при планировании учитывать особенности состава своего класса.

При планировании каждого урока учитель должен ясно представлять себе, что уже усвоено детьми, что следует закрепить, какой новый материал можно дать на данном уроке.

Для того, чтобы урок проходил живо, вызывал интерес у детей, необходимо подбирать соответствующие наглядные пособия, главным образом предметные и сюжетные картинки, а также, особенно на первых этапах обучения – игровой материал.

Правильное планирование и успешное обучение детей возможны лишь при условии постоянного учета их индивидуальных особенностей. Поэтому необходимо в первые две недели обучения провести подробное обследование учащихся.

При обследовании выявляются:

- затруднения в произношении слов различной слоговой структуры и предложений;

- недостатки произношения звуков (несформировавшиеся, смешиваемые, неправильно произносимые, отсутствующие звуки);

- возможности слухового восприятия (состояние слухового внимания, различение звуков и слов, сходных по звучанию, состояние слуховой памяти, степень подготовленности к анализу звукового состава речи);

- темп и плавность речи;

- особенности строения артикуляционного аппарата и состояние речевой моторики.

Все данные обследования заносятся в речевые карты. Для обследования произношения звуков и слов используются в основном часы индивидуальных занятий.

 

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ:

Длительность первого периода обучения примерно 3,5 – 4 месяца. За это время проходятся наиболее простые по слоговой структуре слова и предложения. Для произнесения отбираются слова, состоящие из правильно произносимых звуков. Но так как количество правильно произносимых звуков в начале года крайне незначительно, то и активный словарь правильно произносимых слов расширяется в начале обучения медленно. В связи с этим большое количество времени в первый период обучения отводится уточнению произношения имеющихся у детей звуков и постановке отсутствующих.

В первый период обучения проходятся следующие звуки:

  1. а, у, м, п, о, в, к, н, х, т, ф, и, э, (к - х);
  2. все пройденные согласные с и и э, ль, с, сь, йот, ы (ы - и), з – зь (с – з), б, бь (п – б) – в скобках пары, на которые выделяются специальные уроки дифференциации.

Звуки, входящие в первую группу, произносятся обычно с правильной артикуляционной установкой, но неотчетливо. В процессе изучения данных звуков постепенно развивается речевая моторика и слуховое восприятие учащихся. За это время осуществляется переход от грубых дифференцировок (а – у, м – п и т.д.) к более тонким (к - х).

На каждый из перечисленных звуков планируются 1 – 3 урока. Одновременно в часы индивидуальных занятий ставятся или исправляются звуки, выделенные во вторую группу.

Звуки, выделенные во вторую группу, требуют более сложных артикуляционных работ, в процессе их усвоения осуществляется дальнейшее развитие слухового внимания и слуховой памяти, вырабатывается дифференциация звуков, отличающихся между собой тонкими акустическими и артикуляционными признаками. В это время начинается развитие навыков звукового анализа и синтеза. По каждому из звуков второй группы проводится от 2 до 6 уроков. Одновременно в часы индивидуальных занятий ставятся или исправляются звуки д, дь, г, гь, л, ш, которые проходятся во втором полугодии.

Методические указания к первому периоду обучения:

Формирование произношения звуков:

В процессе обучения произношению звуков постоянно учитывается взаимосвязь и взаимообусловленность слуховых и речедвигательных дифференцировок. Усвоение каждого нового звука происходит в процессе сравнения его с другими звуками речи. На первом этапе работы над звуком, т.е. в период его постановки (на индивидуальных занятиях), правильная артикуляция и правильное звучание сопоставляются с неправильным, обращается внимание учащихся на положение артикуляционного аппарата – губы, зубы, язык – при произнесении звука. С целью зрительного контроля применяется зеркало или внимание учащихся привлекается к артикулированию учителя. Учащиеся начинают понимать, что каждому звуку соответствует определенная артикуляция. После того, как правильная артикуляция того или иного звука усвоена учащимися, работа над звуком продолжается на уроках произношения.

Каждый изучаемый звук сопоставляется с ранее пройденными звуками и с теми из непройденных, артикуляция которых достаточно подготовлена, в последнем случае только на слух.

В начале первого периода обучения сравниваются звуки далекие, например – а – у – и, к – м, к – н, п – м и т.д.; несколько позднее вводятся упражнения на различение близких звуков (примерно со второй половины октября). В течение всей 2 четверти проводится целенаправленная, усиленная работа по различению близких звуков. Для сравнения подбираются отдельные звуки, слоги, реже слова, т.к. слов, отличающихся одним звуком, мало.

Вначале дается выделение отдельных звуков из ряда других – учащимся предлагается поднять руку, когда они услышат звук а в ряду других звуков у…а…о…, а…у… или слог па в ряду па…ка…ма…та…па…на… и т.д. Подобные упражнения усложняются по мере овладения детьми звуковым анализом слова. От сравнения отдельных звуков переходят к сравнению звуков, входящих в состав слога или слова. НАПРИМЕР: при изучении звука с учащимся можно предложить прослушать, а затем повторить ряд типа та – са или са – та – са (звук т пройден раньше). В то же время при сравнении звука с со звуками ц, з, которые еще не пройдены, и возможно не всеми учениками правильно произносятся, контролем правильности восприятия служит жест, т.е. учитель предлагает внимательно прослушать слова // слоги и поднять руку только в том случае, если слово начинается на звук с. Для сравнения может быть предложен примерно такой ряд: са – за – за – ца – са – са… или сани, зайка, цапля, сом, суп, зубы, сумка, цепь…

В то же время больше внимания уделяется закреплению произносительных навыков – произношение каждого звука должно быть тщательно отработано. На занятиях проводятся специальные упражнения по произношению звука в слогах, словах и предложениях доступной сложности. Большое внимание уделяется гласным звукам, которые обычно произносятся нечетко, неполнозвучно. Работа над формированием гласных продолжается на протяжении всего года.

Упражнения, связанные с изучением мягких звуков, следует проводить со всей тщательностью – необходимо добиваться правильного произнесения предусмотренных программой мягких звуков в различных сочетаниях их с гласными.

Подбираемый для тренировочных упражнений материал, должен быть максимально насыщен изучаемым звуком, в его состав не должны входить еще не изученные звуки; одновременно учитывается слоговой состав слов и степень сложности предложения.

Формирование произношения слов:

Кроме отработки отдельных звуков, большое место в работе над произношением отводится развитию восприятия и произнесения слов различной звукослоговой структуры и предложений. Упражнения, направленные на воспитание произносительных навыков, чередуются с упражнениями, направленных на развитие слухового восприятия.

С целью воспитания внимания к речи детям предлагается выполнить несложные поручения, которые произносятся учителем четко, тихим голосом – откройте парты, достаньте портфели, откройте портфели и т.д. Для того, чтобы исключить подражание друг другу и научить детей различать речь, обращенную к отдельным ученикам, от речи, обращенной ко всему классу, приказания, относящиеся ко всему классу и к отдельным ученикам, чередуются, например: Миша, встань; Люба встань; все встаньте; Коля сядь и т.п.

Воспитание слухового внимания проводится и в процессе узнавания и запоминания слов, различение из звучания. Так, например, учитель произносит ряд слов, ученикам предлагается поднять руку на какие – либо определенные слова. Вначале слова подбираются несходного звукового состава, например, выделить слово «кукла» среди слов «мишка», «мячик», «машина».

Далее следует усложнять задания путем подбора слов, сходных по звучанию, например: выделять слово «муха» среди слов «ухо», «пух», «мох», «мука».

Даются также для различения слова, входящие в состав простой фразы. С этой целью подбирается несколько фраз со сходными словами и к ним соответствующие картинки, например: «У Вовы уточка», «У Вовы удочка», «У Вовы дудочка» и т.д. Учитель произносит ту или иную фразу, вызванный ученик показывает соответствующую картинку.

Рекомендуется включать в уроки упражнения, направленные на запоминание рядов, состоящих из 3 – 4 слов: на наборном полотне выставляется ряд картинок (больше, чем количество предлагаемых для запоминания слов). Вызванный к доске ученик становится спиной к картинкам. Учитель произносит по картинкам ряд слов в любой последовательности. Затем, ученик поворачивается лицом к доске, и показывает картинки, точно при этом соблюдая ту же последовательность. Каждому ученику предлагается для запоминания новый ряд – т.е. последовательность картинок меняется.

Можно предложить запоминать и воспроизводить ряды простых действий: «Коля подойди к столу, возьми книгу, отдай книгу Любе, сядь на место» и т.д.

Работа над развитием слухового восприятия продолжается на всем протяжении первого периода обучения, материал постепенно усложняется: увеличивается количество предлагаемых для запоминания предложений; слова для запоминания подбираются все более сходного звукового состава: вместо «лиса, петух, кот» - «лиса, весы, косы», постепенно увеличивается количество предлагаемых для запоминания слов.

По мере овладения детьми произносительными навыками, контролем правильности восприятия становится воспроизведение. Для запоминания подбираются различные слоговые сочетания вначале из 2, позднее 3 элементов: ма – па, та – ту, ту – та – то и т.д.

За этот период времени проходятся слова следующей сложности: односложные и двухсложные без закрытых слогов и стечения согласных, двухсложные с одним закрытым слогом, трехсложные из открытых слогов, отдельные слова со стечением согласных.

Фразы вводятся в активную речь к концу 1 четверти. Вначале они состоят из 3 – 5 слов, звуковой и слоговой состав которых достаточно закреплен.

Одним из приемов овладения произношением слов новой слоговой структуры является заучивание слов по слогам. Зрительная опора при этом часто значительно облегчает заучивание, особенно на первых порах обучения. Дети наблюдают артикуляцию учителя и подражают ей, контролируя правильность своей артикуляции перед зеркалом. Одновременно внимание привлекается к звучанию. Зрительной опорой при заучивании слов (особенно трехсложных) может служить также схема слова на доске или выложенная из полосок бумаги:

 

Можно использовать при заучивании слов по слогам те приемы, которые применяются при делении слов на слоги, т.е. отхлопывание, дирижирование и т.д.

Большую роль в подготовке к произношению слов и фраз играет восприятие и воспроизведение всевозможных слоговых рядов с изменяющимся слоговым и звуковым составом. Слоговые упражнения помогают преодолеть замедление, разорванное отрывистое произношение слов и фраз. Следует различать разные виды слоговых упражнений:

1. Упражнения, подготавливающие учащихся к слитному, с правильным ударением произношению слов и словосочетаний. Как только дети овладеют правильным произнесением нескольких звуков, им предлагается повторять за учителем простейшие слоговые ряды с различным ударением: та – та, та – та, та – та – та, та тата и т.д. По мере развития чувства ритма для проговаривания предлагаются все более сложные сочетания: та та, тата та. Позднее, через 2 – 2,5 месяца после начала обучения, для заучивания с соблюдением нужного ритма и ударения подбираются рифмованные фразы с четким ритмом: та – та – та, та – та – та, увидали мы кота.

2. Упражнения, подготавливающие учащихся к быстрым и плавным переходам от произнесения одного звука к произнесению другого, что также необходимо для овладения произнесением слов и фраз. Обязательное требование при проведении всех относящихся сюда упражнений – очень отчетливое произнесение каждого звука. Поэтому в состав слогов включаются только хорошо усвоенные звуки. Вначале упражнения проводятся на гласных звуках: у – и – у – и или у – и – а – у – и – а… Такого рода упражнения могут проводиться под счет или под дирижирование учителя. Позднее слоговые упражнения подбираются с чередованием гласных мо – ма – му – мо – ма – му или согласных па – та – ка – па – та – ка звуков. Подобные упражнения усложняются в следующих направлениях:

- постепенно ускоряется темп до нормального или несколько ускоренного, при этом не должна снижаться четкость произнесения каждого отдельного звука,

- увеличивается количество элементов ряда от 2 – 3 до 3 – 4,

- усложняется состав отдельных элементов ряда – от прямых слогов переходят к обратным или к сочетанию прямых или обратных: па – ап, включаются закрытые слоги со стечением согласных сма – сму, а также сочетание типа ама – амо – аму,

- изменяется последовательность элементов ряда, т.е. после того, как удалось добиться легкого произнесения какого – либо ряда, например па – та – ка, последовательность элементов изменяется, т.е. предлагается произнести ряд ка – та – па.

По мере овладения произносительными навыками начинает предъявляться требование произнесения слов с правильным ударением. Слова каждой вновь изучаемой структуры произносятся вначале скандированно, позднее с правильным ударением. Дети усваивают, что слог, который произносится сильнее, называется ударным, а гласная, на которую падает ударение – ударной.

На музыкальных занятиях этого периода рекомендуется разучивать простейшие мелодии на одном звуке (гласном) или слоге.

На материале заучиваемых слогов, слов и фраз проводятся упражнения на развитие речевого дыхания.

Подготовка к обучению грамоте:

На всем протяжении первого периода обучения наряду с развитием слухового восприятия и произносительных навыков на материале правильно произносимых звуков проводится подготовка учащихся к звуковому анализу и синтезу речи.

Первые упражнения, подводящие учащихся к выделению звуков из слова и нахождению звука в слове, - это выделение звука из ряда гласных и определение места звука в ряду. Учитель предлагает учащимся повторить ряд гласных, например: у – и; внимание учащихся обращается на то, что здесь 2 звука – первый у, второй и, затем кому – либо из учащихся предлагается произнести только первый звук, другому – только второй, опять оба звука вместе.

Следующая ступень – это анализ ряда, состоящего из 3 звуков, например: а – у – и. Учащиеся произносят ряд, называют первый, второй, последний звук, считают количество звуков, опять произносят весь ряд. Или – учитель произносит ряды гласных, начинающихся с разных звуков, ученикам предлагается называть только первый звук, только второй или только последний.

Такого рода подготовительные упражнения проводятся в связи с уточнением артикуляции гласных звуков, им отводится несколько минут на каждом уроке произношения начиная примерно с 3 – 4 недели обучения. Подготовительные упражнения значительно облегчают анализ слов.

Работа по анализу звукового состава слов начинается позднее, когда накопится некоторый запас правильно произносимых слов. Прежде чем приступить к выделению звуков из слова, проводится ряд упражнений по членению слов на слоги с использованием приема различения слов по ритму. Ритмическая структура слова воспроизводится пи помощи отхлопывания или отстукивания. Для сравнения подбираются слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Например: учитель вывешивает 3 картинки с изображением кота, лисы, собаки. По количеству хлопков учащиеся должны определить, какое слово задумано – 1,2,3 – х сложное. Затем учащиеся сами отхлопывают те или иные слова и определяют количество слогов в них.

Работа по звуковому анализу слов начинается с выделения ударных гласных. Гласные выделяются из начала слов типа «Алик, Оля, утка, окна, ух, ах, ус».

Следующим по трудности этапом анализа слова является выделение согласного звука из конца слова. Для анализа подбираются слоги, а также односложные и двухсложные слова, оканчивающиеся на глухие взрывные согласные п, т, к и сонорные м, н. После проведения этих упражнений учащимся предлагаются для полного анализа и синтеза обратные слоги. Для облегчения анализа можно прибегать к зарисовкам схемы слога или слова.

От анализа обратного слога переходят к выделению ударного гласного звука из положения после согласного. С этой целью рекомендуется подбирать односложные слова типа кот, мак, лук и т.д.Вначале учащимся предлагается только выделить какой либо определенный звук, например, звук у. Ход упражнения: повторяется звук у, дети вспоминают артикуляцию этого звука, определяют, что он – гласный, четко произносят. После этого учитель еще раз произносит этот звук, предлагает ученикам хорошо послушать и поднять руку, если в словах, которые он будет говорить, они услышат звук у: «кот, дуб, лук, мак». Также на последующих занятиях выделяются гласные а, о, ы.

Затем упражнения усложняются: учитель произносит то или иное слово, ученики сами называют гласный звук. Для выделения ударных гласных звуков, кроме односложных, могут подбираться двухсложные слова с ударением в конце слова: «мука, уха, коты».

Следующий этап – это выделение согласного из начала слова или слога, что является наиболее трудным при анализе слов. Выделение согласного звука из прямого слога рекомендуется проводить во время закрепления поставленного к этому времени звука с. (исправляется первым в группе свистящих и шипящих, исправление всех остальных звуков из этой группы з, ц, ш, ж, ч, щ прямо или косвенно опирается на правильное произношение звука с, изучается 5 – 6 уроков, на которых проводится много упражнений на произнесение слов, начинающихся на звук с. Всеупражнения могут быть связаны свыделением звука с из прямого слога.)

При прохождении всех последующих звуков работа по звуковому анализу слога продолжается. Большое внимание уделяется полному анализу слов односложных типа «мак» и двухсложных типа «муха». Широко применяется анализ по схеме, нарисованной на доске или выложенной из полосок бумаги.

Членение предложений на слова откладывается до второго периода обучения, т.к. учащиеся в этот период обучения еще не овладели в достаточной мере фразовой речью, кроме того при больших затруднениях в анализе слова подача предложений для разложения на слова привела бы к путанице понятий «звук, слог, слово, предложение».

В то же время на уроках развития речи ведется работа над практическим построением простого нераспространенного и простого распространенного предложения.

К концу первого периода обучения учащиеся должны овладеть следующими знаниями и навыками:







Date: 2016-07-05; view: 1154; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.032 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию