Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В комнате — привидение
В простом действии «войти в комнату» могут быть любые, даже фантастические «если бы» и предлагаемые обстоятельства: — В комнате вор, привидение, невидимка. Не стоит играть детективный этюд. Это упражнение. Надо только войти в комнату. А там... Что такое?.. — Вас ведь предупреждали, что в этом старинном доме водятся привидения, а вы не поверили. Привидений не бывает! Вот вам и не бывает — смотрите, вон оно, белое, в углу... Убедились? Теперь войдите в комнату еще раз, уже точно зная, что можете наткнуться на привидение. — Что будете делать, подходя к двери, открывая ее, входя в комнату? О чем будете думать, как смотреть, слушать?.. ВНЕЗАПНЫЕ «КАБЫ ДА ЕСЛИ БЫ» Станиславский предложил использовать для упражнений детскую игру на неожиданные «кабы да если бы», которая вызывала бы активные действия, развивая приученность к активному раскрытию действенной природы события. — Усложняйте неожиданными «если бы» свои упражнения на простейшие действия. Вот вы, как гостеприимный хозяин, здороваетесь с друзьями. Прервите свои поклоны внезапным «если бы»: если бы перед вами были не друзья, а восковые фигуры? или — бизоны? или — марсиане, наконец? Как изменится логика вашего поведения? Упражняйтесь с внезапными «если бы», когда идете по улице. Идите, окружив себя вымыслами воображения, — как если бы вы шли не по родному городу, а по древнему Риму, например. Или по Великому Новгороду, каким он был 700 лет назад. И вот, собираясь завернуть за угол, включите внезапное «если бы» — посмотрите, что перед вами! Куда-то исчезла улица Великого Новгорода и за углом — огнедышащий вулкан!.. Только, пожалуйста, не окружайте себя подобными вымыслами, когда переходите улицу! Здесь для нас главное — не столько развитие фантазии, сколько логика действия в чрезвычайных, необычных обстоятельствах. Проследите (под контролем чувства правды), как изменение предлагаемых обстоятельств влияет на логику и последовательность действий. НЕБЫВАЛОЕ Сны — как говорят, небывалые сочетания былых впечатлений. Фантазии — тоже. Кладовые наших впечатлений хранят память не только о том, что бывало с нами в жизни, но и то, что мы представляли себе, о чем фантазировали. Фантазии — это тоже наш жизненный опыт. Потому-то полезно делать упражнения не только на основе того, что нам в жизни знакомо, но и на основе небывалого, того, чего никогда в жизни не делал. Пусть небывалое, развивая фантазию, откладывается в нашем опыте. — Вы — жители Венеры, огнеупорные мыслящие крабы на двух кремневых конечностях. Стройте свое каменное жилище! — Помните рисунки Жана Эффеля из серий «Сотворение мира» и «Сотворение человека»? Вы — персонажи этих рисунков. Кто Бог? Кто ангелы? А кто дьявол? Что будем делать? Изобретать снежинки? Действуйте! Подчеркнем еще раз важность тренировки не только привычных, но и вымышленных действий. Ведь актер всегда действует в вымышленном мире. ОБЫЧНОЕ В НЕОБЫЧНОМ — Простое упражнение на беспредметное действие: вы достаете из кармана фляжку с водой, отвинчиваете пробку, пьете. Вспомните последовательность движений мысленно. Оправдайте время, место и цель. Действуйте! — А если бы у вас были такие хрупкие кости рук, что каждое движение могло бы их сломать? Они — из тонкого фарфора. Почему — оправдайте. Напейтесь из фляжки! — А если бы вы оказались в состоянии невесомости? Вы — на корабле «Юпитер-6». Доставайте фляжку, напейтесь... Похоже на предыдущее задание? А в чем разница? Сделайте упражнение еще раз, прислушайтесь к своему телу... — А если бы во фляжке была не простая вода, а волшебный эликсир, удесятеряющий силы?.. ОПРАВДАНИЕ КРИКА Ученики — в полукруге. — По моей команде (я ударю рукой по столу) кричите «Ура!» Сразу — удар. Крики «Ура!» — Почему кричали? Чему радовались? — Я досрочно сдал экзамен! — Я стипендию получил! — Бабушка приехала! С пампушками! Оправдание должно быть найдено не заранее, не до крика и не после крика, а в момент начала крика. Возник в воображении вымышленный повод — увидел бабушку, например, — и надо сразу же, в ту же секунду, кидаться в крик, бросать себя в крик. В этом случае укрепляется привычка действовать целесообразно, а это не менее важно, чем простое развитие фантазии, когда оправдание придумывают после совершения действия. Еще одна команда: — Звать на помощь!.. Кого зовете? Почему? И — неожиданно: — Замяукать!.. Почему? Как вас зовут? Мурочка?.. — Кричать «бре-бре»!.. Это что за зверь? — Пропеть «кукареку»!.. Ваш сосед-соперник устыдился из-за своего хлипенького ответа? ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ — Разделитесь на пары и решите, кто будет толстым, а кто — тонким. Потом поменяйтесь ролями. Вместе займитесь одним делом. Например, собирайте на грядках воображаемую клубнику и старайтесь набрать лучшие ягоды, наполнить ими корзинку раньше партнера. — Найдите такое физическое самочувствие, какое было бы у вас, если бы вы были в два раза массивнее. Быстро бы вы сгибались? Легко ли?.. Если бы у вас были короткие мясистые пальцы, как бы вы рвали клубнику, боясь измять ее?.. Если бы у вас была толстая неповоротливая шея, как бы вы крутили головой, пытаясь исподтишка заглянуть в корзинку партнера? Если бы у вас было круглое расплывшееся лицо, как бы чувствовали себя ваши глаза-щелки? Как бы они смотрели из-под тяжелых век? А как бы вы шли вдоль грядки, если бы у вас были грузные столбообразные ножищи?.. — А если бы у вас были тоненькие ножки-струнки и если бы вы весили в два раза меньше, чем теперь, — как бы вы обегали кустик за кустиком в поисках лучших ягод?.. Тело легкое? Удобно вертеться и высматривать? Пальцы ловкие, быстрые? Хорошо срывают ягодки? Шея верткая? Все видно в корзинке соседа, до самого дна? У кого лучше ягоды? Тех, кто трудно входит в необычное физическое самочувствие, не нужно торопить. Может быть, такое умение совсем не свойственно этой актерской индивидуальности, а может быть, оно проявится значительно позже. А тем, кому это дается легко и кто, следовательно, склонен к острой характерности, надо усложнить задание: предложить, например, сделать некоторые из привычных упражнений тренинга в физическом самочувствии «толстых и тонких». Можно делать парные упражнения, переключаясь из одного самочувствия в другое. СТАРИКИ — Что, если бы вам, каждому из вас, было уже за восемьдесят? «Примерьте» на себя этот возраст. Воспользуемся, как всегда, действием с воображаемыми предметами — разделитесь на пары, пусть старушки-портнихи и старички-портные принимают старичков-заказчиков, делают примерку обновок. — Что это означает — «мне за восемьдесят»? Какое было бы у вас в этом случае физическое самочувствие?.. Вы надеваете воображаемый костюм. Легко сгибается спина? Оберегаете себя от резких движений? Когда приходится поднимать руки и просовывать их в воображаемые рукава — болят от непосильного напряжения плечи и шея? Так осторожнее совершайте эти трудные движения! Пройдитесь перед воображаемым зеркалом, полюбуйтесь на себя в новом костюме. Как легче идти — широким, большим шагом или короткими шажками? Легко отрываются от пола подошвы? Приходится думать о равновесии? — Пока заказчики прихорашиваются перед зеркалом, пусть портные присядут. А как будете подниматься со стула? Попробуйте... «Подниматься» — это значит «поднимать себя». Легко себя поднимать? Спина затекла?.. Отчего старички часто сутулятся? Как легче держать руки? Попробуйте свободно бросить их вдоль тела. Плечи опустите, не напрягайте. И шея сама гнется, голова клонится вниз — так удобнее. — Довольны своими обновками? Кто не доволен, покажите портным, как переделать ваши костюмы. У Станиславского в главе «Характерность» (из II части «Работы актера над собой») подробно описаны пробы старческого физического самочувствия. Пусть ученики прочтут эти страницы, потренируются дома и покажут на занятии, что получилось. Ученикам, склонным к острой характерности, можно предложить сыграть какой-нибудь их прежний этюд с добавлением новых обстоятельств: сюжет тот же, а возраст иной. Разумеется, и в сюжете потребуются кое-какие изменения. Date: 2016-11-17; view: 268; Нарушение авторских прав |