Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Lt;<Да, бывало. Даже непонятно, откуда иногда такие идеи могли появиться в моей голове, вроде бы совсем и не в тему» (С Л., гр. 044).





«Да, такое ощуи^ение у меня было. При решении шахматных задач» (К., гр. 044).

«Да, возникало и возникает очень часто. Более того, мне кажется, что творческие открытия и решения должны появляться спонтанно. Да и больше положительных эмоций возникает у человека, когда нечто новое открывается ему неожиданно» (И., гр. 044).

«Да, возникало. По крайней мере, возникало ощущение, что идея (решение) откуда-то привнесена, когда это не так» (С. Д., гр. 044).

«Да, как будто схватил ее на лету» (Д., гр. 045).

«Да, возникало, иногда, когда что-нибудь решишь или сделаешь, возникает ощущение, что ты этого не в состоянии сделать» (Т., ФМШ, 9-2 кл.).

«Да. Когда я искал решение и ничего не мог придумать, дошел до состояния, что вообще уже не мог думать и именно тогда возникало решение Иногда я находился уже в полусонном усталом состоянии» (К, ФМШ 9-2 кл.).

«Было. Когда что-то важное обдумываешь, разговариваешь сам с собой, но потом осознаешь, что тот, с кем ты говоришь, это не ты, а кто-то другой, становится страшно. Ведь это его идеи, а не твои» (ФМШ 9-2 кл., имя не указано).

«Было. В голове появляются мысли. Такие, что, кажется, я сам до такого никогда не додумался бы» (Ф., ФМШ 9-2 кл.).

Разумеется, часто студенты и школьники подобные ощущения и чувства отвергают. Например:

«Все идеи, которые приходили мне в голову, мне нравились и были моими» (Ч., гр. 041).

«0щyu^eнue, что постижение нового шло как бы извне не возникало. Наоборот, появлялась гордость, что именно я могла сообразить, как решать задачу» (М.. гр. 042).

«Мне кажется, что новая идея шла все-таки из моей души» (В., гр. 042).

Результаты, оцениваемые суммарно, представлены в табл. 5.

У 48 % учащихся ФМШ и студентов ФЕН при получении творческого решения возникало ощущение, что идея шла как бы извне.

Объяснить отмечаемый эффект можно следующим образом.

Попробуйте прочесть следующие две строки, не выполняя счетных операций:

6 умножить на 6,

5 умножить на 5.

У большинства читателей счет осуществляется автоматически, т. е. результаты счетных действий появляются в голове сами собой.

Результаты автоматизированных умственных действий могут появляться в голове без усилий и даже помимо воли!

Таблица 5 Доля лиц, которым решения иногда как бы приходят извне

Категория опрашиваемых, номер группы Да Нет Неопре­деленный ответ Колич. человек
         
         
         
         
         
не указано        
Студенты (человек)        
Студенты (%)          
Школьники (человек)        
Школьники (%)          
Всего(человек)        
Всего (%)          

 

Ряды выученных или привычных или автоматизированных умственных действий, разумеется, могут быть заведомо большими, чем умножение одного числа на другое. В особенности это верно, если человек длительное время занимался интенсивной умственной работой, т. е. сформировал высшее бессознательное (о котором шла речь в гл. 2).

Внезапность возникновения идеи в голове может быть обусловлена и эффектами межполушарных взаимодействий мозга.

Для примера рассмотрим следующую задачу (Альтшуллер Г. С., 1973, с. 12 - 15). При сборке подшипника множество шариков намазывается густой смазкой, чтобы они прилипали к поверхности, вокруг которой должны располагаться; в другом варианте шарики обматывались тканью; для улучшения процесса сборки предлагались клеящие составы; сборка оставалась грязной и трудоемкой.

Что можно сделать для облегчения этой работы? У Вас есть идеи?

У многих слушателей в обычной аудитории при подобной формулировке задачи идеи, как правило, не возникают.

Теперь попробуйте решить ту же задачу при другом определении ее условий: металлические шарики сами удерживаются вокруг металлического кольца.

Что применить для того, чтобы это осуществилось?

При такой формулировке задачи в любой аудитории решение приходит в голову многим, быстро, для получения решения никакие усилия не требуются, более того, появлению решения сопротивляться невозможно.

Применить магнит!

Самоотчеты показывают, что человек • субъективно воспринимает ход идей как непрерывный, если они сменяют одна Другую в рамках языка одного полушария мозга, например в рамках логических рассуждении Если преобразование видения — слышания - осязания реальности приводит к возникновению идеи, это может восприниматься как перерыв постепенности, словно идея пришла «ниоткуда», не известно откуда или как бы была подсказана извне.

Если человек привык отождествлять свое мышление с сознательным рационально-логическим мышлением, ему может казаться, что простое появление идеи в голове без произвольных умственных усилий обусловлено воздействием извне.

Иногда казалось, что творческое решение обусловлено воздействием извне 48 % студентов и учащихся. Эта цифра слишком высока для того, чтобы думать о случайности подобных ощущений или о их ненормальности.

Можно привести пример рассматриваемых состояний, когда проделанная умственная работа частично осознается: «Иногда, особенно решая примеры по математике, я, смотря на пример, вдруг ощущаю, что мысли понеслись с чудовищной скоростью. Я ощущаю их главные обрывки, но все происходит абсолютно вне моего сознания. Результат приходит мгновенно, решение впечатывается в голову» (А. В., гр. 041).

Часто «перевод информации из подсознания в сознание» происходит не так быстро, занимает некоторое время, его можно сравнить с работой песочных часов или с перемоткой клубка нитей. Хотя человек чувствует сразу многое и одновременно, для перевода этого в сознание требуется время.

Нечто объемное и целостное должно быть представлено сознанию, если речь идет о письме, условно выражаясь, через линейные словесные коды; если речь идет о рисовании картины, нечто чувствуемое выражается через множество мазков кистью;

если речь идет о танце или о ручной работе чувствуемое выражается через множество движений и т. п., для этого требуется время.

Date: 2016-11-17; view: 278; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию