Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Частота творческих решений





№ п/п Оценка частоты Кол-во человек %
  Пару раз в год      
  Несколько раз в год    
  Приблизительно раз в месяц      
  Несколько раз в месяц    
  Уход от ответа    

 

Жизнь отвлекает от любой целенаправленной деятельности. У любого человека много забот: бытовых, в учебе или работе, связанных с общением, отдыхом, развлечениями, влиянием средств массовой информации и т. д.

Если творческие решения возникают реже одного раза в неделю л/словная цифра, соотносящаяся с объемом кратковременной памяти), имеются шансы потерять соответствующую творческую деятельность или направление в ней.

«Непрерывная» нацеленность на творчество - не прихоть, не максимализм, не проявление инерции или «работоголизма», но прежде всего отражение стремления сохранить творческую деятельность среди различного рода влияний и обстоятельств.

Признаки развитого творчества

Сравнительный анализ случаев развитого и не развитого творчества позволяет выдвинуть следующие критерии различения одного и другого.

Критерий 1

Творчество опирается на сформированные стороны мышления: образно-чувственное и понятийно-логическое, проявляющиеся в балансе

Одна из базовых сторон мышления - образно-чувственное или понятийно-логическое - сформирована недостаточно, мышление не сбалансировано

Критерий 2

Человеку доступны психологические перевоплощения в соответствии с основными состояниями процесса творчества

Человек олицетворяет собой «психологический тип» или облик, перевоплощения редки, возникают под влиянием чрезвычайных обстоятельств и (или) воздействий со стороны окружающих


Критерий 3

Восторг, восхищение и другие глубинные эмоции и ощущения, а также угадывание перспектив развития деятельности в начале проявлений творчества создают направляющую линию в деятельности и в жизни человека

Эмоции, переживаемые во время эпизодов создания нового не образуют направляющую линию в деятельности и в жизни человека

Критерий 4

В иерархии ценностей, мотивов творчество занимает высшее положение, подчиняет себе другие мотивы, цели поведения, стороны жизни бытовые, семейные обязанности, мотивы, цели поведения, исполнительская деятельность, различные стороны жизни подчиняют себе поведение человека, отодвигая эпизоды творчества на второй план

Критерий 5

Формируется поведение, направленное на само­действующую кристаллизацию, творчество становится воспроизводимым, систематическим Эпизоды создания нового возникают редко, в результате случайного совпадения внешних условий, особых психологических состояний

Критерий 6

Появляется устойчивая тенденция развития творческой деятельности

Нет устойчивой тенденции развития творческой деятельности[

Критерий 7

На определенных этапах своего развития творчество влияет на многих людей, становится социально-значимым

Эпизоды творчества растворяются в рутинной повседневной деятельности, в обычной жизни, они малозаметны

Если по приведенным критериям оценить творческое поведение учащихся ФМШ и студентов ИГУ, можно заметить, что оно зачастую не сформировано, не совершенно.

Возникает вопрос: стоит ли изучать не сформированное творческое поведение учащихся и студентов?

Наблюдения, психологические консультации позволили прийти к следующему предположению: на начальных стадиях развития творчества личностно-психологические состояния, специфически связанные с творчеством, чаще всего проявляются ярче, острее, чем в творчестве развитом, поэтому их легче изучать, они многое раскрывают, делают объяснимым.

Результаты исследований подтвердили данное предположение.

Глава 3. Психология стадий творчества

Кристаллизация представлений в подсознании

Работа подсознания загадочна, таинственна, такой она и должна оставаться. Стремление путем самонаблюдения проникнуть в подсознание мешает его работе, что отмечал, например, Е. Замятин (1989, с. 25, 26). Внешнее знание, причем в общих чертах, помогает поверить в работу подсознания, поэтому оно полезно. Для пояснения работы подсознания можно привести результаты следующего эксперимента.

Психолог располагается перед аудиторией вполоборота и читает текст, содержащий скрытую команду, адресованную подсознанию слушателей. В аудитории - преподаватели вузов. Читая слова, выделенные в тексте, он немного поворачивает голову прямо на аудиторию, затем поворачивает голову в прежнее положение и читает дальше. Поворотам головы слушатели значения не придана (на фоне происходящего они малозаметны; если и заметны, то можно подумать, они случайны и никакого значения не имеют).

Читается следующий текст (выделены слова, отмеченные поворотом головы).

«Вдоль перрона в оранжевой куртке идет составитель поездов. Его задача СЦЕПИТЬ вагоны. Каждый вагон весит десятки тонн. При современной технике все так устроено, что работу можно сделать без больших усилий, одними ПАЛЬЦАМИ. Составитель переводит специальный рычаг. И, когда электровоз толкает вагоны, они СЦЕПЛЯЮТСЯ АВТОМА ТИЧЕСКИ.

Но в некотором смысле основную работу все же делают РУКИ человека.

Каждый наблюдал не раз, как вагоны СЦЕПЛЯЮТСЯ, но не каждый задумывался, почему это происходит.

С точки зрения изобретателя все, наверное, просто. Но, честно говоря, я до сих пор не представляю в деталях, как все это происходит».

Текст краток, но для иллюстрации происходящего вполне достаточен. (Он составлен при ожидании электрички на станции «Сеятель»; на самом деле составителю поездов никаких рычагов, наверное, переводить не надо, работает автосцепка, но это значения не имеет.)

Другой текст еще короче: выделенные слова отмечаются небольшой паузой после них (положение головы не меняется).

«Даже двадцать лет назад, увидев самолет, дети кричали:

смотрите летит самолет.

Когда-то самолеты летали низко, облака были вверху. Потом, казалось, произошло чудо. Самолеты стали летать выше облаков. Из года в год поднимался потолок полетов. На наших глазах в технике происходят большие изменения. Иногда бывает трудно сказать, чего же ждать дальше.» После этого психолог продолжает говорить на темы занятий, при этом замечает, что кто-то из слушателей выполняет «команды» сразу, кто-то - позже. Ему помогают два наблюдателя из числа сразу же,, которые могут подтвердить то, что «команды» выполняются.

О каких командах идет речь?

Их показывают слова, выделенные в тексте.

Наблюдаемое явление интересно: читается текст, который воспринимает сознание слушателей, они стараются оценить его с той или другой точки зрения, может быть, запомнить. Некоторые слова в тексте помечены чувственно воспринимаемым сигналом:

небольшим поворотом головы, изменением громкости и положения источника звука, или паузой - это не осознается слушателями, но тем не менее их подсознание выделяет отмеченные слова, объединяет их между собою и у слушателей возникает желание произвести соответствующие действия.

Один за другим они сцепляют руки, «машинально» поднимают глаза на потолок и опускают их. Помехи бывают в том случае, если у кого-то руки уже сцеплены. Может быть, кому-то мешает ручка и происходит «внутренняя борьба». Но слушатели выполняют «команды»! Их действия распределяются во времени по графику, напоминающему картину нормального распределения.

Пять-шесть минут обычно достаточно, чтобы большая часть аудитории «команды» выполнила, хотя на это время влияют детали подачи текста.

Важно и то, что предлагаемые действия нейтральны по отношению к личностно-психологическим особенностям слушателей, т. е. они не вызывают внутреннего сопротивления.

Методика воздействия на подсознание, иллюстрируемая приведенными примерами, разработана Милтоном Эриксоном и известна под названиями: вставленные сообщения, аналоговые метки, метод рассеивания (Горин С., 1994 и др.).

Приведенный эксперимент позволяет за несколько минут пронаблюдать работу подсознания. Сознание человека чем-то занято; подсознание выделяет слова, объединенные чувственно воспринимаемым сигналом, и, если эти слова представляют предписание действия, у человека возникает желание выполнить соответствующее действие, оно воспринимается как спонтанное самостоятельное.

Ранее в связи с обсуждением работы подсознания (Галин А. Л. 1989, раздел «Как рождается вдохновение», с. 34 - 38) обращалось внимание на то, что образное отражение того или иного явления и его понимание, осмысление взаимодействуют, взаимно влияют одно на другое, координируются между собою. Мысль перегруппировывает представления, выделяет значимые стороны образов, что можно сравнить с выставлением меток, подобно тому, как это делается в приведенном эксперименте. Однако образное мышление, преимущественно связанное с правым полушарием, обладает и «самодвижением», оно группирует представления по своим внутренним законам с учетом сходства, близости, подобия, соединимости.

Слово «кристаллизация» нового представления в подсознании. будучи метафорическим, довольно точно отражает то, что в подобных случаях происходит в подсознании (преимущественно в правом полушарии мозга).

Подсознание не просто сталкивает различные факты между собою до образования интересных сочетаний (Г. Селье, 1987, с.74), не работает по принципу случайности, но объединяет «родственные» факты между собою и может делать это довольно быстро, при этом «родственность», схожесть, взаимодополнительность фактов или явлений определяется образами, интонациями, ощущениями

Подобные эксперименты позволяют сделать следующие выводы:

- подсознание проявляет себя как хорошо работающая система переработки информации;

- оно может работать в автономном по отношению к сознанию режиме;

- в специально созданных условиях оно быстро срабатывает у большинства испытуемых.

Date: 2016-11-17; view: 270; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию