Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшее бессознательное





Наблюдения показывают: за счет повторявшейся, «натренированной» произвольной умственной работы, нередко многолетней, может формироваться высшее бессознательное.

Произвольная умственная деятельность в избранной области в какой-то момент вытесняется в подсознание, так же как пакет программ (аналогия с ЭВМ), позже может использоваться без непрерывного контроля сознания, сознанию остаются лишь заботы «ввода» информации в подсознание и «вывода» результатов работы подсознания в сознание. На фоне многочисленных повседневных забот это предполагает некоторую культуру обращения с собой.

Пример (А. Л. Галин. 1998, с. 11 - 13): школьница училась писать стихи, читала многих поэтов, «пробовала перо», мечтала о результатах, на фоне других дел уделяла этому внимание много лет, у нее получалось, она радовалась, читала свои стихи...

Самовыражение через стихи с определенного момента для нее стало естественным, стихосложение могло осуществляться автоматически: под влиянием чувств слова и строки рождались сами собой.

Если результаты работы подсознания игнорировались, возникал конфликт подсознания и сознания, она чувствовала себя плохо.

Л. С. Выготский (1987, с. 82) в свое время отмечал вклад психоанализа в рассмотрение искусства: «Эти ценности в общем сводятся к одному: к привлечению бессознательного, к расширению сферы исследования, к указанию на то, как бессознательное в искусстве становится социальным».

При этом он высказал ряд замечаний по поводу применения психоанализа к толкованию искусства.

По его мнению, психоанализ сможет принести реальную пользу психологии искусства, если применение теории, наряду с бессознательным, «станет учитывать и сознание не как чисто пассивный, но и как самостоятельно активный фактор, если оно сумеет разъяснить действие художественной формы, разглядевши в ней не только фасад, но и важнейший механизм искусства; если, наконец, отказавшись от пансексуализма и инфантильности, оно сможет внести в круг своего исследования всю человеческую жизнь, а не только ее первичные и схематические конфликты» (Выгот­ский Л. С., 1987,с.83).

Важно то, что на основе произвольной умственной работы может формироваться высшее бессознательное, выдающее результаты в избранной профессиональной области, совершенствующееся по своим внутренним законам.

Высшее бессознательное начинает действовать после длительной, регулярно повторявшейся умственной, творческой работы.

Представление о высшем бессознательном, формируемом на основе соответствующей натренированной деятельности, позволяет сохранить достоинства психоаналитического подхода к рассмотрению искусства и преодолеть его недостатки.

«Искусство никогда не может быть объяснено до конца из малого круга личной жизни, но непременно требует объяснения из большого круга жизни социальной» (Выготский Л. С., 1987, с. 83). В предлагаемом представлении о высшем бессознательном и о процессе творчества в целом эта идея Л. С. Выготского реализована.

С определенного момента времени достигается то, что В. Д. Шадриков (1997, с. 369) характеризует словами: «Сознание не контролирует подсознания, а работает вместе с ним как единый психический механизм во взаимодействии и во взаимосодействии. Огромный потенциал подсознания (информационный и побудительный) включается в деятельность сознания».

Состояние Свободы

Представим себе узоры на морозном стекле. Узоры бывают разными и очень красивыми. Иногда на стекле даже, казалось бы, в сухом помещении намерзает толстый слой льда.

Предположим, мы задались целью изменить узор на стекле. Для этого надо растопить то, что на нем намерзло, затем в несколько иных условиях, чем были, дать возможность сформироваться новому узору, он может возникнуть лишь при наличии влаги на стекле или рядом с ним в воздухе и при температурах ниже нуля.

Преобразования узоров на стекле в зимнее время года часто происходят под влиянием солнца.

Для того чтобы проделать это, требуется время!

Узор на морозном стекле можно сравнить с определенными -устойчивыми планами сознания, управляющими поведением, чтобы их переопределить, их тоже надо «растопить», при этом части принятых представлений как бы разъединяются между собою, лишь после этого формируются новые представления о поведении, можно сказать формируются новые планы сознания и поведения, иногда они формируются очень не скоро.

Состояние свободы бывает связанным с состоянием неопределенности, которое иногда переживается человеком заметное время: он не знает, чем заняться и что ему нужно в течение часов, части дня, иногда едва ли не всего дня. В связи с творчеством выделяется умение терпеть неопределенность (Стернберг Р., Григоренко Е., 1997). Чем существеннее возникающие перестройки или переопределения мышления и сознания, тем длительнее (и субъективно-психологически тяжелее) может быть это состояние.

Исследование состояния свободы перед получением творческих решений проводилось в два этапа.

На первом этапе исследования студентам ФЕН (1-й курс) предлагалось вспомнить состояния перед творческими решениями и описать эти состояния.

Большая часть опрашиваемых отметила то, что в этот период следует избегать общения. Результаты опроса оказались достаточно очевидными и не очень информативными.

Для улучшения исследования (на основе наблюдений, самонаблюдения, бесед, изучения предтворческих состояний по художественной и научной литературе) была разработана классификация вариантов переживания чувства свободы. Кратко она может быть представлена следующим образом. Состояние свободы может достигаться:

1) за счет погружения в полусонное состояние;

2) во время возбуждения, когда контроль слов, действий ослабевает;

3) при переживании состояния неопределенности;

4) во время ссор с окружающими, поскольку необходимо отталкивание от контактов, от влияния авторитетов;

5) за счет переживания и воспоминания обид;

6) за счет переживания отрицательных чувств, иногда - полного отчаяния;

7) состояние свободы может определяться стечением обстоятельств (по тем или иным причинам человеку нечего делать и т. п.);

8) иными путями.

На втором этапе исследования варианты переживания состояния свободы по приведенной классификации были выписаны на доске. После этого студентам предлагалось в течение 10 минут письменно охарактеризовать состояния свободы, наблюдавшиеся у них.

Оказалось, что все отмеченные варианты были представлены в ответах студентов, часто - в сочетаниях. Можно привести примеры дававшихся ответов.

Date: 2016-11-17; view: 263; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию