Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы исследования и их характеристика
Физическое развитие растущего организма является ведущим показателем состояния здоровья, как конкретного ребенка, так и детского коллектива в целом. Показатели физического развития отражают влияние комплекса многочисленных факторов, среди которых значительную роль играют условия обучения и воспитания в образовательном учреждении. Показатели физического развития дошкольников получены на базе ДОУ № 46 г. Саранска. Материалом для исследования послужили данные обследования детей 5–6 лет. В процессе обследования были использованы следующие методы. 1. Исследование антропометрических показателей. Наиболее часто используемые показатели – рост (длина тела), масса тела, окружность грудной клетки [4, с. 111]. Рост – процесс увеличения размеров и массы организма или его частей за счет увеличения числа и размеров клеток и неклеточных структур в результате преобладания процессов анаболизма в обмене веществ и энергии. При измерении длины, тела испытуемый стоял на платформе ростомера, выпрямившись, слегка выпятив грудь и втянув живот, руки по швам, пятки вместе, носки врозь, касаясь вертикальной стойки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью, а голову держал так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной плоскости. Линейка плотно, но без нажима касается темени. Масса тела – один из важнейших показателей физического развития человека, зависящий от возраста, морфологических и физиологических особенностей организма и позволяющий судить о состоянии здоровья. Определение массы тела производилось путём взвешивания испытуемого на медицинских весах, которые перед началом взвешивания обязательно были отрегулированы. При взвешивании испытуемый аккуратно вставал на середину площадки весов. ОГК – измеряется при максимальном вдохе, максимальном выдохе и при спокойном дыхании с помощью сантиметровой ленты. Лента располагается сзади под углом лопатки, спереди по нижнему краю околососковых кружков. У девочек лента проходит спереди на уровне среднегрудинной точки (4-е ребро, начало грудных желёз). Разность в окружности грудной клетки при максимальном вдохе и максимальном выдохе дала значение экскурсии грудной клетки (в сантиметрах). Исследование вышеуказанных антропометрических показателей осуществлялось с помощью педагогического и медицинского персонала. 2. Оценка физического развития по методике НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков по оценочным таблицам, составленным на основе региональных стандартов и разработанных методом регрессивного анализа. В настоящее время данная методика утвержденной приказом № 81 от 15.03.2002 г. «О проведении Всероссийской диспансеризации детей в 2002 го- ду» [4, с. 150]. С помощью шкал регрессии определялось соответствие массы тела длине тела ребенка: по шкале регрессии для каждого ребенка с учетом возраста и пола находили показатель длины тела и соответствующие диапазоны колебаний величин массы тела. При этом устанавливались варианты физического развития детей: 1) Нормальное физическое развитие (масса тела в пределах нормальных вариантов – от М-1sR до М+2 sR относительно роста). 2) Дефицит массы тела (отклонение в развитии за счет недостаточной массы тела – меньше М-1 sR). 3) Избыток массы тела (отклонение в развитии за счет избытка массы тела больше М+2sR). 4) Низкий рост (длина тела меньше М-1s при любой массе тела). 3. Определение качественных показателей двигательных возможностей: выносливости, быстроты, силы, гибкости и ловкости, методом тестирования. Быстроту определяли временем пробегания отрезка дистанции 30 м – с высокого старта [9, с. 29]. Об уровне развития скоростно-силовых способностей судили по результатам прыжка с места (см) [11, с. 9; 33, с. 15]. Для определения силы применяли методику метания набивного мяча из-за головы, сидя ноги врозь (м) [30, с. 39]. В соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада тестирование физической подготовленности детей проводит инструктор по физической культуре. Методист или старший воспитатель контролировали его проведение. Воспитатели групп оказывали необходимую помощь в организации этой работы. Как правило, медицинская сестра осуществляла наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания. Для проведения в одной возрастной группе присутствовали два человека (один педагог регистрировал результаты, другой – объяснял двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования. Организация и проведение программы тестирования невозможны без ряда согласований, в частности, с руководителем образовательного учреждения. Целью данного взаимодействия является составление расписания обследования дошкольников по группам, уточнение списков, распределение обязанностей педагогического коллектива и медицинского персонала (сопровождение детей, регистрация результатов и пр.). Необходимо учитывать, что инструктор по физической культуре должен в совершенстве овладеть методикой тестирования до начала основного обследования. Старшему воспитателю целесообразно проверить степень готовности педагога и в случае необходимости провести консультации на эту тему. Для определения исходного уровня физической подготовленности детей оптимальным считается период с 15 сентября по 15 октября. Для обследования динамики развития двигательных навыков тестирование следует проводить два раза в год: в начале учебного года – в сентябре, когда группа уже укомплектована полностью, и в конце года – в апреле-мае. Поэтому обследование осуществлялось в два этапа: I этап – сентябрь-октябрь 2014 года, II этап – апрель-май 2015 года. Тестирование можно осуществлять как в рамках занятий по физической культуре, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий. Всем выполняемым упражнениям должна предшествовать разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Каждому ребенку давали одну-две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносился лучший результат. При тестировании были соблюдены все необходимые условия при выборе тестов для оценки физических качеств: – доступность двигательных заданий для детей различного уровня физического развития; – соответствие тестов возрастным особенностям физического развития детей; – использование тех движений, которые не требуют предварительного обучения и которыми дети достаточно свободно владеют, например основные движения (бег, прыжки, метание, поскоки и др.); – простота методики проведения обследования (не требует больших затрат времени на освоение упражнений), отсутствие необходимости в сложной измерительной аппаратуре и специальном помещении для проведения тестирования; – соответствие двигательных заданий основополагающим критериям – надежности, объективности, информативности; – возможность использования приемов, позволяющих стимулировать проявление положительных эмоций и наглядно оценивать достигнутый результат; – повторяемость двигательных заданий для воспитанников разных возрастных групп, что позволяет проводить «сквозное» тестирование, отслеживая динамику показателей физической подготовленности каждого ребенка и детей от 4 до 7 лет; – использование тестовых упражнений в игровой форме, чтобы процедура диагностики была для детей интересной и увлекательной. При проведении тестирования были предусмотрены требования безопасности. Все используемые тесты соответствовали возрастным особенностям детей с учетом их состояния здоровья и развития. При этом использовали тесты, официально утвержденные органами образования и здравоохранения. Тестирование физической подготовленности детей проводится по достижении ими 3 лет 6 месяцев. В нашем эксперименте участвовали дети 5–6 лет. К обследованию допускались дети, не имеющие противопоказаний к выполнению контрольных тестов по состоянию здоровья (в соответствии с заключением врача дошкольного образовательного учреждения). Перед тестированием воспитатель проводил сбор дополнительной информации: – характер последнего заболевания (диагноз, продолжительность в днях, наличие выраженных осложнений); – параметры сна накануне (продолжительность, спокойный или тревожный); – настроение (хорошее, нормальное, бодрое, вялое, подавленное, раздражительное); – наличие у ребенка жалоб на плохое самочувствие. Обследование выполняли не ранее 30 мин после принятия пищи в часы наибольшей биологической активности – с 9 до 13 ч, перед тестированием организовывалась небольшая разминка для подготовки организма дошкольников к предстоящей мышечной нагрузке. Обязательна страховка детей при выполнении двигательных заданий, особенно это важно для беговых упражнений, прыжков, упражнений на выносливость. К выполнению двигательных тестов дети допускались в соответствующей спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий. При оценке двигательных умений и физических качеств использовали количественные и качественные показатели. 4. Анализ организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении осуществляли путем работы с практической документацией и наблюдения. 5. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартных методов [4, с. 200]. Для обработки полученных данных использовались формулы вариационной статистики: средняя арифметическая или средняя статистическая величина; среднее квадратичное отклонение (стандартное) или квадратичная ошибка одного измерения; стандартная ошибка (ошибка средней арифметической величины); коэффициент корреляции.
Date: 2016-11-17; view: 406; Нарушение авторских прав |