Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональные состояния: аффект, фрустрация.





I. Чувственный (эмоциональный) тон.

Это простейшая форма переживания чувств.

* Эмоциональный тон – такая форма переживания чувств, при которой отражение

субъективного отношения человека к объекту выступает как отражение свойств этого

объекта.Пример: приятный вкус, запах.

Чувство (эмоция) при этом не осознается само по себе, а осознается как особое свойство предметов или действий, вызывающих к себе эмоциональное отношение. Эмоция здесь проявляется не как самостоятельное эмоциональное переживание, а как свойство ощущения, восприятия.

Причины возникновения эмоционального тона

1. Сила ощущений, сила физического раздражителя (FSt)

2. Качество ощущений (модальность ощущений). Эмоциональный тон зависит от модальности ощущений.

3. Новизна действующих раздражителей.

4. Зависит от личностных особенностей человека.

Связь эмоционального тона с личностными особенностями особенно ярко проявляется в области зрительного восприятия, при восприятии цвета (тест Люшера).

II. Настроение

- это относительно длительное устойчивое эмоциональное состояние, которое слабо выражено в поведении человека (низкая экспрессивность в жестах и т д.).

Рубинштейн: Оно носит не предметный, а личностный характер (оно определяет восприятие всех объектов: когда у человека радостное настроение, то всё его «радует»).

Настроение очень часто носит беспричинный характер (тоска или беспричинное веселье), точнее, настроение всегда имеет определенные причины, но они не всегда осознаются человеком.

Причины:

1) соответствие результатов деятельности изначально поставленным целям;

2) общая удовлетворенность жизненной позицией (оптимист или пессимист);

3) факты и события жизни;

4) физическое самочувствие (человек, который заболевает, отличается раздражительностью).

5) Искусственные средства изменения настроения: пища, запахи цветов, алкоголь,

наркотики т. д.

III. Аффект

Наиболее ярко выраженное эмоциональное состояние. Это обычно внезапно возникающая, кратковременная бурнопротекающая эмоциональная реакция, сопровождающаяся нарушением сознания и потерей волевого контроля за поведением.

Это не просто страх, а Ужас, не просто радость, а Восторг, гнев ==> ярость ==> Это бурная эмоциональная вспышка.

По Леонтьеву, аффект и эмоция не совпадающие понятия, аффект может порождать эмоцию В чем заключается основная его функция? В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации и возникает аффект, который призван мобилизовать индивида. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный, закрепившийся в эволюции способ "аварийного разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.д.". Но, с другой стороны, аффект не только мобилизует, но и дезорганизует, мешает.

По словам Леонтьева, аффекты как бы метят ситуацию и распространяются на все общие ситуации. Причем при каждом повторении аффективной ситуации аффект увеличивается. Еще один закон аффектов - это закон канализации.

Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационной стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

В отличие от эмоций, которые могут возникать как в какой-либо уже сложившейся ситуации, так и в ситуации, которая еще не сложилась, аффекты возникают только после того, как ситуация произошла, постфактум.

Аффект отличается от других эмоций на всех стадиях протекания (3):

1) эмоциональное напряжение;

2) эмоциональная разрядка;

3) эмоциональное угасание.

Специфика Аффекта

1. На стадии эмоционального напряжения наблюдается сужение сознания. Человек думает только о причине аффекта (об обидчике). На этой стадии аффект не проявляется в поведении, человек сдерживает себя.

2. На стадии эмоциональной разрядки – происходит нарушение сознания и потеря контроля над собой (невменяемое состояние) ==> акты агрессии, насилия. Аффект вызывает сильные изменения во всех физиологических системах человека.

3. Аффективный шок – общее истощение психических и физических сил: вялость и апатия, сонливость, ступор, обморок.

2 типа аффектов. Виды аффективных состояний

1. Патологический аффект (свойственен патологическим личностям, психопатам на 2-ой стадии. Резкое изменение сознания, агрессивные действия на 3-ей стадии, амнезия).

2. Физиологический аффект (у нормальных людей нарушение сознания не так ярко выражено. На 3-ей стадии человек испытывает облегчение и раскаяние).

Чем определяется предрасположенность к аффективным вспышкам:

1. Тип нервной системы. При неуравновешенной нервной системе аффективное состояние возникает чаще (холерики);

2. Уровень культуры, воспитанности. Невоспитанный человек «взрывается» чаще.

3. Сензитивные люди (особо чувствительные), ранимые: долго терпят обиды, накапливается эмоциональное напряжение ==> немотивированная аффективная вспышка (кумулятивный аффект)

Как влияет аффективное состояние на деятельность и поведение человека

Если человек теряет контроль над собой, это негативно проявляется, прежде всего, в интеллектуальной деятельности: действия и решения не рациональны.

Но в состоянии аффекта физическая мышечная сила резко увеличивается. Этот фактор используют тренеры в спорте, они сознательно провоцируют состояние аффекта у спортсмена.

Как избавиться от аффективных состояний (методы):

1) путем волевого усилия;

2) путем изменения обстановки, ситуации, чтобы отвлечься;

3) путем переключения эмоциональной;

4) энергии в реальные физические действия.

IV Фрустрация – от лат. Frustratio - «обман, тщетное ожидание», это уничтожение планов, расстройство замыслов.

Фрустрация – это психическое состояние, возникающее у человека при наличии препятствия на пути достижения цели и выражающееся в особых эмоциональных переживаниях и формах поведения (Левитов).

· Фрустрация – эмоциональное состояние, возникающее при блокаде мотивов (потребностей). Когда человек не может реализовать мотивы, или достичь цели (Мерлин).

· Фрустрация это реакция человека на жизненные трудности или неудачиÞ она появляется в разных ситуациях в различных эмоциональных переживаниях и формах поведения (досада, разочарование, раздражение, гнев, ярость, враждебность).

Фрустратор – это причины возникновения фрустрации; препятствие на пути к поставленной цели.

К этой проблеме обращались Розенцвейг, Мерлин.

1. Наличие фрустратора, т.е. препятствия на пути к поставленной цели.

Классификация фрустраторов.

1) Это «лишения» (отсутствие средств для удовлетворения какой-то потребности).

Они могут быть:

· внешними (пример: нет денег)

· внутренними (пример: нет знаний навыков)

2) Потери (были средства и их нет).

· внешние (Пример: финансовый крах, потеря близкого человека).

· внутренние (потеря здоровья, работоспособности)

3) Конфликты

· внешние (социальные, с другими людьми)

· внутренние (у человека возникло 2 противоположных мотиваÞ борьба между ними

4) «Препятствия» есть средства удовлетворения потребностей, но на пути их использования возникают барьеры = препятствия.

* внешние (нормы, правила, действуют ограничения, законы)

* внутренние (совесть, честность)

Но не всегда наличие фрустратора приводит к возникновению фрустрации. Фрустратор – главная причина, необходимая, но недостаточная, важно учитывать дополнительные условия (причины).

2. Содержание самой блокированной потребности и ее значимость.

* Сила блокированной потребности: если потребность очень сильная ==> возникает фрустрация, если неудовлетворенная потребность слабая или незначимая, то фрустрация не возникает.

* Частота неудовлетворения потребности: чем чаще не удовлетворяется потребность, тем выше веротность фрустрации

* Особенности самого человека, испытывающего неудачи, его толерантность (устойчивость) к фрустрации.

* Очень много зависит от того, как человек реагирует на неудачи.

2. «Формы фрустрации» = реакции на неудачу, блокаду потребности.

1. Агрессия. На основе изучения ее была выдвинута фрустрационная теория агрессивного поведения: если есть фрустрация, ищи агрессию и наоборот. Неудача приводит к агрессивному поведению.

* Агрессия – это разные формы враждебного поведения. Она может иметь разную направленность:

а) агрессия на фрустратор (на препятствие)

б) на себя (проявляется в разных формах: самообвинения, самобичевания, вплоть до самоубийства)

По способу проявления агрессия бывает:

* реальная

* воображаемая (мечты, фантазии)

По содержанию:

* физическая (драки, насильственные воздействия)

* вербальная (оскорбление, грубость)

2. Замещение (когда неудовлетворенная потребность заменяется другой)

3. Смещение (это удовлетворение блокированной потребности обходным, более легким путем. Потребность удовлетворяется другим объектом). Смещение с одной цепи на другую.

Чем сильнее потребность, тем менее специфичен объект для ее удовлетворения.

Пример: срыв зла на близких людях из-за обиды на начальника.

4. Рационализация (обесценивание объекта неудовлетворенной потребности).

Мы ищем в неудаче положительные моменты.

5. Регрессия (возврат к более примитивным формам поведения).

Пример: При избежании ответственности человек обнаруживает беспечность, безотказность, чрезмерную покорность.

6. Депрессия (подавленное, угнетенное настроение из-за неудачи).

7. Фиксации («закрепления» нецелесообразных форм поведения) - стереотипность поведения.

Она проявяется в том, что человек сталкиваясь с каким-то запретом усиливает активность «запретного поведения». Запретный плод – сладок!

8. Интенсификация усилий – при неудаче человек мобилизует все свои ресурсы для достижения цели

1. Индивидуальные особенности фрустрации.

Это зависит от многих факторов. Однако, устойчивые индивидуальные различия часто связывают с типом темперамент а (Мерлин)

* для меланхолика характерны тревожность, подавленность (депрессия), сознание собственной вины (агрессия на себя), регрессия

* для сангвиника – обесценивание объекта неудовлетворенной потребности по типу «зелен виноград» (рационализация) и замещение

* холерики ищут, на ком сорвать в таких случаях зло, для них характерны «агрессия на фрустратор», смещение фрустрации проявляется у него в досаде на других и озлоблении

* флегматики обнаруживают большую толерантность к фрустрации при склонности к фиксации в силу инертности нервной системы.

2. Значение фрустрации.

Частые фрустрации могут наложить отпечаток на формирование личности (тревожность, агрессивность и т.п. – следствие фрустрации).

Фрустрация может иметь как конструктивный (интенсификация усилий), так и деструктивный характер (депрессия, отказ от притязаний).

 

Date: 2016-11-17; view: 2169; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию