Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сохранение информации в памяти.
Обратная сторона сохранения – забывание, чем эффективнее сохранение, тем меньше забывание. Причины забывания информации. 1. Время, прошедшее после заучивания или восприятия информации. Но время влияет по-разному на разные виды памяти. Это исследовал Эббингауз. Им было установлено влияние времени на механическую память. Он заучивал бессмысленные слоги и пытался их воспроизвести через разные промежутки времени. Его «кривая забывания»: Резкое выпадение информации из памяти происходит в течение первого часа после заучивания. Через 20 минут до 50% информации исчезает из памяти, затем это быстрое выпадение замедляется и становится совсем незначительным. Именно в 1-ое время забывается то, что заучивается механически Механически заучивать нельзя. Но картина меняется, если обратиться к смысловой памяти. Смысловую (логическую) память исследовал Пьерон. Он предлагал испытуемым какой-то смысл. Материал для заучивания. В первое время после заучивания человек помнит все, затем с течением времени происходит резкое забывание, а потом идет стабилизация на разных уровнях (60-70%). Проверка этих «кривых» была осуществлена в работах Бэлларда. Он изучал логическую память, но не позволял испытуемому заучивать весь материал. После заучивания основной части материала воспроизвести материал через разные промежутки времени (критерий запоминания – 80% от всего объема материала). Кривая Белларда Через 2-3 дня человек может вспомнить все (до 100%) информации. Затем идет стабилизация, а затем резкое падение и стабилизация на высоком уровне. * реминисценция – отсроченные во времени воспроизведение является более эффективным, чем непосредственное воспроизведение (сразу после заучивания) Реминисценция возникает: 1) только при логическом запоминании; 2) необходима определенная степень исходного заучивания информации, она должна достигать хотя бы среднего уровня – 50 %. Причины реминисценции: 1) снятие утомления (утомленный мозг работает менее продуктивно); 2) снятие эмоционального волнения. Вывод: работа должна сочетаться с перерывами. * интерференция (наложение, смешение) – это отрицательное влияние предыдущей деятельности на запоминание и сохранение информации Выделяют два ее проявления: (ПТ) проактивное торможение (вперед действующее) = отрицательное влияние предшествующей деятельности, (РТ) ретроактивное торможение (назад действующее) - влияние последующей деятельности на запоминание. Любая ли деятельность оказывает отрицательное влияние на запоминание? Далеко не любая. Существуют причины: 1) время между запоминанием и последующей деятельностью или предыдущей: чем короче временной интервал, тем сильнее интерференция; 2) трудность новой деятельности; чем труднее деятельность, тем сильнее ретроактивное и проактивное торможение; 3) сходство новой деятельности с заучиванием материала (по цели – торможение резче);сходство по цели и по содержанию; 4) степень усвоения заученной информации (если плохо запомнил, то любая деятельность будет отрицательной). Анализ этих явлений позволит понять одну из рекомендаций повторения материала: середину повторять чаще, чем начало и конец материала. Конец оказывает отрицательное влияние на середину по механизму РТ, начало – ПТ. Середина тоже оказывает влияние: на начало – по РТ, на конец –по ПР. 1) середину надо повторять несколько раз; 2) учить необходимо перед сном или «на свежую голову» утром, так как утром нет ПТ, а вечером – РТ. 3) частота практического использования. Вытеснение (эта причина забывания была установлена Фрейдом) - это подавление из сознания неприятной информации. Вытесняет то, что не хочет помнить. Общий вывод: лучше хранится та информация, которая лучше запомнена. 3. Воспроизведение - это актуализация информации + перевод ее из долговременной памяти в оперативную. Его успешность зависит от эффективности запоминания и сохранения. Основные виды воспроизведения. В зависимости от сложности - 3 вида: · Узнавание – это воспроизведение информации в условиях ее повторного предъявления. Это примитивный вид воспроизведения. · Собственно-воспроизведение: а) непроизвольное (воспоминание без поставленной цели. Механизм непроизвольного воспроизведения – ассоциативный механизм; б) произвольное (подчинено специально заранее поставленной цели, т. е. репродуктивной задаче). Это наиболее сложный вид, т. к. оно связано с мышлением. Человек обязательно осуществляет реконструкцию материала. Можно дополнить информацию, развить новые идеи, обобщить, систематизировать !!! Воспроизведение – это не просто воспроизведение заученного, это реконструкция на основе осмысления. · Воспоминание - это более сложное воспроизведение. Воспроизводится не только информация, но место и время ее восприятия. Именно воспоминание – это основа житейской памяти. Индивидуальные особенности памяти 1. Индивидуальные характеристики памяти, которые встречаются в норме. 2. Патология. Нарушения памяти. Основными индивидуальными характеристиками являются: 1. Объем запоминаемой информации. - Объем кратковременной памяти колеблется: 7±2. Некоторые люди отличаются практически неограниченным объемом запоминания информации (феноменальная память). 2. Мы отличаемся друг от друга и по скорости запоминания. 3. Отличаясь по скорости, мы отличаемся и по прочности хранения информации. Прочность и скорость тесно связаны друг с другом. Они определяются (разное их соотношение) типом темперамента человека. · Холерики – быстро запоминают информацию Þ быстро забывают Þ прочность запоминания низкая. · Флегматики – медленно запоминают Þ низкая скорость запоминая, но высокая прочность. · Сангвиники – оптимальное сочетание прочности и скорости (все высокое). · Меланхолики – все низкое (медленно запоминают и плохо хранят информацию). Память в целом и конкретного чел-ка в частности имеет свои особенности, свидетельствующие о его эффективности: 1. объем – важнейшая хар-ка П в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой чел-ком информации; 2. быстрота – способность чел-ка в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения инф-ции достигать опред-ной скорости ее обработки и использования. 3. точность – хар-ка П, кот показывает способность чел-ка в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения инф-ции качественно и продуктивно отражать ее основное содержание. 4. длительность – свидетельствует о способности чел-ка удерживать опред-ное время в своем сознании нужную инф-цию (КП,ДП,ОП) 5. готовность - свидетельствует о предрасположенности чел-ка и его сознании всегда активно использовать всю запечатленную инф-цию. Закономерности П: 1.закон ассоциаций; 2. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучше; 3. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше; 4. кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени(выученныйматериал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх). 5. осмысленное запоминание в 10 раз эффективнее, чем запоминание бессмысленное. 6. интерес к материалу ивнимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания. 7 распределенное во времени заучивание в несолько раз эфф-нее, чем концентрированное. 8. Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эфф-ти запоминания спустя некоторое время). Память как ВПФ. Развитие памяти. Память – совокупность процессов, с помощью которых человек запоминает, сохраняет и воспроизводит полученную информацию. П – ВПФ, т.к. обладает всеми св-вами ВПФ: 1. П – произвольна, потому что связана с волевым контролем запоминания. 2. П – опосредована, т.к. связана с использованием различных средств запоминания (узелки на П, образы, ассоциации). 3. П – социальна, т.к. П напрямую зависит от практической деятельности человека. 4. Типы памяти. Определяется преимущественным развитием одного из видов памяти. Тип – это преобладание развития одного из видов памяти у данного конкретного человека. Выделяют 3 основных типа памяти (в зависимости от продуктивности запоминания материала разной модальности): 1) наглядно-образная память (преимущественно развитие образной памяти). 2) словесно-абстрактная память (отличается легкостью запоминания абстрактного теоретического материала; запоминаемый материал часто не вызывает зрительных ассоциаций – образная идентификация затруднена); 3) смешанный тип памяти (все виды памяти развиты или одинаково хорошо, или плохо, либо на среднем уровне). Встречаются 2 разновидности наглядно-образной памяти · Люди с преобладанием зрительной памяти · Люди с преобладанием слуховой памяти От чего зависит тип памяти? Тип памяти определяется преобладанием активности одного из полушарий головного мозга. При 1) – преобладание активности правого полушария ==> наглядно-образный тип памяти 2) – преобладание активности левого полушария ==> словесно-абстрактный тип памяти Date: 2016-11-17; view: 431; Нарушение авторских прав |