Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сохранение информации в памяти.





Обратная сторона сохранения – забывание, чем эффективнее сохранение, тем меньше забывание.

Причины забывания информации.

1. Время, прошедшее после заучивания или восприятия информации. Но время влияет по-разному на разные виды памяти. Это исследовал Эббингауз. Им было установлено влияние времени на механическую память. Он заучивал бессмысленные слоги и пытался их воспроизвести через разные промежутки времени. Его «кривая забывания»:

Резкое выпадение информации из памяти происходит в течение первого часа после заучивания. Через 20 минут до 50% информации исчезает из памяти, затем это быстрое выпадение замедляется и становится совсем незначительным.

Именно в 1-ое время забывается то, что заучивается механически

Механически заучивать нельзя.

Но картина меняется, если обратиться к смысловой памяти.

Смысловую (логическую) память исследовал Пьерон. Он предлагал испытуемым какой-то смысл. Материал для заучивания.

В первое время после заучивания человек помнит все, затем с течением времени происходит резкое забывание, а потом идет стабилизация на разных уровнях (60-70%).

Проверка этих «кривых» была осуществлена в работах Бэлларда. Он изучал логическую память, но не позволял испытуемому заучивать весь материал. После заучивания основной части материала воспроизвести материал через разные промежутки времени (критерий запоминания – 80% от всего объема материала).

Кривая Белларда

Через 2-3 дня человек может вспомнить все (до 100%) информации. Затем идет стабилизация, а затем резкое падение и стабилизация на высоком уровне.

* реминисценция – отсроченные во времени воспроизведение является более эффективным, чем непосредственное воспроизведение (сразу после заучивания)

Реминисценция возникает:

1) только при логическом запоминании;

2) необходима определенная степень исходного заучивания информации, она должна достигать хотя бы среднего уровня – 50 %.

Причины реминисценции:

1) снятие утомления (утомленный мозг работает менее продуктивно);

2) снятие эмоционального волнения.

Вывод: работа должна сочетаться с перерывами.

* интерференция (наложение, смешение) – это отрицательное влияние предыдущей деятельности на запоминание и сохранение информации

Выделяют два ее проявления: (ПТ) проактивное торможение (вперед действующее) = отрицательное влияние предшествующей деятельности, (РТ) ретроактивное торможение (назад действующее) - влияние последующей деятельности на запоминание.

Любая ли деятельность оказывает отрицательное влияние на запоминание?

Далеко не любая. Существуют причины:

1) время между запоминанием и последующей деятельностью или предыдущей: чем короче временной интервал, тем сильнее интерференция;

2) трудность новой деятельности; чем труднее деятельность, тем сильнее ретроактивное и проактивное торможение;

3) сходство новой деятельности с заучиванием материала (по цели – торможение резче);сходство по цели и по содержанию;

4) степень усвоения заученной информации (если плохо запомнил, то любая деятельность будет отрицательной).

Анализ этих явлений позволит понять одну из рекомендаций повторения материала: середину повторять чаще, чем начало и конец материала.

Конец оказывает отрицательное влияние на середину по механизму РТ, начало – ПТ. Середина тоже оказывает влияние: на начало – по РТ, на конец –по ПР.

1) середину надо повторять несколько раз;

2) учить необходимо перед сном или «на свежую голову» утром, так как утром нет ПТ, а вечером – РТ.

3) частота практического использования.

Вытеснение (эта причина забывания была установлена Фрейдом) - это подавление из сознания неприятной информации. Вытесняет то, что не хочет помнить.

Общий вывод: лучше хранится та информация, которая лучше запомнена.

3. Воспроизведение - это актуализация информации + перевод ее из долговременной памяти в оперативную. Его успешность зависит от эффективности запоминания и сохранения.

Основные виды воспроизведения. В зависимости от сложности - 3 вида:

· Узнавание – это воспроизведение информации в условиях ее повторного предъявления.

Это примитивный вид воспроизведения.

· Собственно-воспроизведение:

а) непроизвольное (воспоминание без поставленной цели. Механизм непроизвольного

воспроизведения – ассоциативный механизм;

б) произвольное (подчинено специально заранее поставленной цели, т. е. репродуктивной задаче).

Это наиболее сложный вид, т. к. оно связано с мышлением. Человек обязательно осуществляет реконструкцию материала. Можно дополнить информацию, развить новые идеи, обобщить, систематизировать


!!! Воспроизведение – это не просто воспроизведение заученного,

это реконструкция на основе осмысления.

· Воспоминание - это более сложное воспроизведение. Воспроизводится не только информация, но место и время ее восприятия. Именно воспоминание – это основа житейской памяти.

Индивидуальные особенности памяти

1. Индивидуальные характеристики памяти, которые встречаются в норме.

2. Патология. Нарушения памяти.

Основными индивидуальными характеристиками являются:

1. Объем запоминаемой информации. - Объем кратковременной памяти колеблется: 7±2. Некоторые люди отличаются практически неограниченным объемом запоминания информации (феноменальная память).

2. Мы отличаемся друг от друга и по скорости запоминания.

3. Отличаясь по скорости, мы отличаемся и по прочности хранения информации. Прочность и скорость тесно связаны друг с другом. Они определяются (разное их соотношение) типом темперамента человека.

· Холерики – быстро запоминают информацию Þ быстро забывают Þ прочность запоминания низкая.

· Флегматики – медленно запоминают Þ низкая скорость запоминая, но высокая прочность.

· Сангвиники – оптимальное сочетание прочности и скорости (все высокое).

· Меланхолики – все низкое (медленно запоминают и плохо хранят информацию).

Память в целом и конкретного чел-ка в частности имеет свои особенности, свидетельствующие о его эффективности: 1. объем – важнейшая хар-ка П в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой чел-ком информации; 2. быстрота – способность чел-ка в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения инф-ции достигать опред-ной скорости ее обработки и использования. 3. точность – хар-ка П, кот показывает способность чел-ка в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения инф-ции качественно и продуктивно отражать ее основное содержание. 4. длительность – свидетельствует о способности чел-ка удерживать опред-ное время в своем сознании нужную инф-цию (КП,ДП,ОП) 5. готовность - свидетельствует о предрасположенности чел-ка и его сознании всегда активно использовать всю запечатленную инф-цию. Закономерности П: 1.закон ассоциаций; 2. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучше; 3. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше; 4. кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени(выученныйматериал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх). 5. осмысленное запоминание в 10 раз эффективнее, чем запоминание бессмысленное. 6. интерес к материалу ивнимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания. 7 распределенное во времени заучивание в несолько раз эфф-нее, чем концентрированное. 8. Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эфф-ти запоминания спустя некоторое время). Память как ВПФ. Развитие памяти. Память – совокупность процессов, с помощью которых человек запоминает, сохраняет и воспроизводит полученную информацию. П – ВПФ, т.к. обладает всеми св-вами ВПФ: 1. П – произвольна, потому что связана с волевым контролем запоминания. 2. П – опосредована, т.к. связана с использованием различных средств запоминания (узелки на П, образы, ассоциации). 3. П – социальна, т.к. П напрямую зависит от практической деятельности человека.


4. Типы памяти.

Определяется преимущественным развитием одного из видов памяти. Тип – это преобладание развития одного из видов памяти у данного конкретного человека. Выделяют 3 основных типа памяти (в зависимости от продуктивности запоминания материала разной модальности):

1) наглядно-образная память (преимущественно развитие образной памяти).

2) словесно-абстрактная память (отличается легкостью запоминания абстрактного теоретического материала; запоминаемый материал часто не вызывает зрительных ассоциаций – образная идентификация затруднена);

3) смешанный тип памяти (все виды памяти развиты или одинаково хорошо, или плохо, либо на среднем уровне).

Встречаются 2 разновидности наглядно-образной памяти

· Люди с преобладанием зрительной памяти · Люди с преобладанием слуховой памяти

От чего зависит тип памяти?

Тип памяти определяется преобладанием активности одного из полушарий головного мозга.

При 1) – преобладание активности правого полушария ==> наглядно-образный тип памяти

2) – преобладание активности левого полушария ==> словесно-абстрактный тип памяти







Date: 2016-11-17; view: 431; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию