Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа и основные виды мышления.





Мышление – опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности.

Мышление как познавательная теоретическая деятельность теснейшем образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.

Все мыслительные операции возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как момент или как компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. В теоретическом мышлении связь с практикой сохраняется. Практика остается основой и конечным критерием истинности мышления; сохраняя свою зависимость от практики в целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к каждому единичному случаю практики. Вместо того, чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться. Мышление принимает на себя функции планирования. Оно поднимается на тот уровень, когда теория, опережая практику, становится руководством к действию.

Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т.е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой личности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. Мышление человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических харак­теристик и признаков

1. обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в пред­метах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предме­там и явлениям.

2. опосредованное по­знание объективной реальности. При помощи знаков, символов, схем. Мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа кос­венной информации.

3. мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с по­мощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит ви­доизменение и преобразование имеющейся информации.

4. неразрывная связь с ре­чью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда ду­маем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Речь является орудием мышления. Так, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух. Можно говорить о том, что процесс мышления осуществляется тогда, когда мысль выражается словами.

Выражение мысли словами включает несколько этапов. Формирование мотива высказывания, например, необходимость решить какую-либо проблему. На втором этапе возникает мысль и общая схема того содержания, которое в дальнейшем должно быть воплощено в высказывании. Этот этап подго­товки высказывания мысли, как считал Л. С. Выготский, имеет особое значение. На нем происходит перешифровка (перекодирование) замысла в развернутую речь и создание порождающей (генеративной) схемы развернутого речевого вы­сказывания. Под генеративной схемой речевого высказывания подразумевается механизм, называемый в психологии внутренней речью. Именно внутренняя речь обеспечивает переходный этап между замыслом (или «мыслью») и развернутой внешней речью через механизм перекодирования общего смысла в речевое выска­зывание. Внутренняя речь порождает (генерирует) развернутое речевое высказы­вание, включающее исходный замысел в систему грамматических кодов языка. С этой точки зрения внутренняя речь выступает как подготовительная стадия она направлена не на слушающего, а на самого себя,.

Генерирующая роль внутренней речи, приводящей к оживлению ранее усвоен­ных грамматических структур развернутой речи, обеспечивает последний этап появления развернутого внешнеречевого выражения мысли. Следует иметь в виду, что, несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена — не одно и то же. М- сложная аналитико-синтетич деятель-ть мозга, лобные доли обеспечив целенаправленность мыслит процессов.

Виды

По генезису: наглядно-действенное - особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, заня­тых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. Образное - вид мыслительного процесса, в котором используют­ся образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преоб­ладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества. Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к дей­ствительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и опера­тивной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей до­школьного и младшего школьного возраста.

Абстрактно-логич - характеризуется использованием понятий, логических конструкций, функционирует на базе языковых средств и представляет собой высший уровень мышления.

По характеру реш задач: теоретич (установление общих закономерностей), практич (применен законом для решен практич задач)

По развернутости: дискурсивное(развернутое, протекает по этапам) интуитивное (одномоментное)

По степени новизны: репродуктив(на основе образов из других источников), творчес(на осн творч вообр-я)

По типу познания: теоретич, эмпирич

По средствам мышления: вербаль(отвлеченные знаковые стр-ры), нагляд(на осн образов и предметов)

По ф-ям: творческое(генерация собств оригин идей), критическое(выявл недостатков)

По степени рефлексии: интуитивн, рациональ(осознанное)

Произвольное-непроизвольное. Реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания).

Качества мышления:

-быстрота – скорость протекания мыслит процессов

-самостоятельность – умение видеть и решать пробл своими силами

-гибкость – способность применять аспект расм-я предмета при смене усл-й

-инертность – склон к шаблонному ходу мыслей

-темп развития мысл процессов – мин число упр необходимых для обобщен принц решения

-экономичность

-широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в разл обл знаний

-глубина – умение вникать в сущность

-последовательность – умение соблюдать логич порядок при решении пробл

-критичность – способность оценивать

-осознанность

Формирование мышления. Интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия. Она опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. У ребенка на этой стадии наглядно-действенное мышление. Развитие мышления начинается в плане действия внутри восприятия или на его основе. Сначала ребенок манипулирует с предметами, не учитывая их специфических особенностей. Продукты этого манипулирования сначала для него - случайные, побочные результаты его деятельности, не имеющие для него никакого самостоятельного значения. С того времени как результаты деятельности ребенка приобретают в его сознании некоторую самостоятельность и его действие начинает определяться объектом, на который оно направлено, действие ребенка приобретает осмысленный характер.

Новый этап в истории мышления связан с овладением ребенком речью. Ее обобщающая функция опирается сначала на примитивную чувственную абстракцию, формирующуюся в действии и оперирующую сначала в детском восприятии. Восприятие ребенка становится все более осознанным, и в нем заключаются основы мышления. Специфические черты этого раннего детского мышления обусловлены тем, что это мышление подчинено "логике восприятия", в которое оно включено. Мышление ребенка перестраивается и поднимается на новую ступень по мере того, как в процессе обучения ребенок овладевает системой знания различных предметов, которая заключает обобщенный опыт, накопленный человечеством. Мышление ребенка ситуативно.

Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок при восприятии выделяет одни стороны и отвлекается от других, подводит к первому элементарному обобщению. Обобщение сначала совершается в переносе действия с одного предмета на другой, выполняющий ту же функцию. Овладевая словом, ребенок обобщает не только действие, но и слово. Но эти обобщения, конечно, опираются не на главный признак, а то, что привлечет внимание ребенка, это не сознательные обобщения. Понятие определяется сначала по преимуществу внешними функциональными признаками предмета.

Но с расширением употребления слова посредством его переноса на новые предметы с этим зачаточным обобщением вскоре сочетается еще один процесс - постепенного сужения круга предметов, на которые распространяется слово и тем самым уточнение его значения. Ребенок наблюдает, узнает, сравнивает предметы, постепенно научаясь выделять их изменяющиеся свойства, замечает последовательность некоторых событий, которая порождает у него первые вопросы о причинности явлений. Нарушение привычного порядка вызывает стремление понять, что вызывает у него множество вопросов, причем эти вопросы часто перескакивают с одного предмета на другой. Эта подвижность, неустойчивость познавательных интересов типичная для ребенка.

Вошкольном возрасте ребенок начинает подмечать относительность некоторых свойств и положений, причем понимание относительности может быть доступно в одной и недоступно в другой сфере отношений: оно более доступно там, где речь идет об отношениях в наглядной ситуации, и оно становится менее доступным с переходом в абстрактный план.

В младшем школьном возрасте мысль расчленяет восприятие и выделяется из него. Мышление овладевает новым содержанием - систематизированным и более или менее обобщенным содержанием опыта, которой становится основной опорной базой его мыслительных операций. У ребенка формируются новые формы мыслительной деятельности, перестраиваются его обобщения, процессы анализа и синтеза. Существенное значение для ребенка приобретают родовые и видовые понятия. Оформляются индукция и дедукция. Мысль переходит от случайных связей ко все более существенному в них. Но при этом сохраняется еще ограниченность мышления по преимуществу внешними чувственными свойствами или признаками. Ребенок входит в область абстракции. Наблюдается значительное развитие способности к умозаключениям.

В подростковом возрасте интенсивно развивается словесно-логическое мышление, нарастает способность те абстрагированию, обобщению по основному признаку. Ребенок пользуется дедукцией и индукцией, может хорошо анализировать, делать выводы, рассуждать на основе осознанных принципов и правил. Подростки уже понимают метафоры, активно пользуются терминами.

 

Date: 2016-11-17; view: 487; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию