Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составные части финансовых ресурсов.





9.Источники формирования и виды финансовых ресурсов. Направления их использования. На состав источников финансовых ресурсов оказывает влияние:

сфера деятельности(материальная или непроизводственная сфера);

способ ведения хозяйства и цели деятельности(коммерческие и некоммерческие организации);

организационно-правовая формаи прочие факторы.

Виды финансовых ресурсов представляют собой конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения.

К видам финансовых ресурсов можно отнести, например:

амортизационные отчисления;

прибыль организаций;

налоговые и неналоговые доходы;

страховые платежи и т.д.

Финансовые ресурсы:

Коммерческих организаций;

Некоммерческих организаций;

Индивидуальных предпринимателей;

Государственной власти и местного самоуправления.

Коммерческая организация

Финансовые ресурсы коммерческой организации - это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих.

Источники:

Выручка от реализации продукции, работ, услуг

Выручка от прочей реализации, например, производственных запасов, выбывших ОФ и прочие

Внереализационные доходы, например, полученные штрафы, дивиденды и %-ты по ценным бумагам и т.д.

Бюджетные средства

Средства поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов, внутри структур

Виды финансовых ресурсов коммерческой организации:

Прибыль от реализации товаров, работ, услуг

Прибыль от реализации имущества

Сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий

Амортизационные отчисления

Резервные и прочие фонды, образованные за счет прибыли

Направления использования финансовых ресурсов коммерческой организации:

Платежи в бюджет разного уровня и внебюджетные фонды.

Уплата процентов за пользование кредитом; погашения ссуд, страховые платежи; финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств.

Финансирование НИОКР

Выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации, материальное поощрение работников, благотворительные цели, спонсорство и т.д.

Некоммерческая организация

Финансовые ресурсы некоммерческой организации — это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования

Источники:

Взносы учредителей и членские взносы

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

Бюджетные средства

Безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, и некоторые прочие источники

Виды финансовых ресурсов некоммерческой организации:

Бюджетные средства

Безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, гранты

Прибыль, амортизационные отчисления, за исключением бюджетных учреждений

Резервные и другие аналогичные фонды, за исключением бюджетных учреждений

Направления использования финансовых ресурсов некоммерческой организации:

Расходы на оплату труда рабочих и служащих

Расходы, связанные с арендой, эксплуатацией помещения, приобретением основных фондов

Платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды

Капитальные вложения, капитальный ремонт основных фондов

7.Фондовая и нефондовая формы формирования финансовых ресурсов. Характерные черты финансовых фондов:

- это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;

- в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;

- всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;

- имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой так как:

Формирование функционирующих финансовых фондов обособленно с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивающего: концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяющего: эффективнее управлять ими


облегчающего: контроль за их формированием и использованием.

Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, поэтому возможно сочетание фондовой и нефондовой форм.

Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов).

Другая часть направлена на выполнение финансовых обязательств, осуществляющихся в нефодовой форме.

8.Финансовые резервы как особая форма формирования и использования финансовых ресурсов. Финансовые резервы – особая форма ФР, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случаи возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств.

Формирование финансовых резервов объективно предопределено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в непрерывном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей.

Финансовые резервы подразделяются на:

1. Бюджетные способствуют ликвидации, диспропорции временных нарушений хода социально-экономических процессов

2. Страховые и хозяйствующих субъектов обеспечивают непрерывность процесса воспроизводства на микро- и макроуровнях при возникновении непредвиденных обстоятельств

3. Золотовалютные резервы гарантируют устойчивость национальной валюты

4. Специальные резервные фонды министерств и ведомств и бюджетные резервы позволяют финансировать новые, возникающие в течение финансового года потребности, обусловленные научно-техническими достижениями

Виды государственных финансовых резервов:

1. Фонды стабилизационного типа и будущих поколений обычно связаны с привлечением доходов от экспорта полезных ископаемых или других невосполнимых ресурсов. Создаются для сглаживания колебаний в бюджетных доходах и расходах дополнительного финансирования государственных расходов на территориях, где ведется добыча полезных ископаемых. Фонды будущих поколений рассчитаны на использование средств после того, как месторождение полезных ископаемых будут исчерпаны, для целей социальной защиты пенсионеров, выплаты дополнительных платежей населению территории, на которой ведется добыча полезных ископаемых

2. Резервные фонды, связанные с привлечением доходов в годы профицита бюджета, поступлений от приватизации государственного имущества и других доходов чрезвычайного характера.

Средства резервных фондов чаще всего используются для выравнивания и стабилизации государственных расходов, для экономического развития в годы экономического спада,

неблагоприятной конъюнктуры на мировых товарно-сырьевых рынках

3. Валютные/золотовалютные резервы носят долгосрочный стратегический характер и представляют собой превышение резервных валютных активов (золотых запасов) ЦБ страны над его аналогичными обязательствами перед зарубежными контрагентами.

Источниками валютных резервов могут быть: часть государственных доходов от экспорта полезных ископаемых, доходов от внешнеэкономической деятельности и др. Кроме стратегических сберегательных и накопительных задач средства валютного резерва могут быть использованы и для решения тактических задач, например, для регулирования внутреннего валютного рынка путем валютной интервенции.


Современная российская система государственных финансовых резервов включает:

1. Резервный фонд определяется БК РФ ст. 96.9.

Направления использования средств РФ:

1) Финансирование планового нефтегазового дефицита федерального бюджета в части, не покрываемой плановыми нефтегазовыми доходами

2) Досрочное погашение государственного внешнего долга РФ

2. Фонд национального благосостояния определяется БК РФ ст. 96.10 как часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета пенсионного фонда

3. Золотовалютные резервы Банка России – величина, измеряемую в долларах США и рассчитываемую как разность между суммой резервных валютных активов Банка России, принадлежащего ему монетарного золота и золота на счетах зарубежных банков, и обязательствами банков России перед контрагентами

8.Финансовый механизм: понятие и назначение, его структурные элементы. Финансовый механизм - это система финансовых методов, рычагов, форм организации управления финансовыми отношениями, посредством которых

осуществляется образование и использование финансовых ресурсов.

Финансовый механизм включает в себя:

- механизм функционирования международных финансов;

- механизм функционирования государственных финансов;

- механизм функционирования финансов хозяйствующих субъектов;

- механизм функционирования финансов граждан.

В соответствии с территориальным делением выделяются следующие финансовые механизмы:

- федеральный;

- региональный;

- местный.

Три составляющие структуры финансового механизма:

- ресурсная;

- организационная;

- системы обеспечения.

8.Классификация финансового механизма. Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

В зависимости от особенностей финансовых отношенийв финансовом механизме выделяют следующие элементы:

финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций:

финансовый механизм коммерческих организаций;

финансовый механизм некоммерческих организаций;

финансовый механизм индивидуальных предпринимателей;

страховой механизм;

механизм функционирования государственных и муниципальных финансов:

бюджетный механизм;


механизм функционирования внебюджетных фондов.

Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена:

механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.

Возможна классификация по другим признакам. В соответствии с государственным устройствомРоссийской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена:

финансовый механизм федерации;

финансовый механизм субъектов федерации;

финансовый механизм местных органов власти.

Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ.

По воздействию на общественное производствов составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья:

механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов;

механизм финансового регулирования общественного производства;

механизм финансового стимулирования общественного производства.

9.Понятие и состав финансовой системы. Понятие финансовой системы является развитием более общего определения экономических общественных отношений - финансы. Однако эти отношения проявляются по-разному в каждом звене финансовой системы, которое определенным образом влияет на процесс воспроизводства и имеет свои, присущие ему функции.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.
Все перечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это государственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.
Государственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения.

Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Государственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальных доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой - процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов4.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории всей страны.
Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.

Вместе с тем, расходы на социально-культурные мероприятия имеют и экономическое значение, так как представляют собой важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет5.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Например, Пенсионный фонд России мобилизует средства на выплату пенсий гражданам; Фонды имущественного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а личного страхования - для выплаты застрахованным лицам материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой стороны - дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
Финансы предприятий различных форм собственности обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

В составе финансов предприятий выделяют следующие группы денежных отношений: 1) связанные с формированием и использованием на предприятии целевых фондов денежных средств (уставного фонда, фонда развития производства и др.); 2) возникающие между предприятиями в связи с уплатой и получением штрафов при нарушении договорных обязательств, внесением паевых взносов членами объединений, их участием в распределении прибыли, вложением средств в акции и облигации других предприятий и т.п.; 3) складывающиеся у предприятий со страховыми организациями в связи с формированием и использованием различного рода страховых фондов; 4) образующиеся у предприятий с банками в связи с получением банковских ссуд, их погашением и уплатой процентов по ним, а также в том случае, когда предприятие предоставляет банку свои свободные денежные средства во временное пользование за определенную плату; 5) возникающие у предприятий с государством в связи с уплатой в бюджет налогов, перечислением средств в различные внебюджетные фонды; 6) складывающиеся у предприятий с их вышестоящими управляющими структурами.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

 

12.Характеристика сфер и звеньев финансовой системы. Каждая сфера финансовой системы имеет свои структурные звенья. Так, финансы экономических субъектов включают финансы коммерческих организаций (хозяйственных обществ, товариществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий), некоммерческих организаций (общественных, религиозных организаций и объединений, фондов, учреждений), индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

К этой сфере относятся также различные финансовые учреждения (центральные банковские учреждения, другие кредитные институты). Речь идет об институтах, занятых финансовыми операциями на коммерческой основе, независимо от формы собственности, а также страховых организациях, которые занимаются производством услуг страхования.

Вторая сфера — государственные и муниципальные финансы — соответствует сектору органов государственного и местного управления и включает все институциональные единицы, занятые оказанием услуг, предназначенных для коллективного потребления. (Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов,
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных фондов обязательного медицинского страхования, Местные бюджеты (городских и сельских поселений, бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов))

Страхование - одна из трех сфер финансовой системы. Для страхования характерны экономические отношения только по перераспределению доходов и накоплений, связанных с возмещением материальных и иных потерь. Таким образом, страхование связано с вероятностным движением денежной формы собственности. Страховой случай может и не наступить. Для страхования характерны все признаки финансов, но оно имеет и свои отличительные признаки:

Возникают перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный и иной ущерб.

Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба одного или нескольких субъектов на всех субъектов, вовлеченных в страхование. Это замкнутая раскладка основана на вероятности того, что число пострадавших хозяйств обычно меньше числа участников страхования. Как правило, число пострадавших должно быть существенно меньше числа застрахованных. Для организации замкнутой раскладки ущерба создается денежный страховой фонд, формируемый за счет взносов всех участников. Размер страхового взноса представляет долю каждого из них в раскладке. Таким образом, чем шире круг участников, тем меньше сумма страхового взноса и они более доступные. Обязательное страхование вовлекает наибольшее число участников, следовательно меньше страховой тариф и риск.

Страхование предусматривает перераспределение ущерба во времени и в территориальном разрезе.

Характерной чертой страхования является относительная безвозвратность мобилизуемых средств.

13.Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации. Финансы субъектов хозяйствования постоянно взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами при:

- уплате налогов и страховых платежей в бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов;

-при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п.

Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между организациями существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т. п.

Государственные и муниципальные финансы как сфера финансовой системы также характеризуются тесным взаимодействием их структурных звеньев между собой, а также со сферой финансов субъектов хозяйствования

Внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов

Также, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами, например,
при передаче средств из бюджета в бюджеты внебюджетных фондов на некоторые целевые расходы, или, при использовании остатков средств бюджетов внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг

Существует тесная связь звена бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, так как, поскольку финансовые ресурсы бюджетных учреждений формируются в основном за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.

Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны
имеют взаимосвязи:
1. с финансами субъектов хозяйствования:
- при уплате организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов, налогов и других платежей;
- при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов.
2. с бюджетом:
- при получении ассигнований на некоторые целевые расходы;
- при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита.
3. с другими внебюджетными фондами — при передаче некоторых средств одним фондом
другому.







Date: 2016-11-17; view: 1075; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию