Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие начального языкового и литературного образования. Образовательные результаты в обучении русскому языку. УМК как средство реализации начального языкового образования.
Начальное языковое образование - важнейший этап как общего развития ребенка, так и освоения им родного языка. Курс русского языка в современной начальной школе реализует две основные цели. Познавательная цель связана с формированием лингвистической компетенции учащихся по освоению системы родного языка, развитием знаково-символического и логического мышления. Социокультурная цель означает формирование коммуникативной компетенции как компетенции по созданию устных и письменных текстов разных типов, жанров, стилей, по реализации диалогической и монологической речи. Во-первых, представление о новом социальном заказе на выпускника российской школы, который должен обладать необходимым уровнем общекультурного развития, готовностью к самообразованию и дальнейшему развитию, активностью в познавательной, социальной и коммуникативной деятельности. Данный заказ общества актуализирует разные типы образовательных результатов, заявленных во ФГОС НОО: предметные, метапредметные, личностные. Предметные результаты - это то, что необходимо для свободного владения языком и речью в решении учебных задач, т.е. овладение ребенком основными предметными действиями, такими как чтение художественных и информационных текстов, орфографическое действие (постановка и решение орфографических задач, орфографический самоконтроль); речевое действие (воспроизведение и создание разных видов текстов), действия, связанные с анализом языковых единиц (фонетическим, словообразовательным, морфологическим, синтаксическим). Метапредметные результаты - это освоение универсальных учебных действий (УУД), которые формируются через опыт организации учебной деятельности (регулятивные УУД), познавательной деятельности (познавательные УУД: общеучебные и логические) и опыт коммуникативной (совместной) деятельности (коммуникативные УУД). Подчеркнем, что формирование УУД требует практического опыта в разных видах деятельности (только предметного опыта недостаточно), однако педагогу важно удерживать связь предметных и метапредметных действий. Например, орфографическое действие, как предметное действие, включает в себя следующие умения: соотносить звучание и написание слова (объяснять случаи их расхождения); анализировать текст с точки зрения наличия в нем орфограмм, группировать слова по типам и месту орфограмм в слове, моделировать алгоритмы применения орфографических правил, обосновывать (доказывать) написание слов, контролировать правильность записи текстов и исправлять орфографические ошибки. Если выделить ключевые глаголы в перечисленных орфографических умениях (соотносить, анализировать, группировать, моделировать, доказывать, контролировать) то можно убедиться, что читаются они «на языке» УУД. Это означает, что ключевой особенностью учебного предмета «Русский язык» является внутренняя взаимосвязь предметных и метапредметных действий: предметное действие может приобретать характер метапредметного (умение работать с разными типами словарей, орфографический самоконтроль, формирование письменных высказываний), а метапредметное в своем основании базируется на предметном (например, смысловое чтение). Личностные результаты, которые формируются на уроках и внеурочных занятиях по русскому языку, связаны с речевой культурой, позитивным эмоционально ценностным отношением ученика к родному языку и литературе, интересом к их изучению, стремлением совершенствовать свою речь, помогать другому ученику (например, в полиэтническом классе) осваивать русский язык. Сформированность личностных результатов, на наш взгляд, во многом определяется тем, какую позицию занимает ученик в совместной образовательной деятельности на уроке русского языка. В концепции педагогики совместной деятельности (Г.Н. Прозументова) и концепции построения открытого совместного действия педагога и ребенка (С.И. Поздеева) мы определяем эту позицию как позицию значимого и влиятельного участника совместной деятельности [2], который формулирует цели урока, планирует деятельность, проявляет образовательную инициативу, участвует в совместном поиске и открытии нового знания, взаимодействует с другими учениками (в паре, в группе) для решения учебных задач урока, рефлексирует ход и результаты деятельности. Таким образом, содержание современного начального языкового образования представляется нам как совокупность таких компонентов и методов организации образовательной деятельности, которые позволяют целостно и во взаимосвязи формировать все типы образовательных результатов средствами учебного предмета «Русский (родной) язык». Подчеркнем, что литературное развитие может происходить и стихийно, без вмешательства взрослого, а литературное образование – это специально организованный процесс формирования читательской деятельности, целью которого является создание условий для полноценного общения с искусством. Содержание курса литературного чтения включает следующие взаимосвязанные линии: виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо); виды читательской деятельности (работа с разными видами текстов); круг детского чтения; литературоведческая пропедевтика; литературно-творческая деятельность (продуктивная творческая деятельность на основе художественных произведений). На этом основании можно заключить, что образовательная деятельность на уроках и занятиях по литературному чтению — это интеграция речевой, читательской и литературно-творческой деятельности, направленная на формирование читательской компетентности младшего школьника и его личностное развитие (интеллектуальное, нравственное, эстетическое). В новом ФГОС НОО выделено важное универсальное учебное действие (в группе познавательных, общеучебных) — смысловое чтение, под которым понимается метапредметное умение ставить цель чтения и реализовывать её с помощью определенного вида (способа) чтения: просмотрового, ознакомительного, выборочного, поискового. Введение понятия «смысловое чтение» отражает следующие тенденции в современной методике обучения чтению: от обучения чтению как цели к обучению чтения как средству реализации личностных целей читателя; от обучения чтению вообще (как навыку, как виду речевой деятельности) к обучению разным видам чтения; от технической стороны чтения к его смысловому аспекту, связанному с пониманием, извлечением и использованием прочитанного в решении образовательных задач. 8. Методика обучения первоначальному письму: задачи, содержание, совершенствование каллиграфической и графической стороны письма. Письмо – знаковая система фиксации речи с помощью графических знаков, позволяющих закреплять речь во времени и передавать ее на расстоянии; процесс кодирования слова и текста с помощью графических знаков. Первоначальное письмо – это перевод звукового состава слова в буквы и начертание их с помощью определенных движений руки. Задачи: 1. Соблюдать правила гигиены письма: правильно сидеть, держать ручку, располагать тетрадь на парте и т.п.; 2. Сформировать четко дифференцированные образы письменных букв, включающие два вида элементов: зрительные и двигательные, что обусловлено закономерностями процессов зрительного восприятия и двигательного воспроизведения букв; 3. Научиться писать все буквы русского алфавита, соединять их между собой, переводить печатный текст в письменный; 4. Научить списывать и писать под диктовку слова и небольшие предложения (3-5 слов), контролировать себя в процессе письма и после его завершения. Каллиграфия (чистописание, «краснописание») – умение писать четко, разборчиво, в соответствии с утвержденными образцами – прописями. Каллиграфический навык – это двигательный навык, связанный с правильным начертанием строчных и прописных букв и их соединений. Этапы: 1) заштриховка фигур, обводка трафаретов, орнаментальное рисование, раскрашивание и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку и на подготовку руки к письму; 2) письмо элементов букв; 3) письмо отдельных букв; 4) письмо сочетаний букв, слогов, слов, предложений; 5) перевод печатного текста в письменный. Графическая сторона – это действие по построению буквенной модели (записи) слова, отображающей особенности его звуковой формы. Этапы: 1) Подготовительный, цель которого установить слого-звуковую структуру слова; 2) Исполнительский, цель которого правильно записать слово; 3) Контрольный, нацеленный на самопроверку написанного.
Date: 2016-11-17; view: 1615; Нарушение авторских прав |