Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Темы для семинарских занятий
1. Старшеклассник как объект психологической помощи. 2. Методика психологической помощи старшеклассникам. Задания для самостоятельной работы 1. Составьте психологический портрет одного из старшеклассников в аспекте психологической помощи. 2. Проведите оргдиалог по правилам общения в своей группе, сделайте анализ эффективности методики. 3. Разработайте методику одного из занятий предлагаемого сценария тренинга личностного роста. Литература 1. Абульханова-Славская К.А, Стратегия жизни. — М., 1996. 2. Аианченко М.Ю., Овсяншн П.Е. Курс «лидерство» в школе. — Архангельск, 1995. 3. Гордой Т. Лидерство и управление: группоцентрированный подход// Клиентоцснтрированная терапия. — М., 1997. 4. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989. 5. Мудри к А. В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. — М., 1990. 6. Прутченков А. С. Свет мой зеркальце, скажи: Методические разработки социально-психологических тренингов. — М., 1996. 7. Пряжников И. С. Подростковая профконсультация: В поисках новых ориентиров // Журнал практического психолога. — 1996. — № 1. 8. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 1999. 9. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1989. 10. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1995. Раздел IV МЕТОДИКА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА Глава 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В СЛУЧАЯХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. — Комплексная диагностика социально-педагогической запущенности детей. — Принципы ранней профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей. — Методика психологической помощи социально и педагогически запущенным детям. IV.1.1. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогической ситуацией развития, характеризующейся неадекватной социальной активностью ребенка, с одной стороны, и дезинтегрирующим влиянием воспитательного микросоциума на процессы социализации и индивидуализации личности, с другой. Как правило, у такого ребенка вырабатывается объектная социальная позиция, которая не способствует развитию субъектных свойств личности. Такой ребенок больше проявляет реактивность, чем активность. Он не овладевает трудной для него ситуацией, а лишь идет у нее на поводу. Он не может справляться как с внешними (негативная обстановка в семье, конфликты в школе, несправедливое отношение педагога и др.), так и с внутренними обстоятельствами (плохое настроение, лень, отсутствие мотивации, интереса и т.д.). Впоследствии социальная позиция ребенка Преобразуется в его внутреннюю психологическую позицию. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных ка- честв и свойств личности ребенка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость и низкий уровень субъект-ности ребенка в учебно-познавательном процессе. У дошкольников это выражается в неразвитости комплекса игровых способностей, недостаточной активности в игре, несфор-мированности игровой рефлексии. У младших школьников несостоятельность в учении проявляется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, низкий уровень целенаправленности и осознанности учебной деятельности, недостаточная учебно-познавательная активность. Социальный и педагогический аспекты запущенности и взаимосвязаны, и взаимообусловлены. Неуспешность в деятельности, необученность, необразованность, невладение знаниями социально-этического характера влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в референтных группах. Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе. Роль предрасполагающего фактора в возникновении и развитии запущенности детей могут играть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, актуальное состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с микросоциумом и др. Внешние и внутренние причины обусловливают возникновение и развитие запущенности, преломляясь в конкретной-ситуации развития ребенка при условии их сочетания между собой, высокой интенсивности, относительной стойкости и длительности воздействия на ребенка, особенно в раннем детстве, и отсутствия своевременной профилактической и коррекционной работы. Ситуация развития запущенного ребенка, как правило, оказывается неблагоприятной. Она складывается из пагубных для его развития сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции воспитанника, ими обусловливаемой. Механизм возникновения и развития социально-педагогической запущенности детей приводится в движение противоречием между потребностью ребенка стать личностью и возможностью ею стать. Потребность ребенка в персонализации вступает в противоречие с нежеланием референтных для него общностей (сначала семьи, затем групп сверстников в детском саду и школе) принимать проявления его индивидуальности, не соответствующие социальным нормам и ожиданиям. Причем в силу специфики возраста такая позиция сверстников прежде всего обусловлена отношением к запущенному ребенку взрослых — педагогов и родителей. Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве, примерно с трехлетнего возраста, т.е. совпадает с началом развития самосознания ребенка, его правилосообразно-го поведения и нормативной деятельности. При неблагоприятной ситуации развития происходит накопление количественных признаков и проявлений запущенности, которые в силу интеграции психики переходят в качественные образования — ее симптомо-комплексы. Социально-педагогическая запущенность является одной из самых распространенных разновидностей отклонений развития, часто перерастающих в правонарушения и другие асоциальные формы проявлений личности. Ранняя диагностика, профилактика и коррекция необходимо обусловлены их упреждающим значением для развития личности, онтогенетическим значением периода детства и более высокой эффективностью воспитательных воздействий на ребенка в детском возрасте. Date: 2016-11-17; view: 228; Нарушение авторских прав |