Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 12. Семантика взросления 1 page
В этом разделе впервые проведена попытка выявления определенных периодов и этапов в процессе взросления человека на основе хроматической модели интеллекта. Однако сразу же подчеркну, что эту периодизацию ни в коей мере нельзя абсолютизировать и / или понимать буквально для какого-либо возраста или этапа взросления. Все это является лишь рабочей схемой, созданной лишь для возможности систематизации опытных данных и экспериментального заполнения имеющихся лакун. Еще в конце 60-х годов ХХ века Б. Г. Ананьев[dccclxx] оговаривал необходимость сочетать более дробный поперечный возрастной срез с более дифференцированным продольным срезом развития. Именно такое сочетание может дать возможность уловить «пики» (оптимумы) каждой из фаз, ее нижние и верхние границы, дискретные состояния переходов от одной фазы к другой. Для оценки такой возможности далее будут сопоставлены и максимумы кривых, приведенных в книге Ананьева.[dccclxxi], с цветом каждого из компонентов интеллекта[dccclxxii], а также с цветом, характеризующим тип темперамента[dccclxxiii] и т. п. и т. д. Это связано и с тем, что существует слишком много достаточно противоречивых критериев соответствия даже между билогическим и психологическим возрастом, не говоря уже о паспортном и / или социальном и / или культурном соответствии определенному возрасту[dccclxxiv]. Так, например, по замечанию Ю. И. Филимоненко, возраст тела (фактически — паспортный) слишком очевиден, чтобы его можно было не замечать. В отличие от этого, возраст души не имеет объективных внешних критериев и опирается сугубо на субъективную самооценку. По данным этого исследователя, среднегрупповые оценки паспортного (тело) и самооценки субъективного (душа) возрастов совпадают в возрасте 25 лет. В дальнейшем субъективный возраст “души” отстает от паспортного в среднем на 5 лет за кождое последующее десятилетие жизни[dccclxxv]. Тем не менее к настоящему времени в психологии известны многие теории и схемы развития. Так, согласно теории Зигмунда Фрейда[dccclxxvi], личность проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий. Например, первые стадии ребенок проходит задолго до наступления пубертата, извлекая наслаждение из различных эрогенных зон своего тела. Если на какой-либо из этих стадий ребенок испытывает преувеличенное чувство удовлетворения (или фрустрацию), то может произойти фиксация на потребностях этой стадии. В отличие от Фрейда, в теории Эрика Эриксона[dccclxxvii] основной акцент сделан на психосоциальных конфликтах, хотя его периодизация формально и основана на периодизации Фрейда. Так, Эриксон полагал, что развитие личности основано на результатах разрешения конфликтов между социальными и сексуальными детерминантами поведения. Теория Эриксона является эпигенетической, то есть в ней каждый последующий период взросления основывается на предыдущем. Жан Пиаже[dccclxxviii] рассматривал интеллект в процессе адаптации к внешнему миру, при которой осуществляются два взамно дополняющих друг друга процесса: ассимиляция (включение новой информации в уже существующие структуры) и аккомодации (изменение структур согласно требованиям внешнего мира). Для обозначения ментальных структур, обрабатывающих определенного рода информацию, Пиаже использовал понятие «схемы», которое в хроматизме связано с представлениями о компонентах интеллекта как атомарных компонентах функций с их экспериментальной верификацией[dccclxxix]. Джейн Ловингер[dccclxxx] описала процесс формирования Я-концепции в виде последовательных стадий, сменяющих друг друга на протяжении жизни. Согласуя возрастные схемы психоанализа с определенными аспектами теории Колберга и опытными данными, она выделила в качестве объекта изучения смысловые структуры личности, развитие которых определяет основные принципы истолкования внешнего и внутреннего мира. Согласно теории Роберта Кегана[dccclxxxi], комплексный подход к изучению развивающейся Я-концепции должен включать основные положения этих и ряда других теорий развития. Периодизация Д. Б. Эльконина построена на учете ведущей деятельности ребенка и кризисных этапов векторов этой деятельности. С одной стороны развивается и периодически доминирует мотивационно-потребностная сфера (эмоциональное общение, игровые моменты и т. п.). С другой стороны, по Эльконину, альтернативой им являются интеллектуально-познавательные силы, которые оказываются доминантными в паракризисные периоды. В архетипической модели интеллекта первый фактор можно выразить через суперпозицию С- и Ид-планов, тогда как второй — Ид- и М-планов. Как мы увидим ниже, эта периодизация была бы наиболее близка к хроматической, если бы имело место более детальное подразделение компонентов интеллекта, то есть выделение в дихотомии биологических и социальных сил по меньшнй мере культурных факторов как относительно независимого компонента. Г. С. Васильченко и сотрудники[dccclxxxii] подразделяют психосексуальное развитие на определенные этапы с выделением возрастных критических периодов. Так, в этой концепции условно выделяются: парапубертатный период (1–7 лет) с кризисом в 2–4 года; препубертатный период (7–13 лет) с кризисом в 7–8 лет; пубертатный период (12–18 лет) с кризисом в 12–15 лет; переходный период (16–26 лет) с кризисом в 16–24 года; период зрелой сексуальности (26–55 лет) и инволюционный период (51–70 лет) с кризисом после 50 лет. Выделяя также понятийную, платоничекую, эротическую и сексуальную стадии равития либидо, авторы этой периодизации приходят к выводу, что границы между этими стадиями трудно провести из-за возможности неоднократных возвратов к предыдущим стадиям. С этим можно только согласиться, но тем не менее, как мне кажется, необходимо введение неких “материальных” критериев для выделения этих стадий. В нулевом приближении я предпринял попытку хроматического сопоставления нейрофизиологических данных для большого мозга с его электрической активностью. Так, например, мозжечок (малый мозг) лежит в задней черепной ямке, под затылочными долями полушария большого мозга, непосредственно соотносясь с таламусом (зрительными буграми); нижняя поверхность мозжечка образует крышу IV желудочка. В состав мозжечка входит белое и серое вещество. Серое вещество образует кору и четыре центральных подкорковых ядра; вся остальная часть мозжечка состоит из белого вещества[dccclxxxiii]. В хроматизме функции мозжечка предполагаются связанными с относительным доминированием подсознания над бессознанием, что основано на относительно большем числе связей с подкорковыми, чем со спинальными центрами. В толще полушарий большого мозга находятся боковые желудочки и подкорковые узлы. Дно центральной части (переднего рога) бокового желудочка образует наружный отдел верхней поверхности таламуса[dccclxxxiv], коррелирующего в хроматизме с функциями подсознания для правого и сознания для левого полушарий (Серов, 1990). На рисунке 1 наглядно представлены половозрастные различия прироста мозжечка; на рис. 2 — относительный прирост объема желудочков больших полушарий головного мозга. Экспериментальные данные приведены по работам[dccclxxxv] и далее будут сопоставляться с другими эмпирическими данными. Рис. 1 и 2 см. Файл: «Рис. Взросление» дос или Ексел Большинство исследователей считает, что возникновение электрической активности мозга обусловлено главным образом влиянием подкорковых структур. Однако существуют и гипотезы о преимущественно ее корковой генерации[dccclxxxvi]. Я полагаю возможным объединить эти две версии в силу существующих связей между корковыми, подкорковыми, стволовыми и спинальными центрами как распределенными системами (Shepherd, 1987) с тем, чтобы установить корреляцию определенных частот ЭЭГ с компонентами интеллекта в хроматизме. Поскольку все эти, как и многие другие теории и схемы нередко содержат знбчимые эмпирические данные, далее я буду приводить их в качестве определенного рода критериальных точек социо-, психо- и физиологии для их интерпретации при установлении возможной (или невозможной) связи с теорией хроматизма[dccclxxxvii]. Хроматический же анализ электрической активности мозга будет представлен лишь после сопоставления всех эмпирических данных как возможный критерий адекватности проведенной работы, который исключительно для удобства отделен от остальной совокупности опытных данных. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой неравномерен, т. к. включает преобразование и последующую фиксацию М-, Ид- и С-планов (и их доминант), что сопровождается конфликтами и противоречиями между ними. В детском возрасте обычно выделяют: “кризис первого года жизни” (дифференциация ритмов электрической активности мозга, то есть возникновение собственно компонентов интеллекта: М-, Ид-, С-); “кризис трех лет” (возможно, подразделение М-плана на само- и право-сознание); “кризис 6–7 лет” (смена доминанты С-плана на Ид-план); “подростковый кризис” 10–11 лет (смена доминанты Ид-плана на Мм-план). Хроматическая периодизация онтогенеза призвана для интерпретации и предсказания последующих опытных данных на основе закономерностей, существующих и на уровне «атомарных» компонентов интеллекта, которые, в свою очередь, моделируются цветовыми сублиматами. Поскольку многие психологи интересуются инвариантными качествами личности (постоянными характеристиками интеллекта, темперамента, структуры личности [dccclxxxviii]) то в этой главе я попытался свести воедино известные на сегодняшний день инварианты. В качестве рабочей гипотезы здесь представлена схема функционального онтогенеза человека, в основе которой заложены хроматические критерии переработки информации различными планами архетипической модели интеллекта (АМИ). Напомню хроматические обозначения «атомарных» компонентов для нормальных условий существования АМИ: сознание — М-план (моделируется зеленым цветом маскулинного самосознания и пурпурным цветом фемининного сверх- и / или правосознания), подсознание — Ид-план (голубой фемининный и фиолетовый маскулинный), бессознание — С-план (желтый фемининный и красный маскулинный), синий и оранжевый цвета являются андрогинными. По теории хроматизма интеллект обоих полов в норме должен пройти все эти цвета для обретения итоговой цельности Я-концепции взрослого человека.
12.1. Детство Младенчество Исследования показывают, что мальчики, в среднем, рождаются более крупными, чем девочки. Как следует из рис. 1, если в первые месяцы после рождения прирост мозжечка у девочек несколько меньше, чем у мальчиков, то после 6 месяцев существенно опрережает их, что позволяет предположить возникновение элементов бессознания, так сказать доминирующих над таковыми для подсознания. Девочки обладают более высокой кожной чувствительностью[dccclxxxix]. После рождения кроветворная функция красного костного мозга несколько понижается, хотя и остается на достаточно высоком уровне[dcccxc]. Жизненно важная процедура питания грудного ребенка обеспечивается рефлексом «поиска груди», то есть бессознанием в чистом виде, которое много позднее, начиная с пубертатного возраста, проявит себя с релевантным партнером. Отсюда можно полагать, что до 1-го года у младенца доминирует С-план, предпочтительным цветом которого является красный цвет, который может быть связан с растущим уровнем физиологических потребностей, по теории Маслоу. Как отмечает Г. Крэйг, новорожденный уже в первые часы жизни способен следить взглядом за медленно движущимся предметом, таким, например, как ярко-красный шар. Действительно, в этой фазе развития наблюдается резкий рост тела младенца и, соответственно возникает бессознательная потребность в подкреплении этого роста физически активным красным цветом. Доминанта бессознания проявляется и в том, что с 3-х до 8-ми месяцев младенцы активно познают именно свое тело, открывают для себя собственные руки и ноги. По весьма противоречивым данным различных исследователей, можно представить примерно следующую картину становления цветоразличительной способности[dcccxci]. Появление размытого цветоощущения регистрируется на 2–3-м месяце жизни ребенка. Где-то к 6–7 месяцам оно становится более отчетливым с тем, чтобы к 1,5 годам стать практически адекватным цветоощущению взрослых[dcccxcii]. (Однако полное поле зрения у ребенка появится лишь в возрасте 2–3 лет, а полноценное бинокулярное — от 7 до 15 аналогично формированию системы сенсорного анализа стимулов[dcccxciii]). Выбор желтого цвета к 6–7 месяцам развития может характеризовать фемининные черты Син-плана ребенка и, вероятно, может чаще встречаться у девочек (экспериментальные данные отсутствуют). Так, в 7–8 месяцев младенцы начинают проявлять настороженность по отношению к незнакомцам, а также откладывать осуществление своих действий, пусть и на короткое время. С позиций Маслоу данный цветовой выбор, вероятно, может быть обусловлен большей у девочек потребностью в безопасности. У младенца глазное яблоко в 3 раза меньше, чем у взрослого. Поэтому из-за эффектов хроматической аберрации он слабо различает синие цвета. От 4 до 8 месяцев младенцы живут по принципу «с глаз долой — из сердца вон»: если они чего-то не видят, то этого и нет, — для них, разумеется. Так, младенец сразу же утрачивает интерес к игрушке, оказывающейся под одеялом, даже если он ее продолжает держать в руке. В период с 8 до 12 месяцев действия ребенка становятся более преднамеренными. Так, по схеме Пиаже, в этом возрасте возможен даже недолгий поиск спрятанных предметов. По-видимому эмпатия полностью принадлежит к сфере бессознания, ибо дети до 1-го года необычайно восприимчивы к эмоциональным сигналам родителей. Косвенно это подтверждают и данные, согласно которым при выполнении простых задач практически ни один из 12-месячных младенцев не помогал другим детям[dcccxciv]. По данным Д. Б. Эльконина к ведущему виду деятельности младенца относится непосредственно-эмоциональное общение[dcccxcv]. При активном поощрении движений где-то к 12 месяцам многие дети начинают ходить и обладают развитой способностью к манипулированию предметами окружающей среды: отодвигать задвижки, открывать ящики и окна, перетаскивать игрушки, перекручивать электрические провода от ламп или телевизоров, включать последние и т. п. И здесь очень частым в лексиконе взрослых с необходимостью появляются слова «Нет» и «Нельзя», все более и более социализирующие ребенка, который активно усваивает их в процессе взаимодействия с миром взрослых. К 1-му году уже понимает многие и может произносить отдельные слова. То есть, быть может, возникают и какие-то основы для формирования подсознания и / или сознания как компонентов интеллекта. Обратим особое внимание на тот факт, что в это время ребенок обычно изо всех сил старается сделать первые самостоятельные шаги или произнести свои первые слова, но, как подчеркивает Г. Крэйг, редко совершает эти действия одновременно. Здесь можно только предполагать, что одновременное функционирование бессознания и подсознания на этой стадии развития является невозможным. Согласно периодизации психосексуального развития Фрейда дитя проходит «оральную» стадию, тогда как по схеме психосоциального развития по Эриксону младенец до 1-го года проходит «орально-сенсорную» стадию. При поддержке родителей и удовлетворении его основных потребностей появляется преемственность всех составляющих в воспитании и обучении. Психосоциальным результатом этой стадии Эриксон считает приобретение ребенком доверия к среде. По Ловингер эта «досоциальная» стадия характеризуется безразличием ко всему, кроме собственных потребностей. В том же, что касается формирования Я-концепции, младенец зависит от заботящихся взрослых. Кеган относит отсутствие разделения себя и другого к типичному поведению этого периода.
От 1-го до 2-х лет Согласно теории Пиаже, возраст от 1 до 1,5 лет представляет собой активное исследование методом проб и ошибок; к 1,5 годам появляется понимание того факта, что окружающие предметы продолжают существовать даже тогда, когда он не может их увидеть или потрогать; в возрасте же от 1,5–2-х и до 4-х лет у ребенка появляется способность мысленно представлять какие-то действия перед их совершением. Так, Пиаже полагал, что на этой стадии ребенок как «маленький ученый» может изобретать новые способы достижения цели путем предварительных умственных комбинаций[dcccxcvi]. Так как с появлением языка возникает и символическая функция, то, согласно Пиаже, становится возможным и усвоение первых обобщений на допонятийном уровне. Так, период взросления до 1,5 лет характеризуется обобщением по цвету, но не по форме предмета, что позволяет предположить формирование подсознания. Почти все дети к этому времени уже могут ходить самостоятельно. По свидетельству ученых, начавшие ходить мальчики более агрессивны, а девочки имеют преимущество в темпах освоения речи. От 1,5 до 2-х лет словарный запас малыша увеличивается до 50 и более слов. Если в руки двухлетнему ребенку попадает мелок или фломастер, он может нарисовать какие-нибудь каракули и какое-то время зачарованно рассматривать эти магические знаки. Легкость, с которой малыши возводят свои постройки из кубиков, говорит о способностях подбирать подходящие по форме элементы и ориентироваться в своих конструкциях принципами симметрии. [dcccxcvii] Иначе говоря, здесь можно проследить определенные предпосылки для формирования эстетики творчества и восприятия, то есть творческого подсознания. Об этом говорит и коллизия, возникающая у 1,5–2-х летнего ребенка, между тем, чтобы находиться рядом с матерью, и тем, чтобы самостоятельно предвигаться в пространстве. То есть вслед за исследователями[dcccxcviii] можно отметить острый эмоциональный кофликт между все возрастающей потребностью подсознания в автономии и одновременной бессознательной привязанностью к матери. Это подтверждается и все более разнообразным проявлением эмоций. По данным Раку И.И., около 70 % детей 1,5–2 лет демонстрируют чувство эмпатии[dcccxcix]. Появляющееся же умение сдерживать некоторые из этих эмоций, по-видимому, свидетельствует о задатках растущего сознания. Об этом же говорит и тот факт, что при определенном содействии со стороны взрослых, почти все 2-х летние дети были способны сотрудничать друг с другом. Девочки начинают не только раньше говорить, но и в осмысливании слов значительно опережают мальчиков. Так, в одном из исследований подсчитывался процент осмысленных реакций детей на определенный запас слов. В возрасте 18 месяцев у мальчиков таких реакций было 14%, у девочек — 38%. В возрасте 24 месяцев соответствующие результаты были равны 48% для мальчиков и 78% для девочек[cm]. По данным А. В. Суховой, у мальчиков ясельного возраста цветоощущение и адекватное восприятие синего цвета появляется позже, чем у девочек[cmi]. Многие действия детей этого возраста носят подражательный характер: они «читают» журнал, «подметают» пол или болтают по игрушечному телефону, как это делают взрослые. В то же время они узнают себя на фотографиях и в зеркале. В исследованиях проявления сотрудничества при выполнении простых задач среди 1,5 годовалых детей случаи сотрудничества были редки и, по большей части, случайны. Примерно к 1,5–2-х летнему возрасту у детей начинает развиваться понимание половых ролей[cmii], (примерно до 4–5-ти лет это понимание весьма относительное: «Папа, а ты и в детстве был мальчиком?») определенное осознание собственной персоны, а также откровенные проявления собственничества и элементов независимости. Последняя, как уже сказано, выявляет доминанту подсознания.
Года Высвобождение мальчиков из-под опеки матерей происходит довольно резко, тогда как девочки нуждаются в большей близости с ними и испытывают более амбивалентные чувства в отношении своего обособления. При этом мальчики склонны подражать поведению других мальчиков, нежели поведению девочек[cmiii], что может свидетельствовать о более раннем формировании у них маскулинного подсознания — по сравнению с девочками, по-видимому, все еще остающимися под доминантой бессознания. Об этом говорит и рис.1, согласно которому у мальчиков 2–4 лет прирост мозжечка происходит несколько интенсивнее, чем у девочек, что позволяет предполагать относительно больший рост подсознания у мальчиков по сравнению с девочками этого возраста. Как уже говорилось, в возрасте 2–3 лет у ребенка появляется полное поле зрения. С 2 до 3 лет жизни в силу познавательной деятельности и социализации ребенка формируется основа Ид- и М-планов. Так, если к 2-м годам игра малышей пытается воспроизвести реальность, то к 3-м появляется воображаемый мир фантазии. Ученые связывают это с понятием символической репрезентации, которое обозначает использование действий, образов или слов для представления событий или собственных переживаний. Однако, если дети 2,5 лет еще не способны символически замещать одни предметы другими в процессе игры и к примеру, не улавливают связи между масштабной моделью комнаты и самой комнатой, то в 3–3,5 года они без труда устанавливают связь между ними[cmiv]. Двухлетние дети — исследователи. Они пытаются брать в руки и разбирать все, что разбирается, вставлять что-то во что-то — лишь бы вставлялось, растягивать и гнуть все, что тянется и гнется, и т. д. и т. п. В общем, исследуют, проверяют и пробуют. Особенно это касается мальчиков 2-х лет, о доминанте Ид-плана которых говорит статистика происшествий и несчастных случаев[cmv]. У девочек эта доминанта практически не заметна, что, в принципе может быть связано с доминирующей у них потребностью в принадлежности, по Маслоу. Однако, здесь сказываются и физиологические различия пропорций тела. У детей вообще центр тяжести расположен выше, чем у взрослых, а у мальчиков выше, чем у девочек того же возраста. Поэтому мальчики подвергаются большей опасности падений при беге или играх, чем девочки. Согласно данным Г. Крайг, некоторые модели поведения — специфические для своего пола — дети усваивают уже к 3-м годам, когда их словарный запас достигает примерно 1000 слов[cmvi]. К 2,5–3-м годам начинается процесс усвоения общественных норм и переход к ориентации на них в личном поведении, независимо от того, находятся ли рядом взрослые или нет. Именно в этот период активизируется правильная речь ребенка и соответственно возрастает роль левого полушария[cmvii]. Последующий кризис 2,5–3-х лет по этой схеме объясняется тем, что у ребенка «возникают» элементы самосознания, предпочтительным выбором которого является контрастный к красному цвету зеленый цвет Я-концепции[cmviii] в миниатюре. С позиций Маслоу на этом этапе может впервые проявляться потребность в уважении. Сущность теории Я-концепции заключается в стремлении людей выбрать такой образ поведения и / или стиль жизни, который отвечает сложившимся у них представлениям о себе. Утверждение себя в этом образе позволяет индивиду оптимально добиваться самоактуализации (Super, 1963). Как подчеркивает Грэйс Крэйг, самой важной частью Я-концепции является полоролевая идентичность, которая может постоянно видоизменяться в прцессе взросления. Согласно периодизации психосексуального развития Фрейда дитя 1,5–3-х лет проходит «анальную» стадию, тогда как по схеме психосоциального развития Эриксона ребенок от 2-х до 3-х лет находится в «мышечно-анальной» стадии. По Эриксону, при разумной дозволенности и поддержке родителей у ребенка возникает возрастающее чувство автономии как психосоциальный результат этой стадии взросления. Согласно Ловингер, в раннем детстве наблюдается импульсивное поведение, сохраняется эгоцентризм; собственные действия оцениваются как хорошие или плохие в зависимости от поощрения или наказания. Кеган эту «импульсивную» стадию взросления соотносит с периодом от 2 до 7 лет. Предпочтение красного и зеленого цветов и обобщение по форме, но не по цвету, в этот период подтверждается многочисленными экспериментами и достаточно подробно представлено в литературе[cmix]. В этом же возрасте проявляется агрессивное поведение как в вербальной, так и в физической форме[cmx]. Нередко отмечается, что мальчики более агрессивны, чем девочки. На мой взгляд, все это свидетельствует о растущей роли самосознания при общем доминировании бессознания у мальчиков.
Раннее детство От 3-х до 5-ти Допонятийная стадии дооперационального мышления, по Пиаже[cmxi] характеризуется анимизмом и неспособностью детей 2–4-х лет разграничить ментальную, физическую и социальную реальность. К примеру малыш может считать, что все движущиеся объекты живые и могут подчиняться его воле. Пиаже трактует это как проявление эгоцентризма, то есть познавательной позиции в отношении мира, рассматриваемого лишь с собственных позиций со смешением нравственных и физических законов. Однако вспомним, что именно на этой стадии (3–3,5 года) дети без труда устанавливают связь между масштабной моделью комнаты и самой комнатой путем именно символической репрезентации. И здесь же (в 3,5 года) появляется игровая способность детей замещать реальные предметы совершенно на них непохожими, или даже играть в те же игры совсем без предметов, лишь воображая их[cmxii]. Так как малыши в этом возрасте нередко выбирают холодные цвета совместно с красным и зеленым, то можно предположить (для большинства детей) возможным фиксацию получаемой информации уже и в Ид-, а не только в М- и С-планах. Об этом говорят и факты слабой воспроизводимости детьми получаемой информации (доминанта С-плана) и потребность в постоянном (М-плановом) воспроизведении взрослыми известных ребенку сюжетов (сказок, игр, песен). На это же указывает лучшая концентрация внимания детей 3–5 лет в том случае, если они активно повторяют чьи-то действия. Возрастание сознания подтверждает и существенный рост саморегуляции поведения. Так, если в 1–2 года требование убрать игрушки встречается плачем, то к 3-м годам дети плачут в такой ситуации гораздо реже, но зато чаще оказывают сопротивление в виде упорного отказа. К 4-м же годам случаев такого сопротивления становится меньше. Ученые связывают это с развитием речевых навыков и способности более приемлемо и менее эмоционально заявить о своих потребностях. Иначе говоря, здесь явно возрастает значение М-и Ид-планов интеллекта. Как отмечает Д.Б. Эльконин, при анализе психического развития имеет место, с одной стороны, своеобразный дуализм, с другой, параллелизм двух основных линий — развития мотивационно-потребностной сферы и развития интеллектуальных (познавательных) процессов. Без преодоления этого дуализма и параллелизма нельзя понять психическое развитие ребенка как единый процесс[cmxiii]. По данным Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана, к 3–4 годам постепенно складывается комплекс половой дифференциации людей по внешним признакам (одежде, длине волос, тембру голоса и т. п.). Если до этого возраста в речи ребенка встречались родовые аграмматизмы, то после 3–4 лет даже иронические попытки взрослых исказить половую принадлежность ребенка встречают с его стороны бурный эмоциональный протест и негодование. При изучении функциональной асимметрии выяснилось, что возраст 4 лет является периодом непосредственной и устойчивой симметричности восприятия[cmxiv]. В этот период развивается также и любопытство, направленное на половые признаки, возникают вопросы о строении тела, деторождении, также игры «в дом», «в доктора», которые не менее чем у половины детей связаны с обнажением, демонстрацией и созерцанием половых органов[cmxv]. От 2–3-х до 4–5 лет происходит усиление познавательно-игровой деятельности, которая моделируется Ид-планом с предпочтительными синим, голубым и очень редко фиолетовым цветами (контрастными к красному и желтому цветам Син-плана). Так, к 3-и годам дети начинают рисовать очертания лица, а к 4-м — «головоногих» людей. К 4–5 годам они изображают фигуры людей с руками и ногами, затем появляются явные намеки на туловище и одежду. В возрасте 3–4 лет в совместных играх формируются первые детские компании[cmxvi]. Вместе с тем к 4-м годам ребенок уже хорошо владеет основными аспектами языка, что свидетельствует о меньшей степени доминирования Ид-плана. На это же указывает и ускоренный рост левого полушария головного мозга (отвечающего у правшей за лингвистические способности) в период от 3-х до 6 лет, после чего происходит его замедление[cmxvii]. Кроветворная функция костного мозга к 3–4 годам повышается, хотя в этот период уже появляются первые признаки превращения красного костного мозга в недеятельный желтый (жировой) мозг[cmxviii]. К 4–5 годам глазное яблоко почти достигает размеров взрослого, что позволяет ребенку, наконец, выделить предпочтительным, то есть заметить увиденный еще в 2 года синий цвет (фокус на сетчатке). Как функция растущего подсознания иногда возникает предпочтение голубого и синего цветов, что проявляется в фантазиях и возрастающем воображении ребенка. Обобщение осуществляется как по форме, так и по цвету предметов. Этот период (фиксации С- при росте Ид- и М-планов) можно, по-видимому, считать завершенным к 5–6 годам[cmxix], что вообще говоря, позволяет связать его с начальным уровнем самоактуализации, по Маслоу. По данным В. Н. Дружинина, особенно сильно влияют на умственное развитие детей 3–4 лет отношения между родителями. Так, дискомфорт в супружеских отношениях приводит к замедлению интеллектуального развития ребенка[cmxx]. Об этом косвенно говорит и тот факт, что в случае оставления отцами семьи до того, как их сыновьям исполнялось 5 лет, впоследствии оказывалось, что эти дети были более зависимыми от своих сверстников и менее уверенными в себе, чем мальчики из полных семей. Date: 2016-11-17; view: 260; Нарушение авторских прав |