Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Розовый цвет — разбеленный пурпур
С другими — в розовые груды Грудей… В гадательные дроби Недель… А я тебе пребуду Сокровищницею подобий Марина Цветаева
Как разбеленный оттенок пурпурного, розовый обычно ассоциируется с цветом духовной радости и нежности, в реалиях же — с цветком розы, который сочетает божественную красоту с приятнейшим запахом. Так в Древней Греции и в Древнем Риме роза была посвящена Афродите и, соответственно, Венере. В индуистских верованиях иогов утверждается, что очень высокая форма любви выражается прекрасным розовым цветом[dcccxxvii]. В арабской поэзии роза также символизировала любовь, как это живописал, например, Амир Хосров Дехлеви:
Избрал сегодня розы тот, кто раскрывает лик цветов, И не смолкает страстный стон влюбленных в розы соловьев.
Позднее, при возникновении христианства роза становится атрибутом Девы Марии и одновременно цветом мучеников, так как нет розы без шипов [dcccxxviii]. Гностики же развивали идею о том, что розовый является цветом Воскресения, так как он передает цвет тела[dcccxxix]. В «Молоте ведьм» Валерий к Руфину пишет: «Цветок любви — роза. Ведь под ее пурпуром скрываются шипы». Одним из высших званий “Королевской арки” является “Суверенный принц Розового креста”. В одной из педиатрических клиник Франции исследовательская группа, используя данные функциональной психологии, рекомендовала ввести розовое белье для маленьких пациентов. После этого резко возросло количество поправляющихся детей. Поэтому администрация клиники решила пойти дальше. Зная, что хорошее самочувствие пациентов зависит от цвета интерьера, она решила окрасить стены, потолки и мебель в тот же цвет, что и рубашки. Что из этого получилось, мы не знаем. Однако можно полагать, что принципы цветового утомления распространяются на детей не в меньшей степени, чем на взрослых. Любопытный пример использования розового цвета приводит американский цветотерапевт Линда Кларк[dcccxxx]: «Женщина 50 лет, Ивон Мартин, только что потерявшая мужа и ужасно выглядевшая, принялась «дышать розовым цветом» и через 9 месяцев стала моложе на 20 лет. Ее перестали узнавать знакомые, а подруга заметила: «такими темпами ты скоро превратишься в девочку». Пришедшая к ней корреспондентка дала Ивон «не больше 25 лет, лицо без морщин и следов косметики».На вопрос, как это произошло, как она впервые стала дышать розовым, Ивон рассказала, что почти во сне увидела светящийся шар глубокого розового цвета, которым почему-то должна дышать утром и вечером, направляя все свои мысли на омоложение определенных зон своего тела: «Я дышала этим розовым, задерживала дыхание, зрительно представляя часть которую лечу, гладкой и без морщин. Так три раза подряд для каждой части, постепенно морщины стали исчезать, тело начало приобретать молодость, в зеркале я видела себя все более и более соблазнительной». Итак, мы встретились с терапевтическим действием розового цвета как на детей, так и на взрослых. На чем оно может быть основано? Розовый цвет образуется смешением пурпурного и белого. Пурпур, как мы уже видели, сублимирует свойства женственного сверхсознания, белый — Материнского сознания. Возможно, именно это сознательное направление пурпурной сверхсознательной энергии на стареющие части тела и дало описанный положительный эффект омоложения. В самом деле, сочетание в одном цвете материнской любви (белый) с женским (пурпурный) утверждением собственной страстности дает начало рождению Аналогичный вывод вытекает из рассуждений Джоанны Келлог, которая с большой долей уверенности считает розовый цвет символом тела. По ее данным, большинство людей связывают розовый и телесный цвета с нежностью, чувствительностью, уязвимостью[dcccxxxi]. Как отмечает Джоанна Келлог, в период месячных многие женщины используют розовый и красный цвета. Женщины в большей степени, чем мужчины, придают значение своему физическому состоянию и на подсознательном уровне «понимают», что происходит в их теле. Они могут использовать розовый цвет в период менструаций, даже если они ничего не говорят о своей озабоченности физическим состоянием. Здесь следует отметить, что женщины перед наступлением месячных, как правило, видят красное в парадоксальной стадии сновидений, которая отвечает доминантам бессознания и подсознания. Собственно же соотнесение розового цвета с телом констатирует скорее бессознательное, чем подсознательное проявление его сублимата. Не зря же розовую ленточку повязывают поверх одеяла девочки, ждущей единения с миром будущего материнства. И конечно же, не зря лесбиянки, одухотворенные извечным влечением к лону Великой Матери, называют себя “розовыми” во всех частях света. И уж конечно, не требует доказательств розовый цвет “женского треугольника” в гербе Международной ассоциации лесбиянок и геев. Как чувственно-телесный цвет, розовый многие называют приторным, душистым, нежным, находя в нем некоторую слащавость и даже чрезмерную сладость женщины [dcccxxxii]. И здесь нельзя не вспомнить образы Дехлеви:
У роз твоя, о роза, красота, И дали цвет вину твои уста.
Как полагал Уильям Ричардсон, розовый действует на пресытившихся особей мужского рода, как красный на быка [dcccxxxiii]. Ибо кто как не женщина может «порозоветь от смущения», когда сознательная установка ее белого социума сталкивается с красным цветом мужской сексуальности в пурпуре собственного влечения. В этом столкновении как нельзя более проявляется общечеловеческий характер розового цвета[dcccxxxiv]. Именно в этом и заключена вся женственность общечеловечески-розового сублимата. Здесь можно лишь вспомнить блоковский символизм:
Когда я в сумерки проходил по дороге, Заприметился в окошке красный огонек. Розовая девушка встала на пороге И сказала мне, что я красив и высок.
И дело здесь не только в Розе — символе земного воспроизведения, но и в ее розовом цвете. Человек, выбирающий его, исподволь желает прожить свою жизнь в безопасности и стабильности. Излишнее же увлечение розовым цветом свидетельствует о неспособности объективно оценивать действительность, о "витании в розовых облаках". Как говорили в XIX веке, — «розовые стекла поэточеского воображения». В ХХ веке можно было встретить выражение «розовые надежды». А идиома “смотреть сквозь розовые очки”, имеющая во многих языках свои аналоги[dcccxxxv]. Не говорит ли ее смысл о странном приукрашивании “всего и вся в пурпуре” обеляющим сознанием Матери. Вспомним о лакировке действительности в социалистическом реализме. Так, у С. Бабаевского в «Кавалере Золотой звезды» мы встречаем и «розовый вечерний туман над станицей», и «розовую утреннюю дымку», и «розовые колени молодой доярки», и даже «розовые струи молока, текущие из вымени коровы». Красновато-розовый характеризует и романтическую влюбленность, которая наиболее ярко проявляется в день Св. Валентина. В современной Франции этот день (14 февраля) нередко даже называют «розовым»[dcccxxxvi]. Вместе с тем Альфред Хотгес считает, что розовый — это цвет любовной интрижки, и что только девушка в розовом платье обязательно будет приглашена на каждый танец [dcccxxxvii]. Цветом рая называл розовый Н. Гумилев и одновременно писал: Ты хочешь, чтоб была я смелой, Так не пугай, поэт, тогда Моей любви, голубки белой На небе розовом стыда. О розовом цвете любви говорят и экстрасенсы, которые видят “красивые арки розового цвета меж головами влюбленных”. И в отличие отпессимистов,видящих все и вся в черном цвете, оптимист всегда и все воспринимает в розовом. В то же время розовый цвет ауры нередко свидетельствует о незрелости, поскольку часто присутствует у молодых людей. Если же он наблюдается в ауре взрослого человека, то это означает затянувшийся инфантилизм и ребяческую сосредоточенность на собственной особе[dcccxxxviii]. Очевидно, и здесь прослеживаются цветовые проекции на принципы существования человека в светоцветовом мире. С позиций восприятия розовый цвет может вызывать и соответствующие пастельным (осветленным) цветам эстетические чувства: бодрости, жизненной свежести, молодости, а также мягкости, нежности и слабости. Обычно он воспринимается как нежный, мягкий, очаровательный, и, естественно, женственный[dcccxxxix]. Купер и Мэтьюз также замечают, что розовый может быть теплым и возбуждающим. Из-за этих свойств он воспринимается как романтический и чувственный, поэтому его так часто используют для нижнего белья. Как яркий и светлый цвет в одежде, розовый нередко ассоциируется с радостным и бодрым настроением[dcccxl]. Однако бледно-розовый может вызывать впечатление мечтательности и склонности к экстравагантности[dcccxli], а иногда казаться не только жизнерадостным, но и фривольным. В функциональной психологии светлота розового цвета ослабляет энергичную силу кросновато-пурпурного и освобождает ее для свободного волеизъявления. Как утверждают психологи, розовый — это свободная, ни к чему не обязывающая возбудимость, и в этом его соблазнительное обаяние [dcccxlii]. Как символ молодости и любви чаще всего вызывает ощущение нежности, робости и невинности [dcccxliii]. Ева Геллер также полагает, что розовый — типично женский цвет[dcccxliv]. Теория хроматизма рассматривает розовый как аддитивную смесь пурпурного и белого. То есть — сублимат женского активного сверхсознания и сохраняюще-материнского — общечеловеческого сознания Великой Матери. Именно это позволяет говорить о розовом как цвете молодости, надежды и духовного единения с миром.
Глава 10. «Мужские и женские цвета»
Date: 2016-11-17; view: 359; Нарушение авторских прав |