Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 12. Семантика взросления 2 page





Согласно периодизации психосексуального развития по Фрейду, ребенок от 3 до 5 лет проходит «фаллическую» стадию[cmxxi], тогда как по схеме психосоциального развития по Эриксону ребенок от 4 до 5 лет находится в «локомоторно-генитальной» стадии. При разумном поощрении активности и наличии возможностей у ребенка формируется потребность в инициативных действиях как психосоциальный результат этой стадии взросления. В хроматизме этот период взросления связывается с возрастанием роли подсознания и сознания.

 

Лет

Жан Пиаже относил возраст 4–6 лет к стадии нравственного реализма, в течение которой дети думают, что правила и нормы поведения нужно соблюдать, потому что это реальные, нерушимые условия существования, а не какие-либо абстрактные принципы. Нравственность поступка оценивается не по его намерениям, а по последствиям: виновнее тот, кто причинил больше вреда.

Согласно теории Пиаже, примерно от 4 до 7–8 лет у детей наблюдается интуитивная (наглядная) стадия дооперационного мышления. На этой стадии они уже начинают отделять ментальную реальность от физической и предполагать наличие механической причинности[cmxxii]. Ребенок начинает понимать множественность точек зрения и относительность некоторых представлений. Однако появляющиеся элементы рациональных способов объяснения мира соседствуют с магическим мышлением волшебных сказок[cmxxiii], что позволяет предполагать примерно равное участие сознания и подсознания в функционировании интеллекта.

На этапе взросления с 5-ти до 7-ми лет у детей окончательно формируются понимание устойчивости пола и его неизменности во времени. В этот период дети склонны к особо жестким, стереотипным представлениям о допустимом для того или иного пола поведении, то есть о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки». Например, мальчики играют с машинками и никогда не плачут, а девочки играют с куклами и любят наряжаться. [cmxxiv]

В играх этого возраста продолжает развиваться и совершенствоваться Я-концепция. Нередко при этом дети идентифицируются со своими работающими родителями, проигрывая те или иные их роли и выясняя, что им нравится и что лучше получается. Все более явно формирующиеся интересы этого возраста в дальнейшем могут сказаться на выборе определенной профессии.

 

РИС. С графиком Время реакции — Возраст годы Есть сканерный вариант в цв. рисунках

В 5-летнем возрасте время реакции на звуковые и световые стимулы у девочек примерно в два раза больше, чем у мальчиков (720/360 мсек). При этом у представителей обоих полов время реакции на свет равно таковой на звук[cmxxv]. Возраст 6–7 лет рассматривается как сенситивный период в становлении системной организации зрительного восприятия и механизмов опознания целостного образа (Фарбер, 1978; Бетелева, 1983) выявили, что 5–7 лет представляет собой собственно сенсорно-асимметрический период[cmxxvi].

Согласно данным Б. И. Белого по возрастной динамике показателей метода Роршаха, в 5 лет у детей обоего пола наблюдается максимум цветоформовых ответов. В 5 и 7 лет у девочек наблюдается наибольшее число формоцветовых ответов, тогда как для мальчиков более характерен возраст около 6 лет. Девочки опережают мальчиков и по количеству страхов: у девочек максимум приходится на 5–6 лет, тогда как у мальчиков — на 7 лет[cmxxvii]. Все это может свидетельствовать о большем доминировании подсознания у девочек этого возраста. Согласно рис. 1, девочки примерно с этого возраста (вплоть до 16 лет) снова опережают мальчиков в приросте мозжечка, что может свидетельствовать о несколько большей скорости формирования и доминанты бессознания по сравнению с мальчиками.

Примерно к 6 годам проявляется способность контролировать свои процессы мышления и памяти. И тем не менее к 6–7 годам ребенок уже чаще выбирает в качестве предпочтительных оранжевый, синий и голубой цвета. Так, по данным Е. С. Аграновича, оранжевые образцы выбрали 43%, голубые 35%, желтые 13,5 % и зеленые 8,5 % испытуемых из 3027 детей 7-летнего возраста[cmxxviii]. что позволяет предполагать формирование Ид-плана приближающимся к «завершению». Возможно, в какой-то степени это связано и с «уходом» в Ид-план из-за потери молочных зубов и странной беззубой улыбки собственного отражения.

Любопытно, что иногда на этой фазе интеллектуального развития появляется предпочтение фиолетового цвета (контрастного к желтому цвету) и пурпурного цвета (контрастного к зеленому цвету), что позволяет предположить более позднее формирование как маскулинных функций подсознания, так и фемининных — сознания. Это предположение подтверждается, в частности, известными фактами доминантности правой руки у мальчиков и левой руки у девочек именно в период 6–7 лет.


Вместе с тем А. А. Журкин приводит данные, согласно которым для детей 6–8 лет, по Циммерман, характерен следующий выбор: красный, пурпурный, желтый, оранжевый, зеленый, тогда как по данным Райх предпочтительными являются красный и розовый цвета[cmxxix]. Как известно, розовый, пурпурный и фиолетовый цвета нередко смешивают друг с другом как в стимульных образцах, так и в цветообозначениях, что в нулевом приближении позволяет оставить данную интерпретацию неизменной.

К концу дошкольного периода дети становятся менее эгоцентричными и начинают лучше понимать чувства и поступки других. Однако относительный характер восприятия собственного пола, встречающийся практически у всех детей вплоть до 5–6 лет, позволяет полагать, что гендерная схема интеллекта (то есть выбор цветов согласно собственному полу и / или гендеру) находится в стадии становления[cmxxx]. Так, и по данным Г. С. Васильченко, (с. 390) в возрасте 5–12 лет проявляется недостаточное развитие воли и импульсивность поведения, любознательность, доверчивость, подражательность.

В конце первого учебного года утомляемость у мальчиков в 8–10 раз больше, чем у девочек. При этом мальчики успешнее работают в одиночку, а девочки — в смешанной группе. Уже здесь наблюдается своеобразная автономность и более высокий уровень притязаний мальчиков по сравнению с девочками. Все это еще раз демонстрирует существование относительной доминанты Ид-плана в маскулинном интеллекте по сравнению с фемининным, в котором наблюдается М-плановая доминанта. О последней говорит и страх опоздать в школу, который значительно сильнее выражен у девочек именно в силу доминирования сознания в их интеллекте[cmxxxi].

 

Детство

Лет

Согласно концепции Жана Пиаже, у детей с 7 до 11–12 лет формируются конкретные операциональные принципы мышления, благодаря которым объектами можно манипулировать или которые можно даже интуитивно схватывать. Этому этапу отвечает, по Пиаже стадия нравственного релятивизма ии старше понимают, что правила создаются людьми на основе взаимной договоренности и что при необходимости их можно изменять, заключив между собой новое соглашение. Следовательно, полагают дети, не существует ничего абсолютно правильного или неправильного, и нравственность поступка определяется прежде всего намерениями, а не его последствиями[cmxxxii]. Данные предикаты поведения позволяют предполагать доминирование подсознания в интеллекте детей этого возраста.

Второй период резкого роста тела и появление к 8-ми годам первых постоянных зубов[cmxxxiii] позволяет объяснить и выбор красного и желтого цветов растущим С-планом, что нередко сопоставляют с так называемым малым кризисом «трудных детей»[cmxxxiv]. В 7 лет наблюдается усиление кроветворной функции красного костного мозга[cmxxxv].

По Фрейду, возраст 6–12 лет относится к латентной психосексуальной стадии, в течение которой детская ревность и зависть, вызванные запутанностью в семейных отношениях, отступают на задний план по сравнению выполнением обязанностей, предписываемых дома и в школе. Следуя идеям Фрейда, Эриксон этот период считал направлением большей части времени и энергии на приобретение новых знаний и навыков в противовес чувству неполноценности[cmxxxvi].


Согласно периодизации психосоциального развития по Эриксону младенец от 6 до 11 лет проходит также «латентную» стадию. При систематическом обучении и воспитании, а также при наличии хороших примеров для подражания психосоциальным результатом этой стадии Эриксон считает приобретение ребенком трудолюбия.

В самом деле, этот «тихий период» в развитии ребенка характеризуется приучением к оптимальной организации своего времени, к приложению максимума усилий для решения каких-либо задач, к появлению и даже фиксации приоритета работы над игрой[cmxxxvii]. Иначе говоря, здесь явно прослеживается доминанта сознания (как компонента интеллекта). При изучении функциональной асимметрии восприятия выяснилось, что возраст 8–10 лет является периодом “застоя” сенсорной асимметричности, связанного с усилением явлений неустойчивой симметричности[cmxxxviii].

Эту стадию взросления Ловингер называет «самозащитной» и характеризует боязнью наказания, попытками уклонения от ответственности, а также использованием благоприятных возможностей в личных целях. Согласно периодизации Кегана возрост от 7 до 12 лет относится к «имперской» стадии и связан прежде всего со стремлением к независимости, к достижениям и приобретению мастерства.

По данным О. А. Ореховой[cmxxxix], в период 6–10 лет мальчики чаще выбирают цветные элементы из всей предложенной гаммы цветов, тогда как девочки проявляют большее постоянство в своих выборах, останавливаясь лишь на фиолетовом, красном и желтом цветах; иногда в их выборе может появиться синий. При раскрашивании социальных объектов отмечается половое различие в количестве использованных цветов: девочкам требуется все цвета, тогда как мальчикам достаточно двух-трех.

Вслед за М. В. Осориной, выдвинувшей тезис о том, что мальчики ахроматичны по сравнению с девочками, О. А. Орехова констатирует, что именно мальчики пренебрегают цветом как средством выразительности и чаще используют один предпочтительный цвет — черный, синий или коричневый. Эстетическое воспитание мальчиков, однако, подтверждает лишь относительный характер этого утверждения, так как приводит к сравнимым показателям с девочками[cmxl].

В то же время, согласно литературным данным[cmxli], у девочек восприятие красного цвета полностью устанавливается примерно к 8 годам, тогда как у мальчиков к 8,5; восприятие зеленого и синего — к 8,5, тогда как у мальчиков к 9 годам (Уварова, 1985). Согласно данным Б. И. Белого по возрастной динамике показателей метода Роршаха, в 9 лет у детей обоего пола наблюдается максимум цветоформовых ответов[cmxlii], что позволяет предполагать доминанты подсознания и сознания.


В период 7–10 лет окружение ребенка целенаправленно формирует ожидаемые качества мужественнгости или женственности. Так, в начальной школе бывший однородным коллектив детсадовской группы распадается на «враждующие» группировки девочек и мальчиков. Игровая межгрупповая агрессия со взаимными обвинениями («все мальчишки хулиганы и драчуны», — «все девчонки плаксы и ябеды») являются типичным проявлением дифференциации половых ролей, то есть групповым отказом от типичных функций противоположного пола.

При запоминании учебного материала с 7 до 9 лет дети обычно связывают слова путем простых ассоциаций — в зависимости от близости расположения слов в предъявленном списке. Однако уже после 9 лет они начинают группировать слова по категориям согласно общим признакам, например, яблоки, груши, виноград — это «фрукты». Между 8–10 годами более полно (чем в 6 лет) проявляется способность контролировать свои процессы мышления и памяти, то есть элементы метапознания. Несколько позже, к 10–11 годам появляется семантическая обработка запоминаемой информации, свойственная взрослым[cmxliii], то есть связанная с доминантой сознания.

По данным К. В. Бардина, развитие собственно различительной чувствительности к цвету заканчивается к 8–9 годам[cmxliv]. Для детей 9–10 лет, по Циммерман, характерен следующий выбор предпочтительных цветов: зеленый, желтый, оранжевый, красный, пурпурный, синий, тогда как по данным Райх предпочтительными для этого возраста являются оранжевый, желтый и желто-зеленый цвета[cmxlv]. Однако здесь следует учесть, что в период с 7 до 11–12 лет пороги цветовой чувствительности симбатно уменьшаются, при этом наибольший порог имеет синий, затем идут красный, зеленый, пурпурный, и наименьший порог имеет желтый цвет[cmxlvi].

С позиций же хроматизма выбор предпочтительных цветов в соответствии с рассмотренными функциями позволяет говорить о том, что с 7 до 10 лет осуществляется процесс фиксации достигнутых уровней всеми компонентами интеллекта. Согласно Салливеэну и Фромму, у детей 8–10 лет существует потребность быть любимым не только за то, что они есть (как это было раньше), а за то, что они могут дать для достижения этой любви в творчестве подсознания (рисунки, стихи, песни, танцы).[cmxlvii]

По данным И. Л. Ботневой, с 8–10 лет у девочек появляются такие черты как застенчивость и желание нравиться, что учеными связывавается со становлением эротического либидо. Вместе с тем частота визионизма (при нормальном психосексуальном развитии) у мальчиков 7–11 лет возрастает до 33%, тогда как у девочек этого же возраста падает до 6,2%[cmxlviii]. Г.Крэйг сообщает, что в возрасте до 9 лет большинство девочек относится к себе положительно, но к по мере взросления уровень самооценки у них постоянно падает[cmxlix].

В то же время этот «тихий период» у девочек связан с началом полового созревания и будет длиться до 17–18 лет, что отмечается в показателях ЭЭГ[cml]. Судя по хроматической интерпретации данных ЭЭГ (см.ниже), где-то с 6 до 9–10 лет в интеллекте ребенка доминирует подсознание, функционально связанное именно с правым полушарием. Это вполне согласуется с данными о том, что в возрасте 7–8 лет вегетативные компоненты ориентировочной реакции (то есть внимания, говоря языком психологии) преобладают над корковыми; у детей же старше 7–8 лет корковые компоненты начинают преобладать над вегетативными[cmli].

В препубертатном периоде 7–9 лет начинается «скачок роста», появляются первые признаки феминизации фигуры, округляются бедра за счет увеличения количества и перераспределения жировой ткани, начинается формирование женского таза[cmlii]. Поскольку функции гипоталамуса коррелируют в хроматизме с функциями подсознания, то этот период у девочек, по-видимому, может быть связан и с ростом доминанты подсознания[cmliii].

 

Лет

Как отмечает Жан Пиаже, с 11–12 лет и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект[cmliv]. Согласно данным Б.И.Белого по возрастной динамике показателей метода Роршаха примерно в 11 лет у девочек снова наблюдается наибольшее число формоцветовых ответов, тогда как для мальчиков более характерен возраст около 9 лет. Девочки опережают мальчиков и по количеству страхов: у девочек максимум приходится на 10–11 лет, тогда как у мальчиков — на 11 лет[cmlv]. Все это позволяет предполагать несколько большее доминирование сознания над подсознанием. Об этом может свидетельствовать и выраженное стремление к общению с ровесниками. В этот же период отмечается тенденция к становлению и развитию чувства взрослости [cmlvi].

Приблизительно в 10-летнем возрасте начинается перестройка организма, обусловленная активизацией сложной биохимической системой организма, теснейшим образом связанной с центральной и периферической нервной системой. Большое значение приобретает гипоталамо-гипофизарная система. Под влиянием ее действия начинают «пробуждаться» половые железы. Развитие яичника начинается несколько раньше, чем рост мужской половой железы. В 10-летнем возрасте уже начинается выработка эстрогена (женского полового гормона), который вызывает появление вторичных половых признаков: увеличение молочных желез и рост волос в лобковой области по женскому типу.

Вместе с тем, например, показатель времени задержки мышц в состоянии максимального сокращения моделируется М- и Ид-планами и имеет сильную вариантность у девочек с 9 до 11 лет и у мальчиков 12-ти лет. Эти данные, по-видимому, могут свидетельствовать о гендерном перераспределении доминант интеллекта в преимущественной зависимости от пола. Так, мальчики к 8–10 годам начинают превосходить девочек в оперировании пространственными представлениями и решении арифметических задач[cmlvii].

Об этом говорят, в частности, средние затраты времени на классификацию цветных карточек, то есть время реакции, которое у мальчиков 10–11 лет практически сближается с временем реакции девочек. В тоже время примерно с 10 лет мальчики начинают уступать девочкам в точности движения рук. В исследованиях функциональной асимметрии восприятия отмечается, что примерно в 11 лет наблюдается собственно сенсорно-асимметрический период[cmlviii].

В 10 лет снова наблюдается усиление кроветворной функции красного костного мозга[cmlix]. В этом же возрасте время реакции на звуковые и световые стимулы у девочек примерно в полтора раза больше, чем у мальчиков (470/280 мсек). При этом у представителей обоих полов время реакции на свет равно таковой на звук.[cmlx] Выбор предпочтительных цветов в этот период также имеет сильную вариантность и зависимость от гендера.

Согласно данным Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана, в этот период происходит всплеск привязанности ребенка к родителю противоположного пола. Как отмечает С. Т. Огарков, во второй половине препубертатного возраста отмечается так называемая половая гомогенизация или вторая идентификация с представителями своего пола. Межполовые контакты в этот период носят конкретно-имитативный характер, часто утрированно пародируя мужской или женский стереотип в кругу сверствников, чего никогда не наблюдается, если мальчик и девочка остаются вдвоем[cmlxi].

По сведениям же И. Л. Ботневой, у девочек 10–12 лет желание нравиться перерастает в первую влюбленность, что учеными связывавается с продолжающимся становлением эротического либидо. Влюбленность эта, как правило, бывает “безответной”, ибо ограничивается “страданиями” и фантазированием, так как однокласники еще не “доросли”, а для старшекласников такая девочка еще не является объектом ухаживания (“еще ребенок”). Как подчеркивает И. Л. Ботнева, не следует смешивать возникновение эротического либидо и его реализацию. Реализация пробудившегося эротического либидо обычно значительно запаздывает. Кроме того, дети скрывают свои сексуальные интересы и проявления вследствие стыда, страха, чувства “греховности”. Фантазирование является функцией подсознания, которое в этот период, по-видимому и характеризует женственный интеллект.

В то же время, по данным Нэнси Айзенберг (1989) в тестах по разрешению моральных коллизий девочки 10–12 лет дают ответы, которые более проникнуты заботой и состраданием, чем ответы мальчиков их возраста. По ее мнению, это объясняется, главным образом, тем, что девочки созревают быстрее мальчиков; что и приводит к половым различиям в ответах девушек и юношей.

С позиций хроматизма забота и сострадание являются функциями женственного право-(сверх-) и подсознания. Если эта доминанта активируется в самом деле, то девочки этого возраста должны были бы считать предпочтительными пурпурный и синий цвета. Мальчикам же, судя по данным Крэйг, более свойственна доминанта само- и подсознания (зеленый и синий) Однако экспериментальные данные по выбору предпочтительных цветов для этого возраста отсутствуют.

Возраст 10–13 лет относится к первой фазе пубертатного периода, когда начинается увеличение молочных желез, начинается оволосение лобка (11–12 лет). Завершает этот период наступление менархе (первой менструации, примерно в 13 лет, с началом оволосения подмышечных впадин), что совпадает с окончанием быстрого роста тела в длину[cmlxii]. По данным С. Т. Огаркова, в этом возрасте около половины детей получают информацию о половом акте и не менее трети из них принимают участие в сексуальных играх с участием детей противоположного пола.

По мнению Ш. Бюллер специфика психического развития подростка может быть объяснена с позиций пубертата[cmlxiii] и подразделена на три фазы. “Прелюдия” к психической пубертатности наблюдается в 11–12 лет — подростки необузданны, драчливы, детские игры им кажутся неинтересными, а игры более старших непонятны.

Эта стадия пубертата сменяется “негативной фазой”, продолжительность которой от 11 до 13 лет у девочек и от 14 до 16 лет у мальчиков — повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, физическое и душевное недомогание, неудовлетворенность собой, переносимая подростками на окружающий мир. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания.

“Позитивная фаза” начинается с восприимчивости подростка к положительным сторонам действительности: переживание природы как прекрасного, увлечения искусствами или наукой и т. п. Сюда же, по мысли Ш.Бюлер, присоединяется и любовь, “дающая выход самому тяжелому напряжению”[cmlxiv].

В отличие от детских групп 6–9 лет (объединявших сверстников по общности игр или просто по соседству), после достижения 10–12 лет начинают формироваться референтные группы по интересам. Интерес может быть связан прежде всего с функциями право- и подсознания у девочек, но с учетом мальчишеских групп возможно участие и доминанты самосознания. Здесь уже со стороны сверстников оказывается давление по конформному соответствию группе; важным становится разделение по половому признаку — почти всегда организуются однополые группы.

Исследователи учебных процессов обнаружили, что группы 10–11 летних сверстников обычно образовывались из учащихся со сходной мотивацией к учению. На улице же в формальных группах с отличающимися мотивациями дети легче подчиняются давлению сверстников, когда оно носит положительный характер, а не тогда когда оно влечет за собой антисоциальные действия. Отмечено, что если под давлением сверстников требуется совершение антиобщественных поступков, то мальчики подчиняются такому давлению чаще, чем девочки[cmlxv]. Вообще говоря, все эти функциональные проявления свидетельствуют о том, что интеллект детей этого возраста может приобретать доминанту правосознания у девочек и самосознания у мальчиков.

 

12.2. Юность

Подростковость

Лет

Согласно периодизации психосоциального развития Эриксона, дети от 12 до 18 лет проходит стадию «отрочества и юности». При внутренней устойчивости и преемственности, а также при наличии четко определенных половых моделей для подражания и положительной обратной связи психосоциальным результатом этой стадии Эриксон считает приобретение идентичности, то есть Я-концепции[cmlxvi]. Показательно, что по данным Г. С. Васильченко[cmlxvii] частота визионизма среди подростков (при нормальном психосексуальном развитии) сокращается у мальчиков до 5,5%, и у девочек до 0,3%.

Примерно с 11–12 лет девочки начинают писать письма в редакции газет и журналов, на телевидение и на радио. Письма посвящены вопросам любви-сексуальности и по содержанию наивны: дети озабочены прояснением нравственных и душевных вопросов. Но, несмотря на это, такого рода вопросы не задаются, как правило, родителям и / или учителям, а только чужим «дядям» и «тетям», которые не способны оказать непосредственное давление на их внутренний мир. Мальчики тоже поддерживают связь с редакциями, однако их интерес, по крайней мере в прямой форме, не простирается на интимность. По данным Л. С. Выготского, примерно с 12 лет дети начинают активно использовать абстрактные понятия. Возраст 12–15 лет связан с периодом формирования опосредованного симметричного восприятия[cmlxviii].

Возраст 10–12 лет у девочек и 12–16 у мальчиков совпадает с третьим периодом резкого прироста веса тела и приходится на фазу полового созревания[cmlxix]. В 13–14 лет снова наблюдается усиление кроветворной функции красного костного мозга[cmlxx]. В 12–13 лет тело девочек формируется по женскому типу, а у мальчиков начинает меняться форма гортани и ломаться голос. «Есть основания полагать отмечает С. И. Голод, — что в 12–13-летнем возрасте закладывается специфически женское понимание взаимности, которая весьма важна в любви»[cmlxxi].

Бьеррум-Нилсен и Рудберг (1989) считают, что сексуальное развитие девочек сводится скорее к эмоционально-духовной интимности[cmlxxii], тогда как у мальчиков в большей мере преобладает сексуализированно-телесная эмоциональность[cmlxxiii]. Г. Крэйг также отмечает, что альтруистические черты характера у детей неуклонно увеличиваются до 13 лет включительно[cmlxxiv]. Опыт показывает, что относительно большим альтруизмом всегда и во всем характеризовались девочки, что свидетельствует о большей роли сверхсознания у девочек этого возраста по сравнению с мальчиками.

Поэтому выбор предпочтительных цветов в отличие от предыдущего периода начинает существенно различаться даже по полу (к сожалению, еще ни один психолог не осуществил эксперимент по выбору предпочтительных цветов с различием по гендеру[cmlxxv]). Так, девочки 14 лет в порядке предпочтения выбирают синий, пурпурный и зеленый, тогда как мальчики этого же возраста — красный, синий и желтый. Выбор мальчиками красного цвета в качестве наиболее предпочтительного, по хроматической теории резонанса, может быть связан с тем, что в этом возрасте под воздействием мужского полового гормона (тестостерона[cmlxxvi]) у мальчиков вырабатывается существенно больше красных кровяных телец (эритроцитов), чем у девочек[cmlxxvii].

Согласно данным Б. И. Белого по возрастной динамике показателей метода Роршаха, в возрасте 13-–14 лет девочки по количеству страхов опережают мальчиков, у которых выраженный максимум приходится на на 14 лет[cmlxxviii]. Именно в 13–14 лет эксперименты выявляют особо эмоциональную значимость и даже аффективный характер переживаний, связанных с представлением о себе у представителей обоих полов [cmlxxix]. Безусловно, здесь следует учитывать и тот факт, что где-то в этом возрасте изменяется пороговая цветовая чувствительность (по сравнению с периодом 7–11 лет). Наибольший порог остается за синим цветом, тогда как далее располагаются в сторону уменьшения: пурпурный, затем желтый, красный, и наконец, зеленый цвет[cmlxxx].

Подростковый возраст — это тот хаотичный период, когда происходит процесс освобождения детей от полной опеки родителей и осуществляется поиск собственной индивидуальности. В этот период приятели начинают играть в се более важную роль, и даже становятся «значимыми другими» в процессе освобождения от родителей. Именно в этот период начинается «Я-концептуальная» интеграция того смысла, который общество приписывет сексуальным действиям.

И вместе с тем биологические изменения играют опосредованную роль в том, что секс в значительной степени заполняет мысли и жизнь подростков. По данным Г. С. Васильченко и И. В. Голубевой, в период с 13 по 15 лет у мальчиков наблюдается лобковое оволосение женского типа (горизонтальная линия на лобке)[cmlxxxi], что в хроматизме может свидетельствовать о прохождении этапа женственного бессознания (желтый) и / или подсознания (голубой).

Это связано с тем, что биологические изменения становятся очевидными не только для подростка, но и для окружения, которое начинает воспринимать его как сексуальное существо с соответствующими интересами и возможностями. То есть в жизни юного человека появляется нечто совершенно новое — и как всякое новое оно не может не быть притягательным в силу своей загадочности. Поэтому-то с искренних позиций подростков сексуальность вряд ли может стать чем-то банальным и обыденным.

 

Лет

Действительно, с наступлением периода полового созревания (13—14 лет) резко меняется линия поведения подростка. Не остается и следа от презрения к девочкам. Он утрачивает «самоутверждающуюся» грубость и, более того, когда встречается с представительницей противоположного пола один на один, нередко конфузится, не понимая того, что доминанта сознания в его интеллекте периодически становится субдоминантой бессознания. Прямое свидетельство этого выражается в фаллоцентристском отрыве «души» от «тела» и, следовательно, несмотря на гиперсексуальность юноши, здесь не может идти речи собственно о любви.

В этот период многие подростки обоих полов исключительно чувствительны к своему внешнему виду и часами рассматривают себя в зеркале[cmlxxxii]. Как показали исследования, самая низкая степень удовлетворения своим внешним обликом имеет место у девочек в 13 лет, а у мальчиков — в 15; после чего удовлетворенность собой стабильно возрастает[cmlxxxiii]. В 13–14 лет для девушек — период по преимуществу возвышенный, просветленный сине-голубыми (контрастными экстремально-красному менархе) тонами подсознания, то есть определяемый доминантой Ид-плана, с одной стороны, и Син-плана, — с другой[cmlxxxiv]. Об этом говорит прежде всего неосознаваемая потребность в ласке и нежности, свойственная почти всем девушкам и совершенно чуждая природе юношей.

Вместе с тем, при переходе рубежа 15-ти лет обнаружена тенденция к сокращению юношей, обладающих социально адеватными представлениями, тогда как у девушек наблюдается обратная картина[cmlxxxv]. По-видимому, у девушек это обусловлено циклической обратной связью между отрицательными эмоциями и доминантой левого полушария, коррелирующего с функциями сознания (как компонента интеллекта). Ибо для юноши первые признаки наступления половой зрелости связаны с эротическими сновидениями, поллюциями и оргазмом, то есть с сильнейшими положительными эмоциями. Для девушек же аналогичные признаки связаны с менструациями, которые, как всякое кровотечение, вызывает эмоции отрицательные; и, кроме того, они уже отлично сознают, что в перспективе их ждут еще более тяжкие эмоции: боль дефлорации, страх нежелательной беременности, муки деторождения при желательной и т. п.[cmlxxxvi]







Date: 2016-11-17; view: 248; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию