Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уникальность природы человека и способы её религиозно-философской интерпретации.





Определение сущности человека показывает, что человек — существо уникальное по своей природе. Это животное, наделенное разумом, спо-собное оценивать мир, создавать идеальный образ действительности.
Уникальность природы человека определяется при этом наличием в нем двух неоднородных,противоположных субстанций, непостижимым и чудесным образом соединенных в одной личности: духовной и телесной.«Человек неспособен постичь соединение духа с телом, а между тем это и есть человек», — писал Августин в трактате «О граде Божием».Телесность человека означает его конечность, смертность, причаст-ность к бренному миру земных вещей; духовность является символом бессмертия, знаком его принадлежности к «небесной иерархии» бытия.Эта двойственность человеческой природы, «промежуточность» и «пограничность» бытия человека и определяют его место в иерархии «земных» и «небесных» созданий.Отличную иллюстрацию этой мысли мы находим у итальянского философа эпохи Возрождения Пико делла Мирандолы. В своей «Ре-чи о достоинстве человека» он приводит такую притчу.

После того как Бог сотворил мир, распределив все творения по высшим, средним и низшим сферам, он пожелал создать существо, ко-торое могло бы оценить смысл его работы. Но к тому времени были уже исчерпаны все образцы и формы, завершены и распределены по своим местам все творения. И тогда Господь решил, что тот, в кого он не смог вложить особой сущности, должен получить частицу от каж-дого творения, а также и от самого творца.И согласился Бог, что человек — творение неопределенного образа,и, поставив его в центр мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни сво-его места, ни определенного лица, ни особой обязанности, чтобы и ме-сто, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, соглас-но своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленного нами закона. Ты же, не стесненный никаки-ми пределами, определишь свой образ свободно, по собственному же-ланию. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни зем-ным, ни смертным, ни бессмертным; от тебя самого зависит, кем ты станешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь стать, по велению своей души, существом божественным».
Таким образом, человек — это животное многообразной и измен-чивой природы. Ему присущи многоликость, «химеричность». Что за химера — человек, восклицал Б. Паскаль, какое невиданное, хаотиче-ское существо, какой предмет противоречий, какое невозможное чу-до! Судья всех вещей, жалкий червь земной, хранитель правды, смесь неуверенности и заблуждения, слава и отброс вселенной.

«Химеричность» человека, т.е. невероятность соединения в нем раз-личных частей сущего, означает его возможность стать кем угодно — от растения до ангела, от камня до самого Творца. По своей природе чело- век не завершен, открыт для любых возможностей становления и само-созидания. Природа человека такова, что в ней заложены семена и заро-дыши разнородной жизни, и в соответствии с тем, какие из этих семян человек будет взращивать и возделывать, он может стать либо растени-ем, либо животным, либо ангелом, либо самим Богом.

Оккультная философия рассматривает эту возможность как таин-ство перерождения, перевоплощения души. Этой точки зрения при-держивается, например, большинство индийских религиозно-фило-софских учений.

Однако собственно философский взгляд имеет в виду здесь нечто иное. При всей изменчивости и многоликости своей природы, человек остается самим собой — ни растением, ни животным, ни ангелом, но разумным существом, оценивающим мир.

Вот как объясняет эту загадочность человеческой натуры Николай Кузанский. Человек в свернутом виде содержит в себе весь мир — тво-рящий и сотворенный. Он может выявить, развернуть из себя любую возможность сущего, оставаясь при этом человеком. Человек есть Бог, только не абсолютно; он — человеческий Бог (humanus deus).

Человек есть также мир, но не конкретно все вещи; он — микро-косм, человеческий мир. Область человеческого охватывает, таким образом, всю природу, как творящую, так и сотворенную. Человек мо-жет быть человеческим Богом, человеческим ангелом, человеческим зверем, человеческим львом или медведем, человеческим растением или чем угодно другим.
Человек изменчив и многолик, как Протей, и вместе с тем он ни на кого не похож. Человек, замечает М. Шелер, всегда может быть лишь чем-то большим или меньшим, чем животное, но животным — никогда.

По словам К. Ясперса,.в качестве чувственного существа человек —высшее из животных, в качестве духовного — низший из ангелов. Но он не животное и не ангел, или, другими словами, он — человеческое животное и человеческий ангел.

Человек — это ангел, рождающийся из зверя, утверждал Л.Н. Тол-стой. Однако это рождение имеет парадоксальный, причудливый ха-рактер. Человек — не ангел и не животное, говорит Паскаль, и несча-стье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное.







Date: 2016-11-17; view: 1822; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию