Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философские основания идеи образования.
Идея образования проистекает из двойственности человеческой при-роды. С одной стороны, человек — природное существо. Как таковое, он ведет себя сообразно своей животной индивидуальности. С другой стороны, человек — существо духовное и разумное. И в этом отношении он, по словам Г.В.Ф. Гегеля, не бывает от природы тем, чем он должен быть. Животное не нуждается в образовании, по-тому что оно от природы есть то, чем оно должно быть. Человек же должен согласовать две стороны своей природы: при-вести свою единичность, индивидуальность в соответствие со своей разумностью и духовной всеобщностью, сделать эту всеобщность гос-подствующей над индивидуальностью. «Необразованным» можно назвать человека, в котором индивиду-альное господствует над всеобщим. Смысл обучения и воспитания как раз в том, чтобы снять или, по крайней мере, ослабить это господство индивидуального начала. Приобретая знания, человек учится смотреть на мир со всеобщей духовной точки зрения. Получая воспитание, чело-век учится владеть собой, сдерживать проявление своей эгоистической натуры, учитывать интересы других, преследовать общие цели и т.п. Все это — выражение духовного, разумного стремления ко всеоб-щему. Сущность образования и заключается в подъеме человека ко все-общему. Получить образование — значит сделать себя во всех отноше-ниях духовным существом, избавиться от диктата своей природной индивидуальности. Характерно, что само слово «образование» хорошо передает этот смысл подъема ко всеобщему. «Образование» означает образовывание, развертывающее формирование, соотносимое и соизмеряемое с неким «образом», «образцом» или идеальным «прообразом». Образование — это руководство к преобразованию всего человека в его существе, про-буждение в нем духовного начала, его духовное преображение. Образовать — значит создать новый образ человека. Слово «образ» удивительным образом совмещает в себе одновременно значения отображения (слепка) и образца. И образ, и образец, и прообраз выражают собой определенную сту-пень всеобщности, на которую восходит индивидуальное качество. Именно в этом смысле образование и есть подъем духа ко всеобщему. Существуют два основных пути приобщения ко всеобщему: теорети-ческий и практический. В соответствии с этим можно говорить о теорети-ческом (интеллектуальном) и практическом (моральном) образовании. В теоретическое образование, писал Гегель, входит, кроме много-образия знаний и всеобщности точек зрения, позволяющих судить о вещах, умение воспринимать объекты в их свободной самостоятельно-сти, без субъективного интереса. Необразованный человек не идет дальше непосредственного со-зерцания. Его интерес к миру обусловлен только удовлетворением природных потребностей или личной выгодой. Образованность открывает незаинтересованный взгляд на мир. Человек становится способным судить о вещах не только со стороны их полезности, практической значимости, но и со стороны их сущнос-ти, всеобщей и объективной природы. Приобретая знания, человек формирует всеобщий интерес к миру. Он узнает, что существуют различные способы мировосприятия, от-ношения к миру, что его взгляд на мир не является лучшим и единст-венно необходимым. Этим он отдаляет себя от себя самого и приходит к различению существенного и несущественного, объективного и субъективного, общего и частного. Смысл практического образования состоит в том, чтобы, удовлетво-ряя свои естественные потребности, человек проявлял благоразумие и соблюдал ту меру, которая продиктована необходимостью самосохра-нения. Для этого он должен быть способен, во-первых, выйти из есте-ственного состояния, быть свободным от него (уметь, например, скры-вать свое недовольство, сдерживать свой гнев, не терять терпения и самообладания); во-вторых, ограничивать себя (не растрачивать по пустякам свои физические и духовные силы, быть готовым принести свои частные интересы в жертву более высоким обязанностям). Образованный человек — это человек, углубленный в свое призва-ние. Он всецело предан своему делу и как бы забывает себя в нем. Че-ловек необразованный, напротив, проявляет больше интереса к само-му себе, чем к делу Date: 2016-11-17; view: 431; Нарушение авторских прав |