Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские основания идеи образования.





Идея образования проистекает из двойственности человеческой при-роды. С одной стороны, человек — природное существо. Как таковое, он ведет себя сообразно своей животной индивидуальности.

С другой стороны, человек — существо духовное и разумное. И в этом отношении он, по словам Г.В.Ф. Гегеля, не бывает от природы тем, чем он должен быть. Животное не нуждается в образовании, по-тому что оно от природы есть то, чем оно должно быть.

Человек же должен согласовать две стороны своей природы: при-вести свою единичность, индивидуальность в соответствие со своей разумностью и духовной всеобщностью, сделать эту всеобщность гос-подствующей над индивидуальностью.

«Необразованным» можно назвать человека, в котором индивиду-альное господствует над всеобщим. Смысл обучения и воспитания как раз в том, чтобы снять или, по крайней мере, ослабить это господство индивидуального начала. Приобретая знания, человек учится смотреть на мир со всеобщей духовной точки зрения. Получая воспитание, чело-век учится владеть собой, сдерживать проявление своей эгоистической натуры, учитывать интересы других, преследовать общие цели и т.п.

Все это — выражение духовного, разумного стремления ко всеоб-щему. Сущность образования и заключается в подъеме человека ко все-общему. Получить образование — значит сделать себя во всех отноше-ниях духовным существом, избавиться от диктата своей природной индивидуальности.

Характерно, что само слово «образование» хорошо передает этот

смысл подъема ко всеобщему. «Образование» означает образовывание,

развертывающее формирование, соотносимое и соизмеряемое с неким

«образом», «образцом» или идеальным «прообразом». Образование — это руководство к преобразованию всего человека в его существе, про-буждение в нем духовного начала, его духовное преображение.

Образовать — значит создать новый образ человека. Слово «образ»

удивительным образом совмещает в себе одновременно значения

отображения (слепка) и образца.

И образ, и образец, и прообраз выражают собой определенную сту-пень всеобщности, на которую восходит индивидуальное качество.

Именно в этом смысле образование и есть подъем духа ко всеобщему.

Существуют два основных пути приобщения ко всеобщему: теорети-ческий и практический. В соответствии с этим можно говорить о теорети-ческом (интеллектуальном) и практическом (моральном) образовании.

В теоретическое образование, писал Гегель, входит, кроме много-образия знаний и всеобщности точек зрения, позволяющих судить о

вещах, умение воспринимать объекты в их свободной самостоятельно-сти, без субъективного интереса.

Необразованный человек не идет дальше непосредственного со-зерцания. Его интерес к миру обусловлен только удовлетворением

природных потребностей или личной выгодой.

Образованность открывает незаинтересованный взгляд на мир.

Человек становится способным судить о вещах не только со стороны

их полезности, практической значимости, но и со стороны их сущнос-ти, всеобщей и объективной природы.

Приобретая знания, человек формирует всеобщий интерес к миру.

Он узнает, что существуют различные способы мировосприятия, от-ношения к миру, что его взгляд на мир не является лучшим и единст-венно необходимым. Этим он отдаляет себя от себя самого и приходит к различению существенного и несущественного, объективного и субъективного, общего и частного.

Смысл практического образования состоит в том, чтобы, удовлетво-ряя свои естественные потребности, человек проявлял благоразумие и соблюдал ту меру, которая продиктована необходимостью самосохра-нения. Для этого он должен быть способен, во-первых, выйти из есте-ственного состояния, быть свободным от него (уметь, например, скры-вать свое недовольство, сдерживать свой гнев, не терять терпения и самообладания); во-вторых, ограничивать себя (не растрачивать по пустякам свои физические и духовные силы, быть готовым принести свои частные интересы в жертву более высоким обязанностям).

Образованный человек — это человек, углубленный в свое призва-ние. Он всецело предан своему делу и как бы забывает себя в нем. Че-ловек необразованный, напротив, проявляет больше интереса к само-му себе, чем к делу







Date: 2016-11-17; view: 431; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию