Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор рациональных путей развития выездного и въездного туризма





 

Международный туризм в мировой практике трактуется как:

 

1. важное направление международного сотрудничества в конкретной деятельности на основе уважения национальной культуры и истории каждого народа и основных интересов государства;

 

2. сфера развития туристских отношений между народами разных стран и ознакомление с достижениями других стран в различных областях.

 

На развитие международного туризма, как и на развитие национального туризма, влияет целый набор факторов: внешние, внутренние, экстенсивные, интенсивные, негативные. Оценка их влияния проходит через всю диссертацию, подтверждая тот факт, что необходимо выявить степень влияния каждого фактора на развитие туризма.

 

В 90-х годах выделяются три основные характеристики развития международного туризма. Основной тенденцией становится увеличение показателей внутрирегионального туризма, что обусловлено быстрым экономическим развитием ряда стран, например, стран азиатского региона, а также движением населения из восточно-европейских стран в западные.

 

Экономический спад не ведет к пропорциональному уменьшению количества путешествий и объемов туристкой деятельности, т.к. туристы склонны приспосабливаться к новым, менее комфортабельным обстоятельствам. Например, те, кто позволял себе раньше ездить на отдых ведущие западные страны (Францию, Англию, Испанию), уровень нахождения (проживания) в которых достаточно высок, переориентируются на более дешевые места отдыха (Греция, Турция) или сокращают свои требования к условиям отдыха, выбирая вместо 5-звездочных отелей 3-звездочные, вместо дорогих ресторанов и предлагаемых в них деликатесов – средний уровень местной кухни.

 

Однако темпы роста международного туризма замедлились. Рост показателей поездок в 1-ой половине 90-х гг., в сравнении с предшествующими десятилетиями, сопряжен с медленным увеличением.

 

Международный туризм также является важной составляющей мировой торговли услугами. Поэтому невозможно рассматривать и анализировать аспекты международного туризма, не зная процессов и тенденций, происходящих в этой сфере мировой экономики.

 

Роль торговли услугами была особо отмечена на проходившем в период с 1986 по 1994гг. совещании в Пунта дель Эста (Уругвай), где было принято решение о ГАТС – Генеральном соглашении по торговле услугами. По своей значимости ГАТС для мировой торговли услугами является тем же, чем в послевоенное десятилетие явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) для торговли товарами. ГАТС установило нормы и правила по либерализации доступа на рынки услуг. Дата вступления ГАТС в силу совпадает с началом действия Соглашения о создании Всемирной торговой ассоциации (ВТО). Однако, в связи со сложностью и многообразием туристских услуг в рамках ГАТС не было принято никаких конкретных решений в сфере туризма, а переговоры по гостиничному хозяйству продолжаются до сих пор, в то время как наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют именно туризм и самая доходная его сфера – сфера средств размещения. Поэтому вопросы развития международного туризма в смысле его организационно-правового механизма до сих пор имеют актуальное значение.

 

Во многих странах мира международный туризм является одной из основных сфер национальной экономики, принося стране ежегодные высокие доходы от предоставления туристских услуг.

 

С этой точки зрения, выявление и изучение перспектив развития международного туризма в России представляет существенный интерес для научного исследования.

 

Рыночная модель экономики потребовала разработки принципиально новых подходов к формированию организационно-экономического механизма развития российского туризма. Но уже первые шаги в этом направлении показали, что данный процесс весьма сложен и ведет к коренной ломке экономических и социальных отношений в данной сфере.

 

Не прошли бесследно для развития отрасли также глубокие, зачастую противоречивые перемены в организационной структуре туризма, бессистемные изменения статуса национальной туристской администрации страны. Также неясен вопрос об администрировании туризма на международном уровне.

 

Не в полной мере решены на государственном уровне многие вопросы деятельности российских туристских организаций и фирм, в том числе вопросы лицензирования, сертификации и т.д. вызывает оправданные нарекания налоговая политика в сфере туризма. Процессы приватизации и акционирования развиваются здесь не всегда с принятой правовой и нормативной базой, которой к тому же далеко до совершенства. Отсутствует реальный механизм привлечения инвестиций в объекты туризма, сохраняются экстенсивные методы использования ресурсов, в том числе трудовых. В туристском бизнесе еще не сложилось четкой системы маркетинговых исследований, неразработанными остаются многие существенные в теоретическом и практическом отношении вопросы туристского маркетинга, немало недостатков и в организации рекламной деятельности.

В литературе и научных исследованиях, посвященных развитию российского туризма, практически отсутствует глубокий анализ состояния и прогноз его развития: основные тенденции и закономерности.

 

В этих условиях необходима разработка новых подходов к формированию организационно-экономического механизма развития туризма в интересах повышения эффективности его функционирования, как в экономике страны, так и при выходе страны на международный уровень.

 

В последние годы в России также возрастает внимание к исследованию особенностей формирования рынка услуг вообще, а туристского рынка – особенно. Исследуются новые направления его развития и механизмы регулирования, проводится сравнительный анализ национальных рынков туристских услуг разных стран мира и российского рынка, их интеграция в мировой рынок туристских услуг. Наибольший интерес, в этой связи, представляют работы Р.А. Браймера, Дж. Боуэна, Ф. Котлера, Дж. Уокера, В.И. Азара, A.M. Бабича, Ю.К. Байназарова, М.Б. Биржакова, В.Г. Гуляева, A.JI. Лесника, М.Э. Немоляевой, Е.В. Егорова, Е.Н.Жильцова, И.В. Зорина, Д.К. Исмаева, Ю.С. Путрика, Н.В. Колесника, Г.А. Папиряна и других.

 

Вместе с тем, в имеющихся исследованиях недостаточно раскрыты возможности реализации приемлемых для современных условий России форм и методов стратегического менеджмента и маркетинга с целью развития туризма.

 

В условиях острого дефицита инвестиционных ресурсов интерес представляют некапиталоемкие методы и технологии интенсивного развития. К ним следует отнести маркетинг как важнейший инструмент развития туристского бизнеса и повышения конкурентоспособности его субъектов, а также механизмы повышения эффективности функционирования предприятий в сфере туризма.

 

В то же время актуальными остаются вопросы создания благоприятного инвестиционного климата в стране, создание инвестиционных условий, стимулирующих приток средств в объекты туриндустрии на территории России.

 

Прежде всего, это относится к гостиничным и курортно-лечебным предприятиям страны.

 

Кроме того, механизм регулирования развития туризма должен опираться на анализ тенденций и объективный прогноз развития мирового рынка туристских услуг. Необходимо определить долю участия государства в регулировании туристского рынка, поскольку именно оно формирует основные рамки деятельности различных турагентов как на национальном, так и на международном туристском рынке.

 

Конечно, сложно утверждать, что страна будет получать от туризма доходы, сопоставимые с доходами от этой сферы экономики, например, средиземноморских стран. В то же время, нельзя не признать, что возможности развития туризма в России огромны и в значительной степени не использованы. И, чтобы добиться последнего, необходимо знание специфики этих возможностей, обусловленных национальными, природно-климатическими, культурными и экономическими особенностями страны.

 

Одной из наиболее доходных сфер туристского рынка является рынок средств размещения. Анализ мирового опыта развития рынка гостиничных услуг позволит выявить закономерности его развития и определить ряд проблем, с которыми придется сталкиваться российскому рынку средств размещения в будущем.

 

 

При анализе современного этапа развития гостиничного рынка России обнаружены существенные проблемы его развития на национальном уровне, которые требуют быстрого решения для приближения уровня гостиничных услуг к мировому.

 

1. Рынок средств размещения представляет собой совокупность объектов, отнесенных к классу средств размещения по определенным критериям: общее число мест ночевки должно превышать некоторый минимум; объект размещения имеет руководство; управление объектом строится на коммерческой основе.

 

2. Основным средством размещения во всем мире признана гостиница. Для выявления потребностей в гостиничных местах следует знать факторы, влияющие на спрос в гостиничных местах, предвидеть будущие изменения спроса и предложения. Также потребность в гостиничных местах зависит от количества и пропускной способности мест притяжения туристов, существующей обеспеченности региона гостиницами и их загрузки, тенденций изменения контингента проживающих в гостиницах.

 

3. Объективными ориентирами в расчетах единовременной вместимости гостиниц являются динамика доходов населения, значимость региона в мировой экономике, особенности регионального развития деловой активности, транспортной системы, индустрии развлечений и отдыха, наличие культурно-исторических ценностей.

 

4. Организационная структура гостиничного предприятия в мировой практике определяется назначением гостиницы, ее месторасположением, спецификой гостей и другими факторами. Основные службами гостиницы являются: служба управления номерным фондом; административная служба; служба общественного питания; коммерческая служба; инженерные (технические службы); вспомогательные и дополнительные службы.

 

5. При классификации гостиниц в разных странах используются различные системы. Введению единой классификации гостиниц в мире препятствует ряд факторов, связанных с различным уровнем экономического развития, культурно-историческим развитием государств, осуществляющих туристскую деятельность, их национальными особенностями, различиях в критериях оценки качества обслуживания и т.д. Наиболее распространенной является система классификации гостиниц по звездам.

 

6. В мире до сих пор не сложилось универсальной модели внутреннего менеджмента гостиницы. Однако ответственность за принятие общих управленческих решений лежит на высшем звене управления. Подразделения являются функциональными звеньями, каждое из которых использует свою специфическую технологию, но все они имеют одну общую конечную цель -удовлетворение потребностей клиентов.

 

7. В зависимости от особенностей управления гостиницы могут представлять собой обособленные предприятия или образовывать гостиничные цепи. Гостиничные цепи являются более эффективной организацией, т.к. производительность труда в них приблизительно на 50% выше, чем в обособленных гостиницах. Это связано с использованием цепочками типовых форм организации труда и экономией средств за счет масштаба деятельности в области продвижении торговой марки, закупки необходимых ресурсов и профессионального развития персонала.

 

8. Основными тенденциями мирового гостиничного рынка являются глобализация гостиничной индустрии, ее сегментация, появление специализированных отелей, объединение отелей в профессиональные ассоциации, усиление роли управления качеством услуг.

 

9. Настоящий гостиничный бум переживают страны Центральной Америки в результате экономического подъема, связанного с приватизационными процессами.

 

10. Развитие рынка средств размещения сильно зависит от развития туризма в стране, особенно от развития международного туризма, который создает новый импульс для обновления структуры размещения.

 

11. Российский рынок средств размещения характеризуется низкой производительностью труда в гостиничном секторе, обусловленной субъективными факторами. При их ликвидации возможен рост инвестиций в гостиничную сферу и установление производительности труда на уровне около 60% (100% - США).

 

12. Необходимым условием активизации гостиничной сферы является развитие рынка туризма, прежде всего, рынка международного туризма. Чем больше туристов принимает страна, тем больше она нуждается в средствах размещения. И чем активнее страна сотрудничает с экономически развитыми странами в сфере международного туризма, тем больше высокодоходных отелей строится на ее территории. Бюджет региона получает больше валютных поступлений.

 

 

Приведем некоторые оценки развития международного туризма на ближайшую перспективу.

 

Так, на конференции в Лиссабоне в 1999 г. в исследовании «Tourism: 2020 vision» ВТО объявила о пяти самых перспективных туристских направлениях XXI века.

 

Приключенческий туризм остается одним из наиболее популярных направлений и тенденций развития туризма в настоящее время.

 

Культурно-познавательный туризм. Наибольшие потоки этого вида туризма со всего мира будут направляться в Европу, Азию и на Ближний Восток. Спросом будут пользоваться образовательные туры для небольших групп и однодневные экскурсии с посещением отдыхающими культурных памятников. В связи с этим особое значение приобретает проведение эффективных мер по сохранению памятников культуры и управлению потоками туристов к ним.

 

Тематический туризм. Он предусматривает наличие повышенного интереса к какому-либо явлению (например, климатическим особенностям, флоре или фауне определенной местности), который превалирует над обычными мотивами отдыха. Популярность тематических парков в качестве мест для отдыха возрастает с каждым годом.

 

Круизы. Круизный сектор туризма развивается феноменальными темпами. В 1997 г. около 7 млн. человек путешествовали на круизных судах, а в 2000 г. это число возросло до 9 млн. человек.

 

Экотуризм. Этот тип путешествий имеет целью сохранение окружающей среды. Организуются и короткие ознакомительные туры по определенной тематике, и туры для больших групп, отдыхающих на курортах, с посещением национальных заповедников.

 

ВТО прогнозирует, что в XXI в. ожидается настоящий бум таких путешествий, однако время, которое люди смогут выделять на свой отдых, будет сокращаться, особенно на основных рынках-поставщиках туристов. Согласно исследованию ВТО «Impact of Tourism», путешественники XXI в. будут «богаты деньгами, но бедны временем». В результате они будут искать турпродукт, включающий максимум удовольствий за минимальный отрезок времени. Популярны будут тематические парки и круизные путешествия, поскольку люди смогут посетить несколько мест за короткий срок. Есть немало людей, которым требуется отдых с полным отключением от каждодневных забот и тревог; этим объясняется рост популярности курортов, работающих по системе «all-inclusive».

 

К этому общему прогнозу следует добавить возрастание спроса на туристские поездки в Россию.

 

Стартовые позиции постсоветского периода развития иностранного туризма в Российской Федерации оцениваются весьма критически. Бывший Советский Союз оставил нам в наследство весьма ограниченный рынок иностранного туризма. Мы уже говорили, что основу иностранного туризма в СССР составляли поездки к нам граждан из стран Восточной Европы. С распадом СССР эти поездки сократились до минимума.

 

Уменьшение туристов из стран Восточной Европы не могло быть компенсировано за счет туризма из западных стран. Немногочисленные российские принимающие турфирмы работали и работают на очень узких рыночных сегментах, не имеющих большого потенциала по турпоездкам в Российской Федерации. Значительная часть гостей из-за рубежа «оседает» в Москве и Санкт-Петербурге (так называемый «столичный туризм»). В то же время многие туристские центры в Российской Федерации оказываются за пределами маршрутов путешествия иностранных туристов. Таким образом, не используются богатейшие туристские ресурсы нашей страны, не востребуются также и туруслуги, производимые предприятиями туриндустрии во многих российских городах.

 

И все же можно с удовлетворением констатировать, что зарубежные специалисты продолжают высоко оценивать потенциал спроса на поездки иностранных туристов в Российскую Федерацию. При этом они выделяют следующие мотивационные факторы:

 

– большой интерес иностранцев к истории, культуре, искусству нашей страны, к ее разнообразной природе, национальным особенностям;

– желание иностранцев познакомиться с современной жизнью россиян, с теми политическими, экономическими и социальными переменами в России, о которых так много пишут и говорят за границей;

– для многих иностранцев поездка в далекую и непонятную Россию является своего рода приключением;

– большая открытость нашей страны и общества, свобода передвижения иностранцев по территории и ликвидация «закрытости» многих городов (Рязань, Нижний Новгород, Астрахань, Самара, Екатеринбург и др.). Значительно упрощены для иностранцев визовые, пограничные, таможенные, валютные и другие формальности.

 

Следует указать, что социологические исследования, проводившиеся в начале 1990-х гг. среди иностранных туристов, дали обнадеживающие результаты. Так, на вопросы: «Довольны ли Вы своей поездкой в Россию?», «Хотели бы Вы посетить Россию еще раз?», «Будете ли Вы рекомендовать своим родственникам и знакомым посетить Россию?» – большинство иностранных респондентов ответили положительно.

 

Конечно, было бы неправильно абсолютизировать эти оценки. Иностранные туристы и турфирмы отмечают ряд весьма существенных недостатков, которые негативно влияют на потенциальный спрос на туристские поездки в Российскую Федерацию. Помимо сложной политической, социальной и экономической обстановки в нашей стране налицо ограниченность материально-технической базы, и прежде всего дефицит гостиничных мест. Хотя за последние годы в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах появилось несколько новых комфортабельных отелей (в основном с участием иностранных инвесторов), они не играют решающей роли в развитии гостиничной базы для массового туризма. Гостиниц же средней категории (две и три звезды), на которые рассчитывают участники групповых массовых поездок, в туристских центрах Российской Федерации еще очень мало. И пока вопрос создания гостиничной базы для приема массовых турпотоков не будет решен на государственном уровне, рассчитывать на «обвальный» рост числа туристских поездок в нашу страну трудно.

 

Особо надо отметить низкий профессиональный уровень работы многих российских турфирм. Настораживает невыполнение ими своих обязательств перед иностранными партнерами и туристами, частые изменения или несоблюдение условий сделок, нечеткость в работе.

 

Можно ли при всех указанных обстоятельствах ожидать в ближайшее время положительных сдвигов в развитии иностранного туризма в нашей стране? Отвечая на этот вопрос, необходимо иметь в виду, что существующий за границей туристский потенциал сам по себе не может реализоваться. Для этого требуются большие, постоянные и согласованные усилия российских государственных, общественных и предпринимательских структур.

 

Речь, прежде всего, идет о более быстром продвижении нашего общества по пути реформ, что обеспечит необходимое улучшение политической и социально-экономической обстановки в нашей стране, создаст необходимые условия для того, чтобы экономика смогла повернуться лицом к нуждам развития международного туризма. Параллельно с этими процессами необходимо наращивать усилия по развитию материально-технической базы иностранного туризма, подготовке специалистов высокого уровня, развитию необходимой инфраструктуры.

 

Особое внимание должно быть сосредоточено на продвижении и рекламировании российского турпродукта за границей, создании благоприятного образа нашей страны среди большинства населения за рубежом, любящего путешествия.

 

Наконец, необходимой мерой должно стать широкое партнерство и сотрудничество российских турфирм с зарубежными туроператорами, создание за границей эффективной сети продажи туристских поездок в Российскую Федерацию.

 

По результатам исследования развития международного туризма и возможностей применения опыта зарубежных стран для развития туризма в России, проведенного в данной работе, автором были сделаны основные выводы и предложения, содержание которых заключается в следующем.

 

Анализ присутствующих в современной экономической науке определений туризма показал, что тема терминологии в туризме на протяжении длительного времени носит дискуссионный характер. Системность, многогранность и многомерность структуры туризма подвели к необходимости рассматривать туризм как сложный межотраслевой социально-экономический комплекс, сфера деятельности которого лежит не в вертикальной отраслевой плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включающее предприятия и организации разной отраслевой принадлежности на национальном и международном уровне.

 

Соответственно, международный туризм рассматривается автором как сложный комплекс со всей присущей ему инфраструктурой, а именно как отрасль международной экономической деятельности и как важный сегмент мировой торговли услугами.

 

Автор предлагает рассматривать международный туризм как экономическую категорию, выражающую совокупность взаимосвязанных отраслей и производств, представленную в виде синтеза трех сфер: 1) туристских фирм; предприятий и организаций, производящих туруслуги, и дополнительные товары и услуги, сопутствующие туризму; 2) транспортной индустрии; 3) средств размещения.

 

При этом основной функцией, выполняемой международным туризмом, является удовлетворение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей во всех видах отдыха и путешествий, при рациональном использовании всех имеющихся в мире природных ресурсов.

 

Автор отмечает, что развитие международного туризма на национальном уровне прямо пропорционально экономическому развитию стран: чем больше дохода и свободного времени у населения страны, тем больше люди тратят на путешествия. Развитие международного туризма в мире мало зависит экономического кризиса отдельно взятой страны. Однако, если этот кризис способен привести к мировому экономическому или какому-либо другому кризису, в случае весомой значимости страны в международном туризме, тогда на развитие международного туризма будет оказано значительное влияние.

 

Также автор утверждает, что темпы роста международного туризма замедлились в связи с насыщением спроса на туруслуги в странах, имеющих наибольший удельный вес в международном туризме, т.е. в странах Европы. Поступательное развитие международного туризма обеспечивают страны Азиатско-Тихоокеанского региона, испытывающие экономический подъем.

 

Активизация участия России в международном туризме, как страны с многомиллионным населением, могла бы дать новый импульс развитию международного туристского обмена, однако этому препятствует ряд объективных и субъективных факторов.

 

Россия не располагает такими разнообразными природными ресурсами, как страны – лидеры международного туризма, в стране отсутствует развитая инфраструктура туризма. Поэтому участие России в международном туризме всегда было незначительным, в настоящее время выездной туризм значительно более распространен, чем иностранный («въездной») и внутренний. Активизация участия в международном туристском обмене после 1992-93гг. объясняется огромным отложенным спросом на поездки за границу. В дальнейшем выездной поток туристов стабилизировался. Перспективными направлениями развития международного туризма можно считать бизнес-туризм и экологический и приключенческий туризм. Эти виды туризма не требуют больших капитальных вложений, но требуют четкого знания географической специфики региона и его важности для экономики страны.

 

Одной из проблем современного развития международного туризма в России является отсутствие его четкой организационной структуры.

 

Как демонстрирует опыт зарубежных стран, необходимо создание в стране единого самостоятельного органа исполнительной власти, разрабатывающего государственную политику в области туризма в тесном взаимодействии с органами законодательной власти и другими исполнительными органами государства, отвечающими за сферы экономики, непосредственно связанные с туризмом (транспорт, финансовые институты, институты сертификации).

 

В целях поддержания добросовестной конкуренции между предприятиями туристского комплекса целесообразно установить контроль со стороны государства за слиянием предприятий, пытающихся занять доминирующее положение на рынке, а в последующем осуществить комплекс мер, в основном законодательного характера, предотвращающих образование монополий и олигополий.

 

Важно разработать и реализовать конкретные предложения, направленные на совершенствование налоговой политики в сфере туризма. Первоочередными являются меры, способствующие упрощению исчисляемой базы налогообложения, дифференциации принципов налогообложения по видам туризма (международного, внутреннего), снижению налогового давления на туристские предприятия, как это сделано во многих экономически развитых странах.

 

С развитием международного туризма усиливается необходимость дальнейшего расширения и углубления правовой основы его функционирования. Государственные органы должны разработать соответствующую законодательную базу, следует активизировать разработку нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты развития туризма на международном и национальном уровнях.

 

Туризм – это отрасль, привлекающая многомиллиардные инвестиции за счет различных источников: государственных дотаций, средств международных финансовых и туристских организаций, частных вложений. Проблема нехватки финансовых средств для развития международного туризма в России стоит очень остро: бюджетных средств не хватает, международные финансовые и иные организации, а также частные инвесторы не стремятся вкладывать деньги в развитие туристской инфраструктуры в России.

 

Инвестирование туризма является достаточно рискованным из-за чувствительности этого вида деятельности к экономическим, политическим, климатическим и другим изменениям, которые могут резко сократить поток туристов и тем самым существенно повлиять на поступления от туризма.

 

Размер государственных инвестиций в туризм зависит от важности данного сектора в экономике страны, а вложения международных финансовых институтов – от гарантий, предоставляемых правительством конкретных стран по кредитам, от репутации самой страны на международном туристском рынке и от грамотности бизнес-планов, предоставленных правительством страны для получения финансовых ресурсов.

 

Нестабильность политической и экономической ситуации в России, рискованность долгосрочных вложений предопределяют пассивный характер инвестиционной деятельности, как частного, так и акционерного капитала.

 

Активизация инвестиционного процесса в туристическом бизнесе России является долгосрочной и сложной задачей, поэтому всем участникам туристского рынка необходимо использовать маркетинговые инструменты для достижения эффективного развития этого сектора экономики.

 

В общем понимании, туристский маркетинг - это систематическое изменение и координация деятельности туристских предприятий, а также частной и государственной политики в области туризма, осуществляемой по региональным, национальным или международным планам. Цель таких изменений заключается в том, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности определенных групп потребителей, учитывая при этом возможности получения соответствующей прибыли.

 

Основными уровнями использования маркетинга в сфере туризма являются: маркетинг туристских предприятий, являющихся основным звеном предпринимательской деятельности в сфере туризма; маркетинг производителей туристских услуг; маркетинг туристских организаций, представляющих и защищающих коллективные интересы предпринимателей в сфере туризма; маркетинг территорий и регионов.

 

Международный и отечественный опыт внедрения маркетинга в сфере туризма доказывает, что необходимо комплексное развитие маркетинга на разных уровнях управления в сфере туризма: от уровня страны и регионов до туристских предприятий и организаций; реализация концепции маркетинга на практике невозможна без управления маркетингом.

 

В настоящих условиях в России должны применяться не только маркетинговые мероприятия (которые для некоторых турфирм слишком затратны и непосильны), а именно – активное участие страны в международных туристских ярмарках и конференциях, которые служат для формирования благоприятного имиджа России, как страны, открытой для всех форм сотрудничества в сфере международного туризма. Участие российских гостиниц в международных системах бронирования гостиничных мест позволит отелям напрямую привлекать клиентов из разных стран.

 

Одной из наиболее важных сфер для развития международного и национального туризма является отрасль средств размещения, которая в настоящее время активно формируется в России. Для предоставления услуг размещения международного качества необходимо наличие на территории России средств размещения разной классификации – от отелей 4-5 звезд до недорогих студенческих общежитий для удовлетворения потребностей в размещении граждан разных стран и социальных слоев.

 

Рынок средств размещения представляет собой совокупность объектов, отнесенных к классу средств размещения по определенным критериям: общее число мест ночевки должно превышать некоторый минимум; объект размещения имеет руководство; управление объектом строится на коммерческой основе.

 

Основным средством размещения во всем мире признана гостиница. Для выявления потребностей в гостиничных местах следует знать факторы, влияющие на спрос в гостиничных местах, предвидеть будущие изменения спроса и предложения. Также потребность в гостиничных местах зависит от количества и пропускной способности мест притяжения туристов, существующей обеспеченности региона гостиницами и их загрузки, тенденций изменения контингента проживающих в гостиницах.

 

Объективными ориентирами в расчетах единовременной вместимости гостиниц являются динамика доходов населения, значимость региона в мировой экономике, особенности регионального развития деловой активности, транспортной системы, индустрии развлечений и отдыха, наличие культурно-исторических ценностей.

 

Организационная структура гостиничного предприятия в мировой практике определяется назначением гостиницы, ее месторасположением, спецификой гостей и другими факторами. Основные службами гостиницы являются: служба управления номерным фондом; административная служба; служба общественного питания; коммерческая служба; инженерные (технические службы); вспомогательные и дополнительные службы.

 

При классификации гостиниц в разных странах используются различные системы. Введению единой классификации гостиниц в мире препятствует ряд факторов, связанных с различным уровнем экономического развития, культурно-историческим развитием государств, осуществляющих туристскую деятельность, их национальными особенностями, различиях в критериях оценки качества обслуживания и т.д. Наиболее распространенной является система классификации гостиниц по звездам.

 

В мире до сих пор не сложилось универсальной модели внутреннего менеджмента гостиницы. Однако ответственность за принятие общих управленческих решений лежит на высшем звене управления. Подразделения являются функциональными звеньями, каждое из которых использует свою специфическую технологию, но все они имеют одну общую конечную цель -удовлетворение потребностей клиентов.

 

В зависимости от особенностей управления гостиницы могут представлять собой обособленные предприятия или образовывать гостиничные цепи. Гостиничные цепи являются более эффективной организацией, т.к. производительность труда в них приблизительно на 50% выше, чем в обособленных гостиницах. Это связано с использованием цепочками типовых форм организации труда и экономией средств за счет масштаба деятельности в области продвижении торговой марки, закупки необходимых ресурсов и профессионального развития персонала.

 

Основными тенденциями мирового гостиничного рынка являются глобализация гостиничной индустрии, ее сегментация, появление специализированных отелей, объединение отелей в профессиональные ассоциации, усиление роли управления качеством услуг.

 

Настоящий гостиничный бум переживают страны Центральной Америки в результате экономического подъема, связанного с приватизационными процессами.

 

Развитие рынка средств размещения сильно зависит от развития туризма в стране, особенно от развития международного туризма, который создает новый импульс для обновления структуры размещения.

 

Российский рынок средств размещения характеризуется низкой производительностью труда в гостиничном секторе, обусловленной субъективными факторами. При их ликвидации возможен рост инвестиций в гостиничную сферу и установление производительности труда на уровне около 60% (100% – США).

 

Необходимым условием активизации гостиничной сферы является развитие рынка туризма, прежде всего, рынка международного туризма. Чем больше туристов принимает страна, тем больше она нуждается в средствах размещения. И чем активнее страна сотрудничает с экономически развитыми странами в сфере международного туризма, тем больше высокодоходных отелей строится на ее территории.

 

Развитие международного туризма является приоритетным направлением деятельности многих стран мира. Международный туризм является как источником ощутимых валютных поступлений для стран, так и действенным механизмом культурного и познавательного обмена между разными странами мира. Как показал проведенный анализ, у России есть объективные возможности увеличить свое участие в международном туризме: экономический рост, признаки которого уже можно наблюдать, будет стимулировать выездной туризм, есть перспективные направления развития въездного туризма, определены проблемы законодательно-правового характера, проблемы привлечения инвестиций, проблемы улучшения туристской инфраструктуры, в частности, средств размещения и др.


Заключение

 

Целью данной работы являлся анализ положения туристского рынка как на территории России, так и на территории отдельно взятого региона на примере турфирмы «Y», исследование рынка въездного и выездного туризма, написание соответствующих рекомендаций.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что специализация туризм, бесспорно, является одной из ведущих специализации гуманитарных наук, что подтверждали многие эксперты. Туризм имеет большой охват на территории России, имеет влияние на национальную экономику и является широкой отраслью мирового хозяйства. Автор не популяризирует специальность как идеальную, но очень гибкую для её развития. Туризм имеет много смежных поддисциплин, сильно связан с такими специальностями, как «Организация общественного питания», «Гостиничный сервис», «Право» и т.д.

Автор надеется, что туризм начнет получать большую огласку в СМИ, получит должную государственную поддержку, которая позволит разобраться с проблемами туризма в дотационных регионах России, появится более узконаправленное законодательство, будут создаваться новые курорты и курортные поселения и прочее, что позволит туризму в должной мере развиваться.
Список литературы

 

1. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. – М.: Пресс-Соло, 2002. – 384 с.

2. Артемова Е.Н. Производственно - профессиональная практика [Текст]: программа и методические указания по прохождению практики/ Е.Н. Артемова. - Орел ГТУ, 2007 - 21 с.

3. Велединский В. Туристский рынок сегодня: тенденции и перспективы // Туризм. - 2002. - № 4. - С. 10-11.

4. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы. М., 2002. С. 18.

5. Колесник Н.В. Введение в специализацию: 4.2. Международный туризм в сфере услуг мирового товарооборота: Учебно-методическое пособие, Москва, Советский Спорт, 1999, с.З.

6. Манильская декларация по мировому туризму // Материалы всемирной конференции по туризму. - Мадрид, 1981, с. 163.

7. Основы туристской деятельности. РМАТ, М., 2001.

8. Официальный сайт компании «Y». Режим доступа – [http://www.x.ru.]

9. См.: Здоров А.Б. Экономика туризма. М., 2004. С. 246.

10. См.: Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российскую Федерацию. Теория и практика деятельности туристских фирм. М., 2002. С. 49.

11. Федеральное агентство по туризму. Режим доступа – [http://www.russiatourism.ru]

 

Date: 2016-11-17; view: 628; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию