Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Круглый стол (2 часа)





Вопросы для обсуждения

1. Развитие социологии права в XX в.: Е. Эрлих, Э. Дюркгейм, Р. Паунд, Ж. Гурвич, Реалистическая школа в США.

2. Теория «Чистого права» Г. Кельзена.

3. Концепция солидаризма Л. Дюги.

4. Теория рациональной бюрократии, теория легитимности М. Вебера.

5. Развитие теории прав человека в XX в.: концепция «естественного права с изменяющимся содержанием» Р. Штаммлера, правовое учение Г. Еллинека, философия Ж. Маритена.

6. Неолиберальные (Дж. Кейнс, А. Хансен, Дж. Гелбрейт) и неоконсервативные (Ф. Хайек, И. Кристол, М. Фридман) идеологии о праве, обществе, личности, государстве.

7. Политико-правовые концепции постиндустриального общества (X. Арендт, К. Дойч, Д. Белл, Ю. Хабермас).

При обсуждении основных вопросов необходимо определить:

1. Что такое индустриальное общество и каковы его временные рамки? В чем смысл понятий «Живого права» и свободного отыскания права судьями Е. Эрлиха? Каково понимание права в социологической теории Э. Дюркгейма? Какое место занимают в данной теории понятия репрессивных и реститутивных норм, преступности и аномии? В чем состоит теория социального права Ж. Гурвича? Какова классификация и значение права в правовой теории Р. Паунда? Основные концепции реалистической школы права: К. Левеллин (умеренное течение), Дж. Френк (крайнее течение).

2. В чем смысл концепции «чистого права» Г. Кельзена? Как, согласно данной теории Г. Кельзен понимает государство и право? Каково соотношение национального и международного права в рамках нормативистской концепции?

3. Раскройте основные понятия теории солидарности: факт и норма солидарности, позитивная организация общества, социализация собственности. Какова связь закона с нормой солидарности? Каково понятие современного государства в теории солидаризма Л. Дюги? Теория происхождения и три стороны понимания государства. Проблема образования всемирного государства.

4. В чем значение трех типов легитимности господства М. Вебера? В чем смысл теории рациональной бюрократии? Какие этапы развития права выделяет М. Вебер? Понятие современного государства и влияние юристов на его формирование.

5. Что такое «государство всеобщего благоденствия» в концепции К. Мюрдаля? Какими средствами мыслитель предполагал создать подобную правовую конструкцию? Как понимают правоведы социальное и правовое государство сегодня? Какова теория и практика их достижения?

6. Каковы условия возникновения неолиберальных и неоконсервативных государственно-правовых теорий? В чем суть отличий данных концепций от классических концепций?

7. В чем смысл понятия «постиндустриальное общество»? Каковы его основные черты и как они реализуются в современной жизни мирового сообщества?

7. Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины (модуля)

Обучение по дисциплине «История правовых учений» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции, практические/семинарские) и самостоятельной работы студентов. Практические/семинарские занятия дисциплины «История правовых учений» предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольно-измерительных мероприятий.

Подготовка к лекции студентами заключается в следующем:

· повторить материал предыдущей лекции, прочитав его повторно;

· ознакомиться с темой предстоящей лекции (в рабочей программе учебной дисциплины);

· ознакомиться с учебными материалами по данной теме в соответствии с предложенным списком литературы в рабочей программе учебной дисциплины или с электронными материалами, предложенными лектором;

· записать возможные вопросы, которые можно будет задать лектору.

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям:

· внимательно прочитать материал лекций относящихся к данному занятию, ознакомиться с учебными материалами, включая электронные в соответствии с предложенным списком литературы в рабочей программе учебной дисциплины;

· подготовить развернутые ответы на вопросы, предложенные в рабочей программе дисциплины для обсуждения;

· выполнить задания, если они предусмотрены в письменной форме;

· понять, что для вас осталось неясными и постараться получить на них ответ заранее;

· готовиться к практическим/семинарским занятиям можно как индивидуально, так и в составе малой группы;

· рабочую программу учебной дисциплины необходимо использовать в качестве основного ориентира в организации обучения;

Подготовка к экзамену.


Систематическое выполнение всех видов заданий на лекциях, практических/семинарских занятиях, а также самостоятельная работа позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи экзамена.

8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации
по дисциплине (модулю)

Примерные вопросы к экзамену

1. Особенности правовых учений Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая.

2. Создание концепций «идеального» государства Платоном.

3. Понятие государства и права в системе Аристотеля.

4. Учение Цицерона о государстве и праве.

5. Учение римских юристов о праве.

6. Трактат «О граде Божием» Августина.

7. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

8. Правовые учения Марсилия Падуанского, У. Оккама, Я. Гуса.

9. Учение средневековых юристов о государстве и праве.

10. Учение о государстве и праве в исламе.

11. Правовые концепции в эпоху Возрождения. (Николо Макиавелли. Эразм Роттердамский).

12. Представления о государстве, праве и обществе в эпоху Реформации (Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ж. Кальвин)

13. Зарождение теории государственного суверенитета Ж Бодена.

14. Представления о государстве, праве и обществе в учении европейского социализма в XV – XVII вв. (Т. Мор. Т. Кампанелла).

15. Изменения государственного устройства и формирование государственно-правовых доктрин в Нидерландах (Б. Спиноза, Г. Гроций).

16. Правовые взгляды эпохи Английской революции (Т. Гоббс, Дж. Локк).

17. Правовые взгляды французских просветителей (Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Р. Декарт, Д. Дидро, Ж.-П. Марат, Б. Паскаль, М. Робеспьер).

18. Правовая мысль в немецком и итальянском Просвещении (С. Пуфендорф, Д. Вико, Я.-Ф. Билфельд, Ч. Беккариа)

19. Основные идеи об организации государства и права в Древней Руси (В.Мономах, Д.Заточник), и в период образования и укрепления русского централизованного государства (теория «Москва-третий Рим», философия нестяжателей и иосифлян, правовое учение Ю. Крижанича, концепция И. Грозного).

20. Учения периода абсолютизма: теории о государстве и праве Ф. Прокоповича и В.Н. Татищева, И.Т. Посошкова.

21. Правовая программа дворянства (Екатерина II, М.М. Щербатов, С.Е. Десницкий).

22. Учение Радищева о государстве и праве.

23. Немецкая школа государственно-правовой мысли (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг, историческая школа права).

24. Основные направления западно-европейской государственно-юридической
мысли в первой половине XIX века: разновидности консерватизма(Ж. де Местр, Бональд, Э. Берк), либерализма (Дж. Милль, И. Бентам, Б. Констан, А. де Токвилль.) и идеология социализма (П. Ж. Прудон, Оруэлл, А. Сен-Симон).

25. Школа юридического позитивизма Дж. Остина.

26. Государственно-правовая мысль в США в XIX в. (А. Гамильтон, Д. Мэдисон, В. Вильсон, Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин).

27. Формирование социологического направления в юриспруденции: О. Конт, Г. Спенсер, Р. Йеринг.

28. Философия Ф. Ницше: человек для себя.

29. Марксистское учение о государстве и праве.

30. Концепция социал-демократии: Ф. Лассаль.

31. Правовое учение К.А. Неволина: энциклопедия законоведения.

32. Профессиональная правовая мысль пореформенной России (А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин).


33. Особенности социологической школы права в России: М.М. Ковалевский, С.А. Муромцев.

34. Политико-правовые взгляды в России второй половины XIX – начала XX вв. Концепции русских религиозных философов (В. Соловьев, Н.Я. Данилевский).

35. Психологическая школа права Л.И. Петражицкого.

36. Проекты переустройства общества и государства русских революционеров. Правовая идеология марксизма и большевизма (Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов, В.И. Ленин).

37. Юриспруденция русской эмиграции: Евразийцы, И.А. Ильин.

38. Развитие социологии права в XX в.: Е. Эрлих, Э. Дюркгейм, Р. Паунд, Ж. Гурвич, Реалистическая школа в США.

39. Теория «Чистого права» Г. Кельзена.

40. Концепция солидаризма Л. Дюги.

41. Теория рациональной бюрократии, теория легитимности М. Вебера.

42. Развитие теории прав человека в XX в.: концепция «естественного права с изменяющимся содержанием» Р. Штаммлера, правовое учение Г. Еллинека, философия Ж. Маритена.

43. Концепция государства всеобщего благоденствия (К. Мюрдаль и др.)

44. Неолиберальные (Дж. Кейнс, А. Хансен, Дж. Гелбрейт) и неоконсервативные (Ф. Хайек, И. Кристол, М. Фридман) идеологии о праве, обществе, личности, государстве.

45. Политико-правовые концепции постиндустриального общества (X. Арендт, К. Дойч, Д. Белл, Ю. Хабермас).

Примерные тестовые задания

 

1)Основные этапы развития политико-правовой мысли и их основное содержание:

1)

2)

3)

4)

2) Основные направления политико-правовой мысли в Древней Индии:

а) Брахманизм

б)Буддизм

в) Легизм

г) Моизм

д) Даосизм

е) Конфуцианство

ж) Солипсизм

з) Космизм

3) Основные категории учения Конфуция это:

а) Благородный муж

б) Человеколюбие

в) Правила ритуала

г) Дао

д) Порядок и прогресс

е) Закон и порядок

ж) Судьба

з) Чистое право

4) Платон был сторонником частной собственности:

а) да;

б) нет;

в) для некоторых сословий (каких).

 

5) Авторами теологических концепций государства и права были:

а) Платон;

б) А.Августин;

в) Н.Макиавелии;

г) Ф.Аквинский;

д) Сократ;

е) Аристотель.

6) Учение о законах в теологической традиции принадлежит:

а) И.Златоусту;

б) А.Августину;

в) Ф.Аквинскому;

г) М.Падуанскому.

7) Автором теории двух царств в трактате «Град Божий» был:

а) И.Златоуст;

б) А.Августин;

в) Ф.Аквинский;

г) М.Падуанский.

8) Естественное право в трактовке Ф. Аквинского:

а) Право на жизнь, свободу и собственность,

б) Естественное право с изменяющимся содержанием;

в) Право плодиться и размножаться, быть в безопасности;

г) Социально-экономические права и гарантии.

9) Политико-правовые идеи раннего социализма разрабатывали:

а) Н.Макиавелли;

б) Б. Спиноза;

в) Т.Кампанелла;

г) Г.Гроций;

д) Т.Мор,

е) Конфуций

ж) Д. Дидро


10) Кто из французских просветителей отрицал теорию договорного происхождения государства, а считал, что оно возникает в результате войны:

а) Вольтер;

б) Ш.Мотескье;

в) Ж.-Ж.Руссо;

г) Дидро.

11) Основные понятия эпохи Просвещения в Италии и Германии – это:

а) общественный договор, естественное состояние, гражданские права;

б) философ на троне, идеальное государство;

в) монархия, естественное право, приоритет церковной власти над светской.

12) Авторы политико-правовых концепций эпохи Английской революции это:

а) Т. Гоббс;

б) Д. Локк.

в) Дидро;

г) Пуфендорф.

13) Представители немецкого и итальянского просвещения это:

а)

б)

в)

14) Каковы особенности отношений церкви и государства в теории общественного договора французских просветителей:

а) церковь во главе государства;

б) разделение сфер влияния;

в) государство выше церкви.

15) Кто из французских просветителей был противником разделения власти:

а) Вольтер;

б) Монтескве;

в) Дидро;

г) Руссо.

16) Основными методами государственного управления согласно политическому учению Ивана IV, являлись:

  1. Страх и гроза;
  2. Закон и благодать;
  3. Право и закон;
  4. Убеждение и принуждение;
  5. Благодать и истина.

17) Юрий Крижанич предвосхитил (обосновал) такую идею Петра I, как:

  1. Установление дисциплины в обществе путем введения жестких (людодерских) законов;
  2. Ослабление крепостничества и поощрение свободного труда в России;
  3. Установление приоритета аристократической власти и сильного представительного органа в государственном управлении;
  4. Укрепление авторитета Церкви и православной веры;
  5. Развитие отечественной промышленности и ремесел, отрицание любви ко всему чужому, иностранному.

18) Основной идеей учения Феофана Прокоповича являлась идея:

  1. Власти монарха, ограниченного естественно-правовыми законами;
  2. Власти монарха, ограниченной сословно-представительным органом;
  3. Абсолютной власти монарха при существовании неотчуждаемых прав человека и гражданина;
  4. Централизованной власти, не скованной Церковью и народом;
  5. Абсолютной власти монарха, опирающегося только на силу и авторитет Церкви.

19) Два основных зла России, с точки зрения А.Н. Радищева:

  1. Самодержавие и крепостное право;
  2. Самодержавие и отсутствие народовластия;
  3. Крепостное право и отсутствие народовластия;
  4. Отсутствие народовластия и сословность российского суда;
  5. Сословность российского суда и крепостное право.

20) Юрий Крижанич первый политический мыслитель России, который ввел понятие:

  1. Морали – как основы государственного управления
  2. Права – как нормативно-ценностного регулятора общественных отношений;
  3. Политики - как науки об управлении народом;
  4. Благодати – как одного из правовых понятий Священного Писания;
  5. Обычая - как одного из источников права России.

21) Согласно учению Феофана Прокоповича государство возникло на основании теории:

  1. Общественного договора;
  2. Органической;
  3. Формационного подхода;
  4. Патриархальной.

 

22) Красной нитью через весь политический трактат Екатерины II – «Наказ» проходит мысль о том, что:

  1. Воля монарха обязательно должна подчиняться закону в государстве «Просвещенного абсолютизма»;
  2. Закон – это основа государства «Просвещенного абсолютизма»;
  3. Воля народа – единственный источник власти в государстве «Просвещенного абсолютизма»;
  4. Нормы уголовного и уголовно-процессуального права должны соответствовать законодательству Европы.
  5. народ, в случае нарушения государем его прав, имеет право на восстание.

23) Основные понятия теории М. Вебера это:

  1. Факт солидарности, норма солидарности, проект позитивной организации общества;
  2. Институционализм, государство как социальный институт, централизация права;
  3. Традиционная, харизматическая, рационально-легальная легитимность, теория рациональной бюрократии, этика государственной службы;
  4. Чистое право; право как иерархия норм права; основная норма, общие нормы, решения судей.

24) Основные понятия теории Р. Штаммлера это:

  1. Конвенциональные нормы, право как социальное воление, концепция «естественного права с изменяющимся содержанием»;
  2. Факт солидарности, норма солидарности, проект позитивной организации общества;
  3. Институционализм, государство как социальный институт, централизация права;
  4. Традиционная, харизматическая, рационально-легальная легитимность, теория рациональной бюрократии, этика государственной службы;
  5. Чистое право; право как иерархия норм права; основная норма, общие нормы, решения судей.

25) Основные понятия теории правового реализма это:

  1. Конвенциональные нормы, право как социальное воление, концепция «естественного права с изменяющимся содержанием»;
  2. Факт солидарности, норма солидарности, проект позитивной организации общества;
  3. Институционализм, государство как социальный институт, централизация права;
  4. Право как специальное судебное решение, предвзятые мнения сторон судебного процесса, бессознательные симпатии и антипатии судей;
  5. Традиционная, харизматическая, рационально-легальная легитимность, теория рациональной бюрократии, этика государственной службы.

Таблица 5.







Date: 2016-11-17; view: 1082; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию