Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Круглый стол (2 часа)
Вопросы для обсуждения 1. Развитие социологии права в XX в.: Е. Эрлих, Э. Дюркгейм, Р. Паунд, Ж. Гурвич, Реалистическая школа в США. 2. Теория «Чистого права» Г. Кельзена. 3. Концепция солидаризма Л. Дюги. 4. Теория рациональной бюрократии, теория легитимности М. Вебера. 5. Развитие теории прав человека в XX в.: концепция «естественного права с изменяющимся содержанием» Р. Штаммлера, правовое учение Г. Еллинека, философия Ж. Маритена. 6. Неолиберальные (Дж. Кейнс, А. Хансен, Дж. Гелбрейт) и неоконсервативные (Ф. Хайек, И. Кристол, М. Фридман) идеологии о праве, обществе, личности, государстве. 7. Политико-правовые концепции постиндустриального общества (X. Арендт, К. Дойч, Д. Белл, Ю. Хабермас). При обсуждении основных вопросов необходимо определить: 1. Что такое индустриальное общество и каковы его временные рамки? В чем смысл понятий «Живого права» и свободного отыскания права судьями Е. Эрлиха? Каково понимание права в социологической теории Э. Дюркгейма? Какое место занимают в данной теории понятия репрессивных и реститутивных норм, преступности и аномии? В чем состоит теория социального права Ж. Гурвича? Какова классификация и значение права в правовой теории Р. Паунда? Основные концепции реалистической школы права: К. Левеллин (умеренное течение), Дж. Френк (крайнее течение). 2. В чем смысл концепции «чистого права» Г. Кельзена? Как, согласно данной теории Г. Кельзен понимает государство и право? Каково соотношение национального и международного права в рамках нормативистской концепции? 3. Раскройте основные понятия теории солидарности: факт и норма солидарности, позитивная организация общества, социализация собственности. Какова связь закона с нормой солидарности? Каково понятие современного государства в теории солидаризма Л. Дюги? Теория происхождения и три стороны понимания государства. Проблема образования всемирного государства. 4. В чем значение трех типов легитимности господства М. Вебера? В чем смысл теории рациональной бюрократии? Какие этапы развития права выделяет М. Вебер? Понятие современного государства и влияние юристов на его формирование. 5. Что такое «государство всеобщего благоденствия» в концепции К. Мюрдаля? Какими средствами мыслитель предполагал создать подобную правовую конструкцию? Как понимают правоведы социальное и правовое государство сегодня? Какова теория и практика их достижения? 6. Каковы условия возникновения неолиберальных и неоконсервативных государственно-правовых теорий? В чем суть отличий данных концепций от классических концепций? 7. В чем смысл понятия «постиндустриальное общество»? Каковы его основные черты и как они реализуются в современной жизни мирового сообщества? 7. Методические указания для обучающихся по освоению Обучение по дисциплине «История правовых учений» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции, практические/семинарские) и самостоятельной работы студентов. Практические/семинарские занятия дисциплины «История правовых учений» предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольно-измерительных мероприятий. Подготовка к лекции студентами заключается в следующем: · повторить материал предыдущей лекции, прочитав его повторно; · ознакомиться с темой предстоящей лекции (в рабочей программе учебной дисциплины); · ознакомиться с учебными материалами по данной теме в соответствии с предложенным списком литературы в рабочей программе учебной дисциплины или с электронными материалами, предложенными лектором; · записать возможные вопросы, которые можно будет задать лектору. Подготовка к практическим (семинарским) занятиям: · внимательно прочитать материал лекций относящихся к данному занятию, ознакомиться с учебными материалами, включая электронные в соответствии с предложенным списком литературы в рабочей программе учебной дисциплины; · подготовить развернутые ответы на вопросы, предложенные в рабочей программе дисциплины для обсуждения; · выполнить задания, если они предусмотрены в письменной форме; · понять, что для вас осталось неясными и постараться получить на них ответ заранее; · готовиться к практическим/семинарским занятиям можно как индивидуально, так и в составе малой группы; · рабочую программу учебной дисциплины необходимо использовать в качестве основного ориентира в организации обучения; Подготовка к экзамену. Систематическое выполнение всех видов заданий на лекциях, практических/семинарских занятиях, а также самостоятельная работа позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи экзамена. 8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации Примерные вопросы к экзамену 1. Особенности правовых учений Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая. 2. Создание концепций «идеального» государства Платоном. 3. Понятие государства и права в системе Аристотеля. 4. Учение Цицерона о государстве и праве. 5. Учение римских юристов о праве. 6. Трактат «О граде Божием» Августина. 7. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. 8. Правовые учения Марсилия Падуанского, У. Оккама, Я. Гуса. 9. Учение средневековых юристов о государстве и праве. 10. Учение о государстве и праве в исламе. 11. Правовые концепции в эпоху Возрождения. (Николо Макиавелли. Эразм Роттердамский). 12. Представления о государстве, праве и обществе в эпоху Реформации (Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ж. Кальвин) 13. Зарождение теории государственного суверенитета Ж Бодена. 14. Представления о государстве, праве и обществе в учении европейского социализма в XV – XVII вв. (Т. Мор. Т. Кампанелла). 15. Изменения государственного устройства и формирование государственно-правовых доктрин в Нидерландах (Б. Спиноза, Г. Гроций). 16. Правовые взгляды эпохи Английской революции (Т. Гоббс, Дж. Локк). 17. Правовые взгляды французских просветителей (Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Р. Декарт, Д. Дидро, Ж.-П. Марат, Б. Паскаль, М. Робеспьер). 18. Правовая мысль в немецком и итальянском Просвещении (С. Пуфендорф, Д. Вико, Я.-Ф. Билфельд, Ч. Беккариа) 19. Основные идеи об организации государства и права в Древней Руси (В.Мономах, Д.Заточник), и в период образования и укрепления русского централизованного государства (теория «Москва-третий Рим», философия нестяжателей и иосифлян, правовое учение Ю. Крижанича, концепция И. Грозного). 20. Учения периода абсолютизма: теории о государстве и праве Ф. Прокоповича и В.Н. Татищева, И.Т. Посошкова. 21. Правовая программа дворянства (Екатерина II, М.М. Щербатов, С.Е. Десницкий). 22. Учение Радищева о государстве и праве. 23. Немецкая школа государственно-правовой мысли (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг, историческая школа права). 24. Основные направления западно-европейской государственно-юридической 25. Школа юридического позитивизма Дж. Остина. 26. Государственно-правовая мысль в США в XIX в. (А. Гамильтон, Д. Мэдисон, В. Вильсон, Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин). 27. Формирование социологического направления в юриспруденции: О. Конт, Г. Спенсер, Р. Йеринг. 28. Философия Ф. Ницше: человек для себя. 29. Марксистское учение о государстве и праве. 30. Концепция социал-демократии: Ф. Лассаль. 31. Правовое учение К.А. Неволина: энциклопедия законоведения. 32. Профессиональная правовая мысль пореформенной России (А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин). 33. Особенности социологической школы права в России: М.М. Ковалевский, С.А. Муромцев. 34. Политико-правовые взгляды в России второй половины XIX – начала XX вв. Концепции русских религиозных философов (В. Соловьев, Н.Я. Данилевский). 35. Психологическая школа права Л.И. Петражицкого. 36. Проекты переустройства общества и государства русских революционеров. Правовая идеология марксизма и большевизма (Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов, В.И. Ленин). 37. Юриспруденция русской эмиграции: Евразийцы, И.А. Ильин. 38. Развитие социологии права в XX в.: Е. Эрлих, Э. Дюркгейм, Р. Паунд, Ж. Гурвич, Реалистическая школа в США. 39. Теория «Чистого права» Г. Кельзена. 40. Концепция солидаризма Л. Дюги. 41. Теория рациональной бюрократии, теория легитимности М. Вебера. 42. Развитие теории прав человека в XX в.: концепция «естественного права с изменяющимся содержанием» Р. Штаммлера, правовое учение Г. Еллинека, философия Ж. Маритена. 43. Концепция государства всеобщего благоденствия (К. Мюрдаль и др.) 44. Неолиберальные (Дж. Кейнс, А. Хансен, Дж. Гелбрейт) и неоконсервативные (Ф. Хайек, И. Кристол, М. Фридман) идеологии о праве, обществе, личности, государстве. 45. Политико-правовые концепции постиндустриального общества (X. Арендт, К. Дойч, Д. Белл, Ю. Хабермас). Примерные тестовые задания
1)Основные этапы развития политико-правовой мысли и их основное содержание: 1) 2) 3) 4) 2) Основные направления политико-правовой мысли в Древней Индии: а) Брахманизм б)Буддизм в) Легизм г) Моизм д) Даосизм е) Конфуцианство ж) Солипсизм з) Космизм 3) Основные категории учения Конфуция это: а) Благородный муж б) Человеколюбие в) Правила ритуала г) Дао д) Порядок и прогресс е) Закон и порядок ж) Судьба з) Чистое право 4) Платон был сторонником частной собственности: а) да; б) нет; в) для некоторых сословий (каких).
5) Авторами теологических концепций государства и права были: а) Платон; б) А.Августин; в) Н.Макиавелии; г) Ф.Аквинский; д) Сократ; е) Аристотель. 6) Учение о законах в теологической традиции принадлежит: а) И.Златоусту; б) А.Августину; в) Ф.Аквинскому; г) М.Падуанскому. 7) Автором теории двух царств в трактате «Град Божий» был: а) И.Златоуст; б) А.Августин; в) Ф.Аквинский; г) М.Падуанский. 8) Естественное право в трактовке Ф. Аквинского: а) Право на жизнь, свободу и собственность, б) Естественное право с изменяющимся содержанием; в) Право плодиться и размножаться, быть в безопасности; г) Социально-экономические права и гарантии. 9) Политико-правовые идеи раннего социализма разрабатывали: а) Н.Макиавелли; б) Б. Спиноза; в) Т.Кампанелла; г) Г.Гроций; д) Т.Мор, е) Конфуций ж) Д. Дидро 10) Кто из французских просветителей отрицал теорию договорного происхождения государства, а считал, что оно возникает в результате войны: а) Вольтер; б) Ш.Мотескье; в) Ж.-Ж.Руссо; г) Дидро. 11) Основные понятия эпохи Просвещения в Италии и Германии – это: а) общественный договор, естественное состояние, гражданские права; б) философ на троне, идеальное государство; в) монархия, естественное право, приоритет церковной власти над светской. 12) Авторы политико-правовых концепций эпохи Английской революции это: а) Т. Гоббс; б) Д. Локк. в) Дидро; г) Пуфендорф. 13) Представители немецкого и итальянского просвещения это: а) б) в) 14) Каковы особенности отношений церкви и государства в теории общественного договора французских просветителей: а) церковь во главе государства; б) разделение сфер влияния; в) государство выше церкви. 15) Кто из французских просветителей был противником разделения власти: а) Вольтер; б) Монтескве; в) Дидро; г) Руссо. 16) Основными методами государственного управления согласно политическому учению Ивана IV, являлись:
17) Юрий Крижанич предвосхитил (обосновал) такую идею Петра I, как:
18) Основной идеей учения Феофана Прокоповича являлась идея:
19) Два основных зла России, с точки зрения А.Н. Радищева:
20) Юрий Крижанич первый политический мыслитель России, который ввел понятие:
21) Согласно учению Феофана Прокоповича государство возникло на основании теории:
22) Красной нитью через весь политический трактат Екатерины II – «Наказ» проходит мысль о том, что:
23) Основные понятия теории М. Вебера это:
24) Основные понятия теории Р. Штаммлера это:
25) Основные понятия теории правового реализма это:
Таблица 5. Date: 2016-11-17; view: 1082; Нарушение авторских прав |