Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Состояние и перспективы автомобильных перевозок
Началом зарождения AT в России как отрасли экономики является 11 сентября 1896 г., когда Министерство путей сообщения издало постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Первая грузовая автотранспортная организация (АТО) была организована в 1901 г. и состояла из пяти грузовых автомобилей. Грузовые автомобильные перевозки (ГАП) существенно расширились для обслуживания промышленных предприятий и железнодорожных узлов в годы Первой мировой войны (1914—1918). Началом пассажирского сообщения можно считать 1 августа 1899 г., когда на Марсовом поле Санкт-Петербурга прошли испытания автомобилей для перевозки пассажиров. В 1904 г. в Петербурге насчитывалось 600 пассажирских автомобилей, принадлежащих разным ведомствам. Первый регулярный маршрут в России открылся в 1906 г. между Новороссийском и Сухуми. В этом же году Акционерное общество моторных карет открыло в Петербурге 15 маршрутов, соединяющих все вокзалы города. На этих маршрутах работали также двухэтажные автобусы вместимостью 26 пассажиров. В Москве регулярное движение автобусов открылось 13 августа 1908 г. На маршруте работали два автобуса вместимостью 10 пассажиров. С этого момента пассажирские перевозки стали развиваться быстрыми темпами, но в основном в междугороднем сообщении, поскольку в крупных городах основным видом городского транспорта являлся трамвай. По окончании Гражданской войны (1918—1920) в России насчитывалось около 17 тыс. грузовых автомобилей. На один автомобиль приходилось пять человек обслуживающего персонала, коэффициент технической готовности не превышал 0,31. Хотя первая в России книга по организации автомобильных перевозок В. П. Гурьева «Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов посредством компаний» была опубликована еще в 1836 г.1, только в начале 1920-х гг. появились работы, в которых на современной основе рассматривались пути повышения эффективности ГАП, анализировались зависимости производительности и себестоимости и закономерности транспортного процесса'. Активно исследовались вопросы оптимизации маршрутных расписаний и совершенствования диспетчерского управления. К началу Второй мировой войны (1939—1945) в СССР эксплуатировалось уже более 200 тыс. грузовиков и 15 тыс. автобусов. Большое значение имели ГАП в обеспечении фронтовых операций в Великой Отечественной войне (1941 — 1945). Заслуживает внимания пример использования льда Ладожского озера для организации автомобильных перевозок в блокадный Ленинград («Дорога жизни»). За две зимы по этой дороге на автомобилях с санными прицепами было перевезено более 600 тыс. т грузов и эвакуировано более 780 тыс. человек. Если до 1950-х гг. к самым тяжелым автотранспортным средствам (АТС) относились пятитонные грузовики, то в последующие годы широкое строительство асфальтобетонных дорог и повышение в несколько раз грузоподъемности грузовых АТС вывело автомобильные перевозки на новый качественный уровень. В европейских странах автомобильные перевозки заняли лидирующее положение, существенно потеснив другие виды транспорта. И только в последние годы объем автомобильных перевозок в Европе стал медленно снижаться в связи с расширением комбинированных перевозок. В России, в связи со значительной географической удаленностью мест производства и потребления продукции, ГАП главным образом развивались как средство обеспечения работы железнодорожного и внутреннего водного транспорта и для местных перевозок. К концу 1970-х гг. была создана централизованная система транспорта общего пользования, в основу которой были положены специализированные по видам перевозок крупные автотранспортные объединения. Такие объединения имели в своем составе несколько сотен единиц подвижного состава (ПС). На рис. 1.1 приведено изменение объемов грузов, перевозимых AT в последние годы. К основным изменениям, которые произошли на AT с начала экономической реформы, можно отнести: падение объемов перевозки грузов. За этот период грузооборот AT общего пользования сократился в 2,5 раза; сокращение размеров АТО. В настоящее время в одном АТО в среднем эксплуатируется пять единиц ПС, в то время как в 1993 г. это число составляло 12,5 единиц; изменение структуры парка АТС. За последнее время существенно, но пока еще недостаточно увеличилась доля АТС небольшой грузоподъемности (от 1 до 3 т); Рис. 1.1. Динамика изменения объемов перевозок на автомобильном транспорте: ----■— — общий объем перевозок; —-— — перевозки транспортом общего пользования;------— международные перевозки рост количества субъектов, осуществляющих перевозочную деятельность. В настоящее время число таких субъектов приближается к 400 тыс.; изменение формы собственности АТО. До 1991 г. практически все АТО принадлежали государству, к 1995 г. доля таких АТО составляла уже приблизительно 22%, в настоящее время частным лицам принадлежит примерно 75 % всех организаций AT. За последние годы средний темп роста парка грузового ПС (2...3%/год) соответствуют темпам экономического роста. При этом грузовой AT обеспечивает свыше 90 % суммарного увеличения объемов внутренних грузовых перевозок в экономике Российской Федерации, являясь основным видом транспорта для растущих секторов экономики. Автомобильному транспорту нет адекватной замены при перевозках дорогостоящих грузов на малые и средние расстояния, в розничной торговле, в промышленности, системах производственной логистики, в транспортном обеспечении малого бизнеса и обслуживании агропромышленного комплекса. В процессе международной интеграции значительно выросла роль AT во внешней торговле. За последние 10 лет объем перевозок внешнеторговых грузов AT увеличился почти в 12 раз. Следует отметить значительную долю автотранспортной составляющей в стоимости продукции отдельных секторов экономики: в промышленности доля автотранспортных издержек составляет не менее 15%, в строительстве — до 30 %, в сельском хозяйстве и торговле — до 40 % и более. Высокий уровень автотранспортных издержек обусловлен не только значительным объемом выполняемых перевозок, но и недостаточным уровнем государственного регулирования отрасли. Кроме того, значительное влияние на увеличение этих издержек оказывают следующие факторы: » низкая производительность грузового AT в Российской Федерации. В настоящее время производительность грузового AT в 2,6 раза ниже по сравнению с дореформенным периодом и в 4 раза ниже по сравнению с развитыми зарубежными странами. Низкая производительность AT обусловила снижение скорости движения высокоценной товарной продукции более чем в 2 раза, что требует у товаропроизводителей дополнительного увеличения оборотных средств; • низкий технический уровень отечественных АТС, высокая степень их изношенности в эксплуатации, несоответствие структуры парка АТС номенклатуре грузов и требованиям обеспечения их сохранности; • недостаточная развитость логистических систем при перемещении товарных масс другими видами транспорта, участником которых является AT, отсутствие эффективных технологий в грузоперерабатывающих узлах и слабое развитие высокомеханизированной терминальной сети, особенно для междугородних перево30K; • высокая ресурсоемкость. Автомобильный транспорт является наиболее ресурсоемкой транспортной отраслью. На его долю приходится приблизительно 2/3 объема всех нефтяных топлив, потребляемых транспортом, причем структура потребления топлива на AT и соответствующие удельные показатели весьма далеки от достигнутых в развитых странах. Эти факторы свидетельствуют о чрезвычайной важности повышения эффективности работы AT.
Контрольные вопросы 1. Дайте характеристику транспортной продукции и особенностям ее производства. 2. Какова роль автомобильных перевозок в экономике страны? 3. Каковы основные изменения, произошедшие на автомобильном транспорте с началом экономической реформы? 4. Каковы тенденции развития автомобильных перевозок на современном этапе? Date: 2016-11-17; view: 869; Нарушение авторских прав |