Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В день рождения его императорскаго Высочества
Год Приимите вся оружия Божия, Ефес. гл. 6. ст. 13. Церковь Христова празднует ныне день храбраго Воина своего, который дражайший веры своея залог почел больше, нежели собственную жизнь свою, и ополчившись оружиями Божиими, мужественно стал противу тех, кои на похищение онаго сокровища Его напрасно устремилися. В сей же день и Всероссийский дражайший Наследник начал течение жизни своея, и взошед на театр мира, вступил в подвиг противу всего того, что бы ему препятствовать могло в получении победы над всеми могущими случиться затруднениями и иску
Оружия, коими ополченнаго воина Христианскаго представляет нам Апостол, суть истинна, правда, мир, вера, спасение, глагол Божий. И нет сумнения, что Павел, при описании таковым образом подвижника Евангельскаго, представлял себе вооружение военное: ибо в том же месте поминает он военный пояс, броню, шлем, щит, и мечь. Известно же, что сии вооружения были, а некоторыя и ныне воинами употребляются. На основании сего Апостольскаго разсуждения зделаем мы сравнение с воином подвижника Евангельскаго к большему познанию превосходства обоих героев. Воин, который помянутыми оружиями ополченный имел и дух мужественный и неустрашимый, и храбро подвизался противу неприятелей, в древности назывался Героем, то есть, полубогом. Ибо хотя язычники, храня остаток почтения к закону, и стыдилися всех таковых вмещать в число Богов: но величество их завоеваний и особливое мужество не дозволяли же и не отличить их от других людей. Воин Христианский, который вооружен изчисленными от Апостола оружиями, и ими разумно и храбро действует, по превосходству достоин имени Героя, но на ос Воин нужду имеет сражаться с неприятелями, которые завет любви и честности нарушив, ищут разорить отечество его, лишить вольности и поработить его сограждан, отнять жизнь у неповинных, и удовольствовав страсть, поставить свои трофеи на развалинах цветущих градов любезнаго жилища его. Герой Христианский имеет неприятелей, страсти и пороки, которые всегда силятся нарушить покой душевный, и свергнув разум с своего престола, дать всю силу своевольству и развращению. Неприятель опас Воин, чтоб отразить неприятельскую силу и все его ухищрения зделать тщетными, величайший подъемлет подвиг: нет труда, который бы его ослабил; нет воображения столь ужаснаго, котороеб его устрашило; нет рода смерти, который бы его поколебал. Надобно поистинне, чтоб сила Вышняго таковых сердцами управляла, и дух Господа Саваофа ободрял мысли их. И герой Христианский, чтоб силу страстей ослабить, и получить победу над искушениями, имеет нужду величайший сносить подвиг. Ибо против сих неприятелей нет отдохновения; они всегда воюют. И потому никогда оружия из рук выпускать не можно: никогда не можно слабости и не радению дать места. При малейшей неосторожности смертоносною стрелою уязвляется земнородный, которая рана неизцелима, разве обмыта будет горькими слезами покаяния. Воин имеет различныя оружия, щиты, копия, мечи и прочия орудия, коими защищает себя от нападений неприятельских, и тем ослабляет его силу, на отнятие жизни стремящуюся.
Воин проливает кровь, и жизнь свою приносит в жертву вере и отечеству. Жертва самая богоугодная и славная, и всех ветхозаконных жертв лучшая. Жертва токмо Христовой жертве подобная, когда Спаситель, быв сам непорочен и неповинен, за других, ихже до конца возлюби, предал дражайшую жизнь свою. Ибо как нет для нас дражае веры и отечества: так и жертвы за них приносимыя ничто не может быть любезнее и почтеннее. И по Герой Христианский жертвует также самим собою и жизнию своею добродетели и благочестию. Ибо он лучше жизнь свою на всякий род смерти предаст, нежели захочет остаться явным нарушителем вечныя Божеския правды. Жертва велия и священнейшая, и всех жертв основание. Ибо жертва героя военнаго по толику есть любезна и почтенна, поелику добродетель сердце героя разполагает и поелику война для того и предприемлется, чтоб неправду постыдить, а правде торжество доставить. И для того не без основания великаго Павел жертву добродетели назвал дополнением жертвы Христовой. 3 Из числа таковых героев есть ныне празднуемый великомученик, который с женою своею и младыми детьми не устрашился жесточайшей смерти. Ибо в разженный медный вол ввержен был: О ужаса! а для чего? чтоб соблюсти любовь к тому, который дал ему дыхание и способность любить; чтоб не нарушить обязательства вечнаго закона, кото Воин получением победы над неприятелем снискивает славу и благополучие своему отечеству. Ибо доставляет ему твердый и полезный мир: пределы его от всех нападений делает безопасными, а тем самим всем государства состояниям приносит покой и изобилие. Герой Христианский, торжествуя над пороком и возносяй рог добродетели, есть красота церкве, утверждение общества, подпора законов. Ибо муж добродетельный общество и церковь созидает своим полезнейшим примером, и не дает беззаконным ослабить силу законов Божеских и гражданских. По чему естьлиб таковых по нещастию в роде человеческом не было: законы осталися бы попранны, и общества потряслися бы в своих основаниях. Воин входя во все вышепомянутые подвиги, и предая себя смертным страхам, воображает награждения, которыми он может на время пользоватьса, и то естьли судьба предохранит жизнь его: представляет безсмертие своего имени тогда, когда он сам мраком смерти покрыт быть имеет. Герой Христианский по победах своих не воображает, но усматривает светлым оком веры, вечную славу, безсмертие ис И так, благословеннии Христиане! видели ли вы превосходство и славу свою? Ибо в лице героя Христианскаго описаны сами вы. Что таковаго героя может быть величественнее? что любезнее? что славнее сего зрелища, на котором воинствует подвиж Таковое геройство тем должно быть для нас любезнее, что славы Его колесница никому невозбранена; всем открыта и мужам и женам, и знатным, и простым, и воинам, и земледельцам, и ученым, и не ученым, и богатым, и убогим, и старым, и младым: все могут торжествовать на колеснице сей: все сея славы могут быть участники. Так вы, души слабые и ползающие, которые может быть дивитесь сим торжествам, а их получить честолюбия не имеете; вы, которые без сопротивления уступаете другим венцы безсмертные, только чтоб от вас не требовал никто отчета в вашей слабости, и чтоб могли вы свободно поступать по первым движениям ваших склонностей; вы таковые, выведите себя из обмана. Вы все призваны к сему геройству: нет средины в пункте сем. Надобно или покрыту быть стыдом и безчестием с слабыми, или быть увенчанну славою с героями. Естьли же геройство Христианское толикое в себе заключает превосходство и Но нет ли таковых Богом возвеличенных мужей в недрах отечества нашего, в числе чад православныя нашея церкве? Господи Боже, покровителю наш! мы должны принести Тебе исповедание в час сей. Ибо во всю землю изыде вещание о мужестве воинов наших, и в концы вселенныя слава побед их. Храбрости их дивятся поля и горы; неустрашимость же их провозглашают волны морские. Да и сея храбрости их не суть причиною слепая отвага, или оказание крепости телесной, или чаяние токмо награждения и добычь. Нет: сии причины для них малы и низки. Их мужество на добродетели основано. Храбрости их и нещадения жизни причиною были и суть, любовь к своему отечеству, О таковых героях отечество наше ныне радуясь, и с ними вкупе торжествуя, прежде всего обращает мысль и очи свои на Твое Всепресветлейшее лице, Великая Героиня, Всемилостивейшая Государыня наша! ибо все геройства виды в Твоей душе Дух Святый начертал, и яко чрез светлое зерцало, чрез дела Твои нам их открывает. Великодушие, с которым проходиши трудный подвиг царствования, жертвуя всем покоем своим благополучию народа своего, есть мужественныя души несумнительное знамение. Просвещение, коим озаряет Тя Отец светов, в предприятии начинаний важнейших, вместе же отечеству славных и полезных, есть ясным доказательством великаго духа Твоего. Всегдашнее Твое тщание, чтоб добродетель во всех сердцах владычествовала, а порок и А Ты, Пресветлейший Государь, Наследник, дражайший виновник нынешняго нашего торжества, благоволи вникнуть в сие наше о геройстве разсуждение. Ты от Героини рожден: дух Ея Тебя одушевляет. И уже многие знаки довольно уверяют нас, что Ты расположен к мужеству, что Ты при всяких случаях являеши храбрость особы Твоея достойную. Но и сие от просвещения Твоего не скрыто есть, что прежде, нежели приступить ко оному мужеству, должно стать героем Христианским, ополчиться против порока, страсть попрать, возложить узду разума на склонности свои, и никаким искушениям духа своего ослабить не допустить. Ибо без сего оное геройство есть токмо мнимое. Без сего всякая другая храбрость бедственна и опасна. Приими убо вся оружия Божия: препояши чресла Твои истинною и просвещением: расположи течение Твое, дабы оно клонилось О управляяй царствами человеческими Боже! призрев на усердный к Тебе вопиющий России глас, сохрани для блаженства нашего сих дражайших Особ, и тем утверди слово Твое, яко всяк уповаяй на Тя, не постыдится. Аминь. Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, и Его Императорскаго Высочества 1770 года, Сентября 20 дня. СЛОВО Date: 2016-11-17; view: 274; Нарушение авторских прав |