Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В день рождения его императорскаго Высочества
Год И влас главы вашея не погибнет. Лук. гл. 21. ст. 18. Сей глас Евангельский, есть глас милосердаго промысла и человеколюбия Божия. И хотя он во всякое жизни нашея время есть утешителен; кто бо не возвеселится духом, слыша столь милостивое от всемогущаго Владыки обнадеживание: но особливо сей глас радостен должен быть, естьли его обратить к человеку на свет сей выходящему, то есть, в оную времени частицу, когда он слаб и всем опасностям подвержен; когда, говорю, вообразить, что в таковый час промысл к нему так говорит: «Создание слабое, но создание премудрых рук Божиих! в таковой твоей слабости осеняет тя сила вышняго: тебя охраняет рука Всемогущая. И по тому ни последний влас главы твоея не погибнет: ни малейший слу Как бытием и делами нашими управляет Бог всегдашним своим промыслом: то и не для чегоб было сумниться о настоящей жизни человеческой, что она есть добра сама чрез себя. Но понеже некоторые оную охуждают и окаевают; или по крайней мере почитают ее быть источником больше скуки и печали, нежели удовольствия и радости: то и настоит нужда Жизнь человеческую можно понимать двояким образом: или в начале ея, или в ея продолжении. В начале своем есть она произведение человека из небытия в бытие. Что может сего быть величественнее! выйти из бездны безплоднаго ничтожества, и взойти на театр Создателевых совершенств, смотреть везде разсеянные следы премудрости безконечной, и видеть союз, коим твари будучи связаны стремятся к единому концу для них благополучному: что сего быть может превосходнее? и льзя ли подумать, чтоб человек, в таковом состоянии поставленный, рукою всесильною мог сказать: мне скучно и горестно есть сие состояние: но не паче ли бы должен он вознести к небесам свой глас благодарный. Что же есть жизнь человека и в ея продолжении? Она есть течение дел сходных с естеством его. Течение сие должно стремиться к добродетели; а добродетель приводит к Богу. От добродетели раждается в душе истинное удовольствие: а соединение с Богом есть источником блаженства безконечнаго. Положив, что человек сея жизни не был бы участен, тем И для того слово Божие всею своею силою уверяет нас, что жизнь сия проистекла из источника Божественнаго. Оно свидетельствует, что Господь Бог вдуну в лице человека дыхание жизни, и бысть человек в душу живу: 1 Оно говорит, что долгота жития и лета жизни в деснице Господни: 2 Оно проповедует, что человек создан по образу Божию и по подобию. 3 А как в сих последних словах заключается великое человеческаго бытия преимущество, то имел причину царствующий Пророк пред Господем воспеть: что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его?умалил еси его малым чим от Ан Таковое разсуждение, кроме того, что есть истинно, и весьма есть полезно для благопоспешества сей же самой жизни, которую нам препровождать должно. Ибо положив, что жизнь наша есть благодеяние и благословение Создателево, возбудимся чрез то к благодарности и любви к Нему: щадеть станем время дней наших, в разсуждении, что праздность некоторым образом ввергает нас в прежнее небытия состояние. Ибо кто ничего не делает, оный так может почитаем быть, как бы его не было. Будем благодушны во всяком случае, то есть, трудном, скучном и нещастливом, ведая, что всеми приключениями промысл Божий свято управляет. Течение жизни сея проходить будем радостно, и спокойно последние часы наших дней окончим, остаясь во уверении, что сей предел есть свят и справедлив. Но естьлиб принять противное мнение, то есть, что жизнь сия есть суетна и горестна: весьма неприятныя могут из того произойти следствия, а имянно: будем скучать жизнию своею, и роптать на того, которой нам оную даровал: бросим себя в некоторый род уныния и разслабления: а чрез то к понесению должностей и ко взаимным А хотяб и подлинно, положим на один час, жизнь сия была горестна и суетна: то не знаю, какое бы намерение тот имел, который бы охотился таковое наше нещастие представлять ежечасно пред очи наши, и сию рану, вместо того, чтоб лечить, больше бы оную разтравлять старался. Печаль и уныние всегда худые по себе оставляют следы: ибо мешают с благодушием проходить свое знание; а чрез то отъимают наилучшее средство к благополучию и временному и вечному. А естьли и надобна в жизни сей печаль; то не иная, разве каковую похваляет Апостол Павел, которую и называет он печаль яже по Бозе. 5 Она состоит в чувствительном терзании совести по соделании греха; ибо чрез таковую печаль грех истребляется; следовательно, и сия печаль надобна для истребления ея же самой; дабы снискать чрез то спокойствие и радость духа. К Таковая мысль во первых происходит в некоторых от нещастливаго мелянхолическаго состава их расположения. Они имея мысль помраченную разными скучными воображениями, и мучась непрестанно внутренним безпокойством, все уже себе представляют не веселым, худым и испорченным; все им не нравится; все досадно; и из таковой своей собственной жизни делают генеральное заключение о жизни всех в обще: подобно как человеку, имеющему глаза болящия иктерическою болезнию, все представляется желтым. Но таковые люди не столь обвинения, сколь сожаления достойны: ибо их произволение не весьма бывает действительно по нещастию природы, или воспитания. Второе происходит часто поминаемое мнение и от непрямаго выразумения некоторых мест священнаго писания. На многих местах писания святаго подлинно находим мы, что жизнь сия описывается жизнию суетною, горестною и окаянною. Мы можем некоторыя места именно здесь привести. Пророк Давид с жалобою гово Но как все учение писания Божественнаго справедливо почитается учением Святаго Духа: то по сему и не можно помянутыя слова так разуметь, чтоб оныя прямо охуждали жизнь человеческую, которая есть Бога человеколюбиваго дар дражайший. Но как же их толковать и разуметь надобно? разуметь надлежит не о жизни человеческой вообще, но о жизни человек некоторых. А имянно: суетна есть жизнь того, который оную в суете, то есть, в одних забавах с потерею душевнаго совершенства, и с упущением своея должности препровождает. Горестна есть жизнь того, который не зная или потеряв вкус сладости добродетели, думает оную найти во услаждении страстей. Окаянна есть жизнь того, который пороками и беззакониями оную безчестя, делает еще ее путем ведущим к вечному нещастию. Подлинно таковых людей жизнь есть суетна и нещастлива; и весьма оную окаевать А естьлиб оныя писания святаго слова взять генерально о жизни человеческой: то должнаб назваться жизнь суетною и того, который упражняется мыслию и сердцем в делах к пользе благочестия и общества служащих. Былаб жизнь горестна и того, который сладчайшими добродетели плодами душу свою всегда питает. Былаб жизнь окаянна и тех, кои святостию яко солнце в мире просияли. Но можно ли столь нам быть отважными, чтоб к нещастию своему так думать о жизни тех, коих примеру мы последовать должны? Что же жизнь сия называется краткою, во мгновении ока преходящею: и сие разумеется в сравнении вечности, пред которою не только она есть кратка, но почти ничто. Однако сие не мешает быть и называться жизни нашей долгою, когда она состоит в пределах от премудрости вечныя назначенных. Подлинно может она кратка быть и по самой себе; но для онаго, который пороками и страстьми ее сам себе сокращает, и сам себе препятствует пользоваться благостию Господнею. Но при сем может сказать кто, что различныя страсти, труды, скуки и нещастия, коими наполнена жизнь сия, мо Однако притом в предосторожность людям, по душе разслабленным, естьли они между нами по нещастию находятся, Но уже время окончать нам, слушатели, свою беседу: токмо молю, да не пренебрежем забвением сие разсуждение; понеже оно к благопоспешеству жизни сея служит с величайшею пользою. Да затвердим в своей мысли и сердце, чтоб жизнь сию не препровождать в праздности: ибо по толику она есть блаженна, поелику в движении добрых дел находится, а без того жизнь не есть жизнь, но некоторое мертвое и безобразное жизни изображение. А К большему же изъяснению разсуждаемыя истинны, дозволь нам, Всемилостивейшая Государыня, в пример привести Твою Богом управляемую жизнь. Две причины мы к сему имеем. Первая, что как жизнь тем свойственнее жизнию почитается, чем она в большем благих дел движении состоит: то чия же жизнь толикими делами и попечениями есть упражнена, как не Твоя МОНАРШАЯ? Мысль Твоя простирается и к внутреннему государства учреждению, и ко внешней онаго обороне, и ко устроению общия пользы, и ко удовольствию каждаго, и разсуждением, и повелением, и словом, и пером, и советом, и наставлением и другими многочисленными способами. Вторая причина, что жизнь Твоя, яко жизнь МОНАРШАЯ, есть естественное жизней наших основание, и самый лучший их же образец. Ибо естьли взять жизнь за течение дел: то наши жизни суть некоторые потоки, которые как начало приемлют от пространнаго действий Твоих моря, так в оное же паки обращаются. Проходи убо, Помазанница Господня! сей подвиг тем охотнее, что от него зависит А Ты, Благоверный Государь! вонми сие разсуждение наше, и оное приими вместо должнаго от нас в настоящий день Тебе поздравления. Ты ныне совершаеши день Твоего в мир сей вшествия. Открой убо Свою благодарность вопервых оживляющему все твари, и содержащему в своей руке духи сильных земли; а притом и сему Божественнаго о Тебе промысла богоизбранному Орудию, дражайшей Родительнице Своей: докажи же свою благодарность прехождением течения своего в благодушии, и исполнением обязательств, которыя на Тебя возложили Бог и естество, вера и отечество. И как мы уверены о Твоих благих склонностях: то и уповаем, что колесница Твоя чем выше восходит на гори Господи! пред лицем Твоим предстоит днесь Помазанница Твоя, вознося пред Тобою и дарованный Ей от Тебя плод, предстоит же с жертвою благочестия и благоговения. Ты благослови дни Их, и за известную Тебе Их добродетель, обрадуй всех нас славою, миром и тишиною. Аминь. Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и Его Императорскаго Высочества, в придворной церкве 1769 года Сентября 20 дня. СЛОВО Date: 2016-11-17; view: 296; Нарушение авторских прав |