Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В день рождения его императорскаго Высочества
Год Тако тецыте, да постигнете. 1. Корин. гл. 9. ст. 24. Когда воспоминаем мы день, в которой Бог любезнаго Августейшия Матери Сына и Высокаго Великия Монархини нашея Наследника, произвел в мир; тогда на память мне приходят оныя Апостольския слова: Тако тецыте, да постигнете. Ибо жизнь сия есть некоторой род течения, и человек, чрез рождение выходя из своего ничтожества, вступает в славный добродетели подвиг. В сем подвиге, чтоб течение наше было несуетно, чтоб сражение славно, чтоб получение намерения несумнительно, божественный Апостол возбуждает нас сими словами: Тако тецыте, да постигнете. Выведены вы из небытия в бытие, которое есть началом Тако тецыте, да постигнете. Апостол сии слова писал к Коринфянам, у которых между разными, так называемыми, Олимпийскими играми было во употреблении бегание на колесницах. Кто Но чтоб подробнее взойти нам в сие нравоучительное разсуждение, посмотрим 1. все ли текут? 2. все ли так текут, как надлежит? 3. кто законно течет, и непогрешительно постигает? Не льзя сказать, чтоб все были в подвиге течения. Люди, которые опочивают в недрах праздности, у которых все члены от роскоши изнежены, не могут понести трудов, каких требует добродетели подвиг. Они любят ходить по цветам, они страшатся взойти на оную священную высоту, на верху которой поставлен храм добродетели. Ибо чрез праздность разслабили они все силы телесныя и душевныя, естественныя способности умертвили, погасили дух благородства, и Божие превратили на Но суть и такие, которые и текут, но не постигают; которые хотя и подвизаются, но не увенчаваются. Их Апостол означил сим кратким словом тако:Тако тецыте: из чего разуметь можно, что не все так текут, как подлежит. За таковых почесть должно корыстолюбцев и честолюбцев. Корыстолюбцы во всех своих делах смотрят на корысть, и за то не принимаются, от чего не надеются себе прибытка получить. Но надобно различать пользу и корысть. Под именем корысти разумеется приращение к богатству: а польза все то заключает, что каким либо образом служит к совершенству нашему. И потому подлинно нет действия честнаго, котороеб вместе и полезно не было; но не льзя сказать, чтоб оно всегда было и прибыточно: а напротив не редко случается, что честность действия заставляет добродетельнаго человека жертвовать ей тратою своея корысти. Однако сия трата довольно награждается другою превосходною пользою, которая, ежели не в другом чем, так по крайней мере состоит в Однако совсем тем они текут, то есть, много сносят трудов, не дают покоя мыслям и очам сна, выдумывая с великим затруднением разные способы ко удовольствию своея корыстолюбивыя склонности. Текут они, но не постигают: подвизаются, но лишаются венца, не для того, акиб мало подвизалися; но для того, что не так текут, как требует пра Другой род всуе текущих суть честолюбцы. Нет употребительнее сего слова, честолюбие: и обыкновенно говорят, что надобно делать добро по честолюбию, что желание чести есть побуждением к добродетели. Но чем употребительнее сие слово, тем больше потребно оное изъяснить и определить ему настоящий разум. Ежели под именем чести разуметь, так как обыкновенно разумеют, доброе людей о ком нибудь мнение, и сие мнение почитать единственным побуждением к добродетели: то добродетель может остаться в опасном положении. Для чего? для того, что люди не редко обманываются: почему иногда к тому доброе мнение привязывают, что онаго недостойно. Для того, что люди не всегда бывают безпристрастны: и потому не редко добродетель При сих превратных человеческих мнениях, что надобно делать тому, который бы исполнял добродетель по одному побуждению получить за то честь, и чести бы не получил? Что тому делать надобно? Бросить добродетель, или по крайней мере разслабнуть в сем подвиге, не получив того конца, для котораго он все свое де Скажи ты нам ныне церковию празднуемый мученик! Чем ты себя утешал во страданиях? Мы видим, что мир мало делал чести твоей добродетели, когда огнем сожигал священное тело твое. Но уверяет нас Дух Святый, что ты утешал себя самою добродетелию. И потому она столь же любимою казалась тебе и на огне, как бы опочивала и на престоле. Хотя люди и иное о добродетели твоей дума Так какоеж побуждение к добродетели должно иметь, справедливо спросит кто? На сие ответствую, что добродетель достойна любима быть сама для себя. А из сего да не подумает кто, что я добродетель представляю будто сухою и безплодною; нет: не отделяю я от добродетели выгод тех, кои от нея разлучиться не могут. Такия выгоды суть вопервых внутреннее сладчайшее совести удовольствие, и неизглаголанное духа спокойствие, которое никто от добродетельнаго отнять не может; ни время, ни хитрый клеветник, ни злый ненавистник, ни тать, ни страсть. Второе честь; да какая? которую добродетель имеет у Бога: награждение, какое ей предоставлено у праведнаго всех вещей правителя и судии. Сии выгоды от добродетели суть неотъемлемы: они вечны: и не льзя их истребить, не истребя самую добродетель. Сии-то выгоды к исполнению добродетели возбуждать нас должны. Чтож? Надобно ли со всем презирать честь мирскую? Нет: надобно желать, чтоб все люди доброе о добродетельных имели мнение, и их бы только одних почитали. И потому когда за добродетелию следует и мирская честь; оную употреблять надлежит в свою пользу: а Сие разсуждение берет свое начало из оснований Евангельских: а Евангельское намерение есть, чтоб подкрепить людей по Евангелию честных, но от мира нелюбимых; чтоб подать утешение добродетели в случае ея неласковаго от мира приема. Кто по сим Христианским истиннам поступает, мир на нем и милость. Кто таковым образом течет, правильно течет, и законно подвизается: течет и постигает: постигает внутреннее духа спокойствие, совести радость сладчайшую, почесть от руки Вышняго, венец славы небесныя неувядаемый. Получает же часто честь и от мира: ибо добродетели сила столь велика, что иногда и самых развращенных почитать себя принуждает. Теките убо, о Христиане! сим путем, которой вам истинна назначает, и поспешайте к той мете, которую вам предлагает Евангелие. Вы призваны в подвиг сей: совлачайтесь одежды тления, исполняйте свои звания, не ослабевайте в них: почтите добродетель паче прибытков, и паче мира мнений. Впрочем будьте уверены, что не погрешите вы в своем течении: приимет вас славы колесница, и сей А Ты Благочестивейшая Государыня наша! благоволи предшествовать нам в сем подвиге. Известно, сколь пример Твой в сем, как и во всяком случае есть действителен. Да и обязана Ты верховным Правителем, священною рукою Своею отверзать нам дверь к течению благословенному. Мы предводительствуемые Тобою и вооруженные истинною, пойдем на брань против всего того, что не имеет мира с добродетелию, что нарушает блаженство наше. Пойдем же в известном уповании, чтоб наконец воспеть нам пред Богом победительная во гласе веселия и радования. И хотя сие с трудом и не малым соединено; но сладко видеть детей, матерними следами шествующих и носящих пред Тобою ветви благоделания. Но почто я сие говорю? текущую да еще с великою славою, к течению побуждаю? Известны Твои труды: известен в добродетели подвиг. Я, и со мною всяк воображает с сладостию оную добродетели борьбу, которая недавно оказалась в лице Твоем. Одна добродетель приносила Тебе титлы: другая их принять отрицала. Славное сражение! чтож наконец? Добродетель Внимай сим разсуждениям, и зри примеры, Ты Благоверный Государь Цесаревичь! дражайший торжественник наш! зри примеры столь Тебе близкие, или паче сказать, домашние. При благополучном течении лет Твоих, при умножающейся нашей о том радости, при возрастающей всего Отечества о Тебе надежде, что пристойнее сего Апостольскаго слова можем мы Тебе сказать: Тако теките, да постигнете? Течение Твое всех очи на Тя обращает желающих быть участниками, наслаждаться торжеством Твоим. Употребляй в пользу сии желания: прославь надежды наша: исполни чаяния. Слыши; Бог глаголет Тебе с небес святых своих: Сыне! даждь ми Сердце Твое. 4 Не отрицай сего требования столь справедливаго, и столь Тебе полезнаго. Отдай сердце Свое тому, кто его О взираяй на все дела смертных, и оныя праведно увенчаваяй Боже! не преставай Монархиню нашу и дражайшаго Сына Ея покрывать безсмертною Твоею десницею: Ты сотворил Ю Матерь Наследника и нас увеселяющую: возвесели и Ея сердце так, как веселится Мать о любезных чадах своих, Аминь. Сказывано в Москве в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и Его Императорскаго Высочества в придворной церкви 1767 года, Сентября 20 дня. СЛОВО Date: 2016-11-17; view: 297; Нарушение авторских прав |