Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В день рождения его императорскаго Высочества Благовернаго Государя Цесаревича и великаго Князя Павла Петровича
Год Возложат на вы руки своя и ижденут, Лук. гл. 21. ст. 12. Ныне чтенное Евангелие, по причине церковию празднуемаго в сей день, пострадавшаго за истинну, святаго Евстафия, дает нам знать, что не всякая ревность по Бозе есть приятна Богу. Ибо к действию, самому чрез себя похвальному, естьли примешается страсть: тогда она все портит и своею строптивостию развращает путь Божественный.
Взираю убо к Тебе, Господи Боже! Ты недостаточное слово мое разтвори солию благодати Твоея к общей пользе нашей.
Взяв ревность в таковом разуме, не видно, чтоб в Ней что нибудь было не похвальное. Ибо гореть духом, чтоб слава Божия во всех концах вселенныя была проповедуема; чтоб все люди святым к Богу и почтению его руководством были просвещенны: в разсуждении сего гореть духом, то есть, изыскивать к тому справедливые и человеколюбивые способы, есть дело всякой похвалы достойное. Ибо сим доказывается любовь к Богу, к ближнему, любовь к истинне, которую мы не скрываем под спудом, но поставляем на свещнике, да светит всем, и да руководствует всех. И для того Святый Павел учит: добро, еже ревновати всегда; однако притом прибавляет, в добром. 1 Но сие есть нещастие человеческаго рода, что часто и в самыя святыя действия вкрадывается злоупотребление и добродетель в порок обращает. Сие бывает, когда человек выходит из своих пределов, и не управляя себя разумом, страсти следует. Ревность по Бозе чем больше в себе имеет жару и горячаго стремления, тем Какия же из таковой ложной ревности могут произойти следствия, ежели не худыя и вредныя? Отсюду вопервых последует гонение, чтоб заблуждающаго, вместо того, чтоб исправить и привести на путь истинны, истребить от земли живых. Вместо учения, увещания, доказательств, вместо всех нравоучительных и благоразумных способов, будет свирепствовать один дух нетерпимости, как-то многия века печальными примерами то нам больше, нежель надобно, доказали. В подробность таковыя свирепости описывать оставляю, чтоб тем скрыть стыд человеческаго поползновения; а только при сем приметить должны, что человек, таким образом гонимый, не только о истинне не уверяется ни мало, но еще в мнении своем ожесточается более. Ибо он, не видя иных доказательств, кроме насильственных, по справедливости заключить может, Никто столько тяжести ревности гонительной не почувствовал на себе, сколько благословенное христианство. Основатель веры нашея, по слепому стремлению народа и по корыстолюбивой ревности Фарисеев, первый имел нужду испить чашу смертную. То-же предрек он и проповедникам истинны Своея, которые и понесли самым делом тяжкий крест сей: и кровь христианская пролилась источниками. В первенствующия христианства времена все почти храмы основаны были на гробах мученических, да и ныне церковь Христова большую часть Но ах! пусть бы так было, что язычество, покланявшееся воинским Марсам и громопоражающим Юпитерам, такою ревностию себя опорочило. Но и между исповедающими имя кротчайшаго учителя, во смирении котораго суд его взятся, были подобные замахи. Оный жар ревности, который должен воспалять сердце христианина, и у христиан часто был жар неспасительный. Слепота не знающая положить пределов истинной ревности, страсть мщения и корысти, часто производили следствия погибельныя, не христианства, но язычества достойныя. Темный запад много нам таких примеров показал. Признаться надобно, что таковые ревнители великий делают стыд Евангелию, учению кротости и человеколюбия наполненному, Евангелию, учащему любить врагов своих, и, огнь с небеси свести хотевших, удерживающему; Евангелию ублажающему кротких, и похваляющему ревность, но по разуму. Когдаб все сие они вообразили, устыдились бы и ужаснулись, сколь далеко Да не подумает кто из сего, акиб мы ревность по Бозе совсем уничтожали, или каким нибудь образом ослабить ее старались. Никак. Сиеб было истребить благороднейшее духа Божия действие. Но на против гласом самой истинны утвердить можно, что великагоб развращения знак был, естьлиб кто совсем погасил в себе дух ревности справедливыя, что можно назвать недугом несоболезнования, или нечувствительности. Сие происходить может от незнания веры своея, или от нетвердаго о истинне ея уверения: как-то обыкновенно бывает в тех, которые иное исповедуют, а другое в сердце признают. Так как же бы в таком мог возгореть какой либо жар Божественный? Следствия таковой холодности не меньше вредны, как и ревности безразсудныя: понеже из того может родиться безобразная смесь различных мнений, и превращение правил нравоучения. Ибо естьли всех до нравов надлежащих действий основание есть справедливое мыслей расположение; следовательно не льзя худо думать, а делать хорошо, то различныя и между собою несогласныя мнения не будут ли слабым и опасным правилом человеческих поступок; особливо в обществе: в обществе, го О блажен тот, кто обоих сих крайностей убегает! Кто среднею и Царскою идет дорогою, отвращен от злой и безразсудной ревности; но управляем священным огнем ревности мудрыя и человеколюбивыя! В таковой ревности должна быть преданность к вере нежная, но без суеверия; усердие к истинне безкорыстное; любовь к ближнему чистая и нелицемерная; чтоб не подать другим немощным соблазна, осторожность благоразумная. Таковый ревнитель есть верный церкве сын, общества член мудрый и благороднейший, всех любящий и от всех любимый. Святое писание в пример истинной ревности между многими представляет нам Таковою ревностию всякой Христианин украшать себя должен: а особливо служители церкви сим огнем от жертвенника Господня возженным устне свои и сердце воспалять обязуются, убегая безразсуднаго стремления, противнаго человеколюбию и кротости Христианской: да помышляют день и нощь о справедливых средствах ко утверждению добродетели и к разширению царства Иисус Христова: да бдят о стаде своем, да не кий волк восхитит и разгонит овцы; чтоб могли из глубины чистыя совести сказать: ревную по вас ревностию; да ревностию не человеческою, но ревностию Божиею.
А Ты, Пресветлейший Государь Наследник! в сей день рождения Твоего нам радостнаго и вожделеннаго, ни чем святее мысль свою утрудить не можешь, как размышлением благодеяний тоя великия особы, посредством которыя в сей день бытие Тебе даровал Бог. Да вообразит со всяким вниманием мысль Твоя Ея болезни, Ея попечение и труды о воспитании Твоем, и благополучии жизни Твоея. Размышление сие одолжает Тебя, Благоверный Государь, гореть к Ней любовию сыновнею, благодарностию усерднейшею: а благодарность сия состоит в соответствовании Ея и всея России о Тебе желанию и чаянию. Но о блаженство наше! наследник Всероссийский возрастает летами и дарованиями, обогащается просвещением, наполняется святою ревностию к Богу и к истинне, приближается к своему совершенству: а тем веселит Августейшую Родительницу Свою, веселит всех нас, и тем венчает желание наше.
Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и Его Императорскаго высочества в придворной церкви в Санктпетербурге 1768 года, Сентября 20 дня. СЛОВО Date: 2016-11-17; view: 294; Нарушение авторских прав |