Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историческая справка.
Особый период в истории Русского Севера связан с включением в состав Древнерусского государства в XI – XII вв. огромных северных территорий и первым славянским заселением. На первом этапе закладывалась сеть водно-волоковых путей, связывающая Новгород и Ростов Великий с северной периферией Восточной Европы. Местное финно-угорское население не истреблялось и не изгонялось – происходил постепенный процесс ассимиляции. В целом, на территории Кенозерья в XI – XII вв. коренное население уже восприняло русский язык, культуру производства и быта. В редких случаях оно отступало в глубинные районы, где сохраняло дохристианский образ жизни. Поток славян направлялся со стороны Новгорода. Один путь шел по Водле, Кенозеру, Кене, верхней Онеге, Емце; другой – по Вытегре, Важозеру, Лачеозеру, верхней Онеге; третий – по северному побережью Онежского озера, Выгу, Выгоозеру, Белому морю, Двине. Начавшийся приход с юга славянских поселенцев («ростово-суздальская колонизация»), владевших ремёслами и техникой землепашества, отличался по значению и смыслу от новгородского освоения. На берегах озёр в этот период появились селения с рублеными деревянными домами. Так постепенно, на побережьях Кенозера, Лекшмозера и других озер, формировалась сеть поселений. Она была призвана обслуживать пути и будущие погосты. Огромную роль в освоении Севера сыграл Кенский волок – первый волок на магистральном пути из Новгорода в Поморье, соединивший речные системы бассейнов Белого и Балтийского морей. Первые упоминания о Кенском волоке встречаются в уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича (1137 г.), но возник он гораздо раньше. Вплоть до конца XVII в. этот водный путь из Новгорода в Каргополь, Холмогоры и Архангельск оставался важной транспортной магистралью. В настоящее время Кенский волок отличается исключительной сохранностью исторического ландшафта: от некогда оживлённой трассы остались старая волоковая дорога длиной 6 км от д. Заволочье до д. Яблонь-Горка с тремя маркирующими волок часовнями. В XIV – XVI вв. в связи с истреблением ценного пушного зверя охотничий промысел переместился на северо-восток Европейского Севера и Сибирь. В это время освоение края было направлено вглубь территорий на водоразделы и приобрело выраженный земледельческий характер. Среди леса расчищались подсеки, со временем превращаясь в постоянно используемые пашни и выгоны для скота. Через подсечное земледелие и пользование лесными ресурсами значительно менялся ландшафт. Закладывались основы земледельческого крестьянского хозяйства, начинали активно развиваться промыслы и ремесла: рыболовный и сельскохозяйственный промыслы, кузнечное, гончарное, плотницкое и столярное ремесло, прядение и ткачество. Они были ориентированы преимущественно на собственное потребление. В 1478 г. Москва окончательно включила северные новгородские земли в состав единого Русского государства и экономическая ориентация для края изменилась. Возросло значение вначале Каргопольско-Онежского, а с XVI в. Сухоно-Двинского торговых путей. Последующее развитие международного торга по царскому указу 1585 г. в низовьях Северной Двины и основание г. Архангельска значительно понизили роль Онежского пути, а в особенности Кенского волока. Изменение ситуации содействовало консервации культуры отдаленного Кенозерья и его хозяйственного уклада. Произошло формирование своеобразной культуры Русского Севера, создание самобытного хозяйственно-культурного уклада жизни и этико-эстетической системы мировоззрения в результате взаимодействия элементов финно-угорской культуры «леса» и славянской культуры «поля». В наследии Кенозерского национального парка это своеобразие представлено наиболее ярко. Часовни с «заветами», «святые» рощи с поклонными крестами и ансамбли погостов – примеры и сейчас живущих культурных традиций. Археологические памятники древней истории и особенно средневековья на Кенозерье еще мало изучены, но аккумулируют огромную историческую информацию и претендуют на важное место в общем контексте культурного наследия Севера. [2] Date: 2016-11-17; view: 273; Нарушение авторских прав |