Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение социального и биологического в структуре индивидуальности





Б.Г. Ананьевсчитал, что для понимания структуры психологических свойств необходима интеграция знаний о человеке. Принципиальным Ананьев считал выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств человека. Соответственно этому он рассматривал в структуре психологических свойств человека, с одной стороны, свойства индивида, а с другой – свойства субъекта деятельности и свойства личности. Индивидные или природные свойства человека образуются двумя группами характеристик: во-первых, принадлежностью к определенному полу (половым диморфизмом) и, во-вторых, конституциональными и нейродинамическими особенностями.

Первая группа этих характеристик связана преимущественно с половыми различиями в психофизиологических, сенсо-моторных и сенсорно-перцептивных функциях. Половые различия в этих функциях обнаруживается на протяжении всей жизни человека и зависят от возраста: чем старше становится человек, тем больше дифференцируются его свойства и тем более отчетливо проявляются половые различия. Взаимозависимость половых и возрастных различий настолько велика, что Ананьев счел возможным рассматривать их как единую группу – возрастно-половые свойства.

Во вторую группу свойств входят индивидуально-типические свойства: особенности телосложения, биохимические свойства (гуморальные и эндокринные) и нейродинамические свойства. Их название – индивидуально-типические являются отражением истории изучения этих свойств: все они изначально исследовались в рамках типологических концепций.

Половые, возрастные и индивидуально-типические свойства являются первичными индивидными свойствами и образуют трехмерное пространство, в котором формируются вторичные индивидные свойства – психофизиологические функции и структура органических потребностей.

Высшим уровнем индивидного уровня являются задатки (на основе которых формируются различные склонности и способности) и темперамент.

Свойства субъекта деятельности характеризуют человека как субъекта познания, общения и труда. Так, в познавательной сфере человека показателями свойств человека как субъекта деятельности являются особенности внимания, памяти, интеллекта и т.д. Интеграцией этих свойств (высшим уровнем в иерархии субъектных свойств человека) являются способности.

Особенности личностной сферы связаны, прежде всего, со статусными социальными ролями и структурой ценностей. Эти первичные образуют вторичные свойства личности, определяющие мотивацию поведения. Интеграция вторичных свойств, т.е. еще более высокий уровень в иерархии свойств личности, образует характер человека и его склонности.

Все эти группы свойств формируются во взаимодействии человека с окружающей его действительностью, т.е. все они обладают характеристиками открытой системы. Именно благодаря тому, что они являются характеристиками открытой системы, они доступны для объективного познания. Однако для того, чтобы понять целостность человеческой индивидуальности, необходимо, по мнению Б.Г. Ананьева, представить человека не только как открытую систему, но и как систему „закрытую", замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта).

56. Исследование структуры личностных свойств Появление теории черт Г. Олпорта связано с категорическим неприятием того взгляда на личность, который предлагала психоаналитическая теория. Олпорт считал, что завышение роли бессознательного часто приводит к ошибочным выводам в оценке личности и потому стремился найти способы оценки личностных особенностей, основываясь исключительно на осознаваемых особенностях поведения. Олпорт заключил, что надежнее полагаться на непосредственно наблюдаемые и осознаваемые особенности поведения. Он предложил уровневую классификацию черт. Согласно его представлениям, существует три уровня. Первый уровень - кардинальные черты, которые определяют все поведение человека. Такой чертой может быть интерес к какой-нибудь деятельности, проявляющийся в раннем возрасте и определяющий всю жизнь человека Второй уровень – это центральные черты. Они определяют поведение человека в самых разных ситуациях, являются устойчивыми и обнаруживаются в той или иной степени у всех людей. Третий уровень образуют вторичные черты, которые свойственны некоторым людям в некоторых ситуациях. Такие черты являются предметом идиографического описания индивидуальности и свидетельствуют об уникальности каждого человека. Для использования в практических целях такая классификация черт была непригодна. Опросника Кэттела. Выделенные им 16 черт личности представляют устойчивые особенности, обнаруживаемые у всех людей, сохраняющиеся на протяжении длительного времени и обусловливающие до двух третей индивидуальных различий в личностной сфере. В более поздних работах выделяют всего 5 факторов. Содержание этих 5 факторов в значительной степени совпадает в работах разных авторов, независимо от того, какие математические методы они используют и какой именно список черт берется за основу – исходный или модифицированный в более поздних работах.1-ый называют экстраверсией. Его положительный полюс - общительность, настойчивость, уверенность в себе, разговорчивость, активность,. Отрицательный полюс – сдержанность, застенчивость.2-й фактор – альтруизм, склонность идти навстречу людям. 3-й фактор – сознательность, контроль импульсивности. Характеризуется организованностью, ответственностью. На отрицательном полюсе – необязательностью, забывчивостью.4-й фактор – невротизм, негативные эмоции. тревожность, склонностью к плохому настроению. Положительный полюс соответствует эмоциональной стабильности. 5-й фактор – открытость новому опыту.

 

 

Date: 2016-11-17; view: 682; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию