Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Секст «Против математиков». VII 60.





И абдеритянина Протагора некоторые причислили к хору тех философов, которые отвергают критерий (истины), так как он говорил, что все продукты воображения и все мнения истинны и что истина, принадлежит к тому, что относительно, вследствие того, что все явившееся или представившееся кому-нибудь существует непосредственно в отношении к нему. Действительно, в начале «Ниспровергающих (речей)», он провозгласил (следующее): «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

Платон «Теэтет» 151 Е–152 А (Сократ и Теэтет): Но, кажется, ты высказал не маловажное положение о знании, а такое, которое утверждал и Протагор. То же самое он сказал (только) несколько иным способом. Ибо где-то он говорит, что «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Итак, не говорит ли он как-то таким образом, что какою каждая (вещь) кажется мне, такова она есть для меня, и какою тебе, такова она для тебя, ты же и я человек?… Разве не бывает иногда, что при дуновении того же самого ветра, один из нас зябнет, другой нет? и один слегка, а другой сильно? — Конечно. — Итак, в этом случае ветер сам по себе назовем ли мы холодным или не холодным, или поверим Протагору, что для зябнувшего он холоден, для не зябнувшего не холоден? Кажется, что так. — Следовательно, и является (это) каждому из них таким образом? — Да. — «Является» же (это) значит «ощущается. — Правильно. Итак, явление и ощущение тождественно, и в теплом и во всем тому подобном. И в самом деле, каковы ощущения у каждого, таковы для каждого и существующие (вещи).

161 С. (Сократ). Прочее сказанное им очень нравится мне, как, например, что кажется, каждому, то и есть. Но началу его речи я удивился: почему в начале своей «Истины» он не сказал, что мера всех вещей есть, свинья или кинокефал или какое-нибудь другое, еще более странное из обладающих ощущением (существ)? Тогда бы начало его речи прозвучало для нас великолепно и весьма презрительно, поскольку оно показывало бы, что, между тем как мы чтим его за мудрость, словно бога, он на самом деле оказывается по мудрости нисколько не лучше головастика, не говоря уже о ком-либо из людей. Ср. А 21.

Парижск. анекд. I, 171, 31 о Гиппомахе В. 3. В сочинении, носившем заглавие: «Великое слово», Протагор сказал: «Для учения нужны природные способности и упражнение» и «начинать учиться следует смолоду». Пожалуй, он не говорил бы этого, если бы сам стал учиться в позднем возрасте, как думал и говорил о Протагоре Эпикур (55 А 9). Ср. Платон «Протагор» 323 С след. и Демокрит 55 В 33.

Евсевий «Введение к евангелию» XIV 3, 7. Ибо бывший приятелем Демокрита Протагор приобрел славу безбожника. Действительно предают, что он в сочинении «о богах» делает следующее вступление (следует фр. 4). Этот же фрагмент приводится у Диогена IX 51, Ср. А 2. 3. 12.23. «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду.Ибо многое препятствует узнать (это): и неясность (вопроса) и краткость человеческой жизни».

Диоген III 37. Эвфорион и Панэций сообщают, что начало «Государства» (Платона) было составлено после многократных переделок; об этом «Государстве» (Платона) Аристоксен говорит, чти оно почти все было (уже) написано в «Прениях» Протагора. «Государство»… о котором Фаворин во второй книге своей «Истории разных вещей» сообщает, что оно почти целиком находится у Протагора в его «Прениях».

Цицерон Брут 12,46 (Из Аристотеля: «Собрание искусств» фр. 137). Протагором были написаны и разработаны рассуждения о предметах, которые теперь называются общими местами. Квинтилиан. III 1, 10. Абдеритянин Протагор, у которого за десять тысяч динариев Эватл [Эватл — вымышленное лицо шуточного анекдота, который увековечил Аристотель и о котором весьма пространно рассказывает Геллий V 10] научился искусству, которое, говорят, он опубликовал. 1, 12. Из них, говорят, первыми исследовали общие места Протагор и Горгий; с увлечением занимались ими Продик, Гиппий, тот же Протагор и Трасимах.

Стобей III (Флор) 29, 80. Протагор говорил, «что и теория искусства без практики (упражнения) и практика без теории есть ничто».

(Плутарх) «Об упражнении» 178,25. Далее Протагор сказал: «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины».

Греко-сирийское изречение ( перев. Рессель). Протагор сказал «Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия…»

 

ГОРГИЙ

Жизнь и учение







Date: 2016-11-17; view: 522; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию