Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аристотель «О софистических опровержениях» I, 165, а 21. А
Именно, софистика есть мудрость кажущаяся а не подлинная, и софист (это-человек), умеющий наживать деньги от кажущейся, не подлинной мудрости.
ПРОТАГОР Жизнь и учение Диоген, IX. 50 сл. Протагор был учеником Демокрита. Последний был прозван «Мудростью», как говорит Фаворин в «Истории разных вещей». Он первый сказал, что о всякой вещи есть два мнения противоположных друг другу. Из них он составлял диалог, первый применив этот способ изложения. В одном своем сочинении он сделал следующее начало (следует фрагмент В.1). Он говорил, что душа есть ни что иное, как ощущение. Это о нем сообщает Платон в «Теэтете» (152 след.). И (еще он говорил), что все истинно. И в другом своем сочинении он начинает изложение следующим образом: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет».; и т. д. (следует фрагмент В 4). За это вот начало своего сочинения он был изгнан афинянами. И книги его они сожгли (публично) на площади, собрав их через глашатая у всех, у кого они были. Он первый стал взимать плату (за учение) (и взимал ее в размере) ста мин. И он первый определил времена (глагола), объяснил значение наклонения, ввел словесные состязания (диспуты) и привлек в рассуждения софизмы. И оставив рассуждение (по существу), он развил (чисто) словесное красноречие и породил современный поверхностный род эристиков. По этому поводу и Тимон говорит о нем: «Протагор, сцепившийся (с противником), большой мастер спорить» (фр. 47 Д). Он также первый стал применять сократический род рассуждений. И учение Антисфена, пытавшегося доказать, что невозможно противоречить, он первый высказал, как (об этом) говорит Платон в «Эвтидеме» (286 С). Также он первый показал способы выведения умозаключений в отношении поставленных тем, как сообщает диалектик Артемидор в сочинении: «Против Хрисиппа». Также он первый изобрел так называемые «плечи», на которых носят, тяжести, как сообщает Аристотель в сочинении: «О воспитании«. Дело в том, что он был (в начале) носильщиком, как и Эпикур где-то говорит [Атеней, VIII p. 354 С. В том же самом письме Эпикур говорит, что софист Протагор из носильщика корзин и дров стал сперва писцом у Демокрита. Вызвав у последнего удивление (к своим способностям) по поводу какого-то особенного способа увязки дров, он был взят им к себе и обучался в какой-то деревне чтению и это положило начало его устремлению к занятиям софистикой], и возвысился (из этого состояния) благодаря тому, что Демокрит обратил внимание на то, как (искусно) он увязывал дрова. Он первый разделил речь на четыре вида: просьбу, вопрос, ответ и приказание. (Другие же делят на семь видов: повествование, вопрос, ответ, приказание, выражение желания, просьбу и призыв). И эти виды он назвал «корнями речей». Алкидам же говорит о (следующих) четырех видах речи: повествовании, ответе, вопросе и приветствии. Первым из своих произведений он (Протагор) прочитал сочинение «О богах», начало которого мы выше привели. Сохранились следующие его книги: «Искусство спорить», «О борьбе», «О науках», «О государстве», «О честолюбии», «О добродетелях», «О начатках человеческого общества», «О том, что в Аиде», «О поступающих несправедливо с людьми». «Повелительное олово», «Тяжба о плате», «Прений» две книги. Вот каковы у него сочинения. Написал и Платон на него диалог. Филохор сообщает, что, когда он плыл в Сицилию, корабль потонул. Рассказывают, что однажды он потребовал (судом) платы у своего ученика Эватла и, когда тот сказал: «но я еще ни разу не одержал победы», он (Протагор) сказал: «Но; если я выиграю дело, то мне должно будет получить (плату) за то, что я победил. Если же ты (выиграешь дело), то (я должен получить плату) за то, что ты победил (ср. В 6). Филострат «Жизнь софистов», I, 10, 1 сл. Софист Протагор из Абдеры, ученик Демокрита, случайно был (в то время) у себя на родине и во время похода Ксеркса на Грецию он завел знакомство с персидскими магами. Ибо отцом его был Майандрий, (человек) выделявшийся во Фракии своим богатством; он принимал у себя (в доме) Ксеркса и в благодарность за сделанные подарки получил от него разрешение на то, чтобы маги занимались с его сыном. Дело в том, что персидские маги не обучают неперсов без (особого) разрешения царя. Что же касается того, что он говорил, что не знает, существуют ли боги или нет, то, мне кажется, эту апорию (неразрешимое затруднение) Протагор взял из персидского воспитания. Дело в том, что маги обращаются к помощи богов тайно, между тем как явное учение о божестве они разрушают, не желая, чтобы казалось, что они имеют силу от него. За это-то (высказанное Протагором мнение) он был изгнан афинянами из материка, как (сообщают некоторые) по суду, а, согласно другим, по постановлению народного собрания без суда. Он первый ввел (практику) вести ученую беседу за плату, и первый внушил эллинам, что это дело не заслуживает презрения. Ибо то, чем мы занимаемся с затратами на это, то мы любим больше, нежели то, что (достается нам) даром. Date: 2016-11-17; view: 515; Нарушение авторских прав |