Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как принимать наилучшие решения
Когда проблема хорошо определена и всесторонне исследована, принимать решение довольно просто. Если имеет место только одно возможное решение, тогда оно сводится к типу "либо-либо": либо мы принимаем такое решение, либо нет. Если имеет место множество конкурирующих решений (а они, как правило, обычно имеются), то мы должны выбрать либо мы принимаем это решение, либо другое, либо третье. Для любого варианта решения имеются свои аргументы "за" и "против". Балансовый метод сам по себе прост. Разделяем лист бумаги на две половины. На одной из них записываем доводы "за", а на другой половине - доводы "против". Где это возможно, доводу "за" должен соответствовать аргумент "против" (если он один). Балансовый метод позволяет перенести на бумагу противоречивые мысли, которые мы держим в уме. Таким путем мы не рискуем забыть что-нибудь важное и можем обозреть проблему в целом, глядя на полный баланс. Для нахождения способов разрешения проблем и принятия решений возможность отойти и быть беспристрастным по отношению даже (и особенно) к самым эмоциональным решениям является первостепенной. Она на самом деле отличает профессионалов от любителей. Балансовый метод издавна используется для того, чтобы беспристрастно подойти к выбору способа разрешения проблем, например, торговцами для того, чтобы помочь клиентам принять решение. Принятие решения не может базироваться на подсчете количества доволов "за" и доводов "против", оно должно учитывать относительные веса этих доводов. Выбор способов разрешения проблем и принятие решений никогда не бывает легким. Именно поэтому и нужны менеджеры. Однако балансовый метод может облегчить их жизнь (табл. 23.1). Таблица 23.1 БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД Таблица 23.2 ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛАНСОВОГО МЕТОДА
Решение 1
Доводы против Решение 2
Доводы против Как принять наилучшее решение с использованием балансового метода Мишель, ассистентка Эмиля Ратона, всемирно известного профессора методологии (см. гл. 22. Дерево решений), руководила семинаром по развитию карьеры с женщинами-менеджерами, одну из которых звали Гвен. С их первой встречи было довольно ясно, что Гвен испытывает затруднения с карьерой. Мишель назначила ей несколько встреч, чтобы исследовать проблемы и альтернативы в ходе структурированных занятий. Одной из возможностей было обучение для получения звания МВА1. Постепенно они построили баланс для обучения на MB А с отрывом от производства, часть которого приведена в табл. 23.2. Они построили такие балансы и для обучения на МВА без отрыва от производства, для смены места работы и для случая "оставить все без изменений". «Хотя мне было бы неприятно поступить именно так», -всхлипнула Гвен. «Все равно, следует записать и для этого варианта -предложила Мишель. - Таким путем Вы будете уверены, что исследовали все альтернативы и выполнили хорошую профессиональную работу». «Наверное, Вы правы», - согласилась Гвен, вытирая щеки скомканным носовым платком. Когда были определены цены упущенных возможностей и приобретаемые выгоды первого и второго порядка (см. гл. 24), проведе- Решение А: Доводы "против" Затраты на обучение и т.п. Утраченные заработки за время обучения Затраты времени на поиск работы после обучения Перемены в семейной жизни и социальном положении Непривычность процесса обучения Выбрать обучение на МВА с отрывом от производства Доводы "за" Больше возможностей на рынке труда Доступность более высоких должностей Увеличение оплаты труда Расширение круга профессиональных контактов Расширение кругозора Комментарий 1 Master of Business Administration - диплом специалиста в области управления, который может быть получен после окончания высшего учебного заведения или школы бизнеса. «США являются "законодателем мод" в этом направлении, поскольку из десяти лучших университетов мира, предлагающих обучение по программе MB А, девять находятся в США». (Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2000. - С. 239.) Вместе с тем интересен обзорный материал по рейтингу бизнес-школ США журнала Business Week, опубликованный в газете "Коммерсантъ", №190, 18 октября 2002. -С. 22. См. также журнал "Секрет фирмы", №3, 2002.
Цена и выгода Используемой Возможности Как выбирать возможности В менеджменте должны приниматься решения. Поскольку ресурсы практически всегда ограничены, их использование всегда сопровождается проявлением конкуренции. Должны ли мы использовать их в этом или в другом направлении? Оценка инвестиций может помочь нам рассмотреть финансовые последствия конкурирующих решений. Такую же помощь может принести анализ цены используемой возможности в сравнении с получаемой выгодой. В идеале оба эти метода следовало бы применять совместно. Цена используемой возможности - это затраты, связанные с использованием одной возможности вместо другой. Например, как это с большим упрощением показано в табл. 24.1, выбор возможности А (с соответствующей ценой) приводит к утрате выгоды В, которая могла бы иметь место, если бы была выбрана возможность В, которая упущена. Выгода от реализуемой возможности, согласно самому термину, заключается в эффекте, который приносит выбор одной конкретной возможности из нескольких. Бывает выгода первого порядка и выгода второго порядка. Можно говорить и о выгоде третьего порядка. В последующем примере иллюстрируется выгода первого и второго порядков. Как выбирать для реализации возможность через ее цену и выгоду Эмиль Ратон, всемирно известный профессор методологии (см. гл. 22), руководил семинаром директоров компании "Кэлли Эйрлайнс", во время которого был поднят спорный вопрос относительно обслуживания самолетов. «Да, - заявил Ратон, - я изучил вашу программу зимнего обслуживания. И если только она не сотворена самим Богом, я должен сказать, что Таблица 24.1 ЦЕНА И ВЫГОДА РЕАЛИЗУЕМОЙ ВОЗМОЖНОСТИ Возможность А
Цена выбора для реализации возможности А Выгода от реализации возможности А
Возможность В Цена выбора для реализации возможности В Выгода от реализации возможности В это сущая ерунда, а не программа». Главный инженер компании "Кэлли Эйрлайнс" свирепо взглянул на Ратона. Мишель, ассистент профессора, слегка улыбнулась. Управляющий директор еле удерживался от усмешки. Он замахал руками. «Послушай, Эмиль, почему ты так говоришь?» «Я говорю это по той причине, что ваша зимняя программа обслуживания, как вы тут сказали, "плотная" и в ней нет места для ошибки. А из того, что я видел в ваших ангарах, я предположил бы, что ощутимая ошибка в ней есть. Из этого я сделал вывод, что зимняя программа технического обслуживания не будет выполнена, по крайней мере в том виде, как это в ней обозначено». Он положил распечатку на стол. Главный инженер безуспешно пытался встретиться взглядом с Ратоном. Ратон твердо посмотрел ему в глаза. «А была ли выполнена такая программа предыдущей зимой? Или, может быть, за год до нее? А еще на год ранее?» - спросил он безжалостно. Ответом было молчание. «Теперь эти, как вы их называете, эти консультанты по производительности, которые предлагают взяться за наведение порядка в этом хаосе с их системами и процедурами и их помощью в развитии людей. Что они просят? Миллион фунтов стерлингов. И гарантируют выгоду в объеме трех миллионов фунтов, главным образом за счет уменьшения сверхурочных». «Мы могли бы в крайнем случае использовать этот миллион на новое оборудование», - запротестовал главный инженер. «С которым ваш персонал будет обращаться так же плохо, как с существующим», — резко возразил Ратон. «Какая будет выгода от этого оборудования? Я скажу Вам, мой друг. Никакой. Позвольте нам установить новое оборудование, когда мы добьемся дисциплины его использования, и не раньше». «Итак, - продолжил он. - Три миллиона против одного. Представляется, что это - возможность с хорошей выгодой. Но это только выгода первого порядка». Совет смотрел на него, ожидая продолжения. «Каждый день, когда самолеты не уходят в небо, вы теряете сотни тысяч фунтов. Если мы увеличим производительность и улучшим использование ресурсов, возможность эксплуатации этих самолетов увеличится». Он поднял руку, чтобы остановить главного инженера. «Увеличится возможность эксплуатации при сохранении или повышении безопасности. Каждый дополнительный день, проведенный самолетом в воздухе, приносит вам около 100 000 фунтов. Это, мои друзья, выгода второго порядка». «Итак, благодаря этому решению мы получим выгоду первого порядка, которая ощутимо проявится в течение четырех месяцев и выгоду второго порядка после первого же месяца. Т.е. при использовании этой возможности мы получаем выгоду первого и второго порядка и, я допускаю, упущенную выгоду от незаказанного нового оборудования или от неполученных процентов банковского депозита на соответствующую сумму». После этих слов большинство директоров заулыбались. Zabaree, L.W. (1959), The Papers of Benjamin Franclin, - New Haven: Yale University Press.
УПРАВЛЕНИЕ РАСЧЕТАМИ Парето-ансимз Как управлять вероятностями Парето-анализ, наверное, наиболее известная количественная методика в менеджменте, простая и без особых тонкостей. Тем не менее, если вам не приходилось ею пользоваться, то сейчас вы эту возможность получите. А если она вам знакома, не забывайте, что использование этой методики виртуально неограниченно. Пример на рис. 25.1 дает простую иллюстрацию закона Парето. 20% произведенной продукции приносят 80% прибыли. Очевидно, другие 80% продукта дают остальные 20% прибыли. Так же, как нормальное распределение (см. гл. 26. Нормальное распределение), закон Парето применим практически к каждой области человеческой деятельности. Примерно 80% происшествий случаются у 20% людей. Примерно 80% ваших продаж обеспечивают 20% ваших сотрудников1. Примерно 20% ваших покупателей создают вам около 80% безнадежных долгов. Менеджмент требует - и всегда будет требовать - контроля. Парето-анализ дает нам хороший индикатор того, на чем следует концентрировать свои усилия. 20% ваших действий будут иметь тенденцию генерировать 80% ваших результатов. А 50% действий - 90% результатов. Парето-анализ может подсказывать вам целесообразность каждого вашего движения. Как использовать Парето-анализ, чтобы 20% приложенных усилий давали 80% результата Некий завод работал с большими потерями времени на производстве. Постепенно у него появились проблемы с исполнением заказов. К концу недели или месяца единственным выходом из положения была ПО -1----- 1------ 1----- г Произведенная 20% 40% 60% 80% 100% продукция Рис. 25.1. Парето-анализ
организация сверхурочной работы. Поскольку сверхурочные влияли на уровень вознаграждения, поднялась себестоимость единицы продукции. Постепенно стала снижаться конкурентоспособность предприятия. Поскольку в течение чистого времени недели производительность была низкой, цеховые премии уменьшились и заработок мог быть повышен только за счет сверхурочной работы. Непрерывная работа в течение семи дней изматывала людей, снижая производительность и премии еще больше и увеличивая потребность в сверхурочных. Образовался порочный круг. Были приглашены консультанты для изучения и разрешения проблемы. Первоначальные их реакции были скептическими. «Проблема в инженерном обслуживании оборудования», - говорили консультанты производственникам. - «Необходима система планирования технического обслуживания». «Нет, не так, — кричали инженеры. — У нас работает плановая система технического обслуживания. Но нет времени для нормального технического обслуживания оборудования. Поэтому оно и перестает работать». По настоянию консультантов все простои были расписаны для каждого центра станочного оборудования и по основным причинам. Были построены и проанализированы гистограммы. Для центра оборудования, который являлся узким местом в работе завода, 70% простоев Тп
были вызваны ожиданием работы и перерывами на еду, и уж во всяком случае не поломками или ремонтом. Путем введения сдвинутых перерывов на еду для работников, обслуживающих оборудование, которое обеспечивало заготовками этот центр, простои последнего можно было быстро сократить на 50%. В результате можно было вдвое снизить время простоя станков, задействованных дальше по технологической цепочке. «Но почему у нас должны быть перерывы в разное время? — говорили рабочие, обслуживающие оборудование, поставлявшее заготовки. — Мы хотим обедать вместе». «Пока вы все вместе едите, ваше оборудование выключено, а значит, наш центр простаивает, у нас нет работы. Так же, как и весь участок, - отвечали рабочие с центра, - Вам что, нравится терять премию и работать сверхурочно?» Дело закончилось тем, что рабочие распланировали перерывы для еды так, чтобы машинный центр и оборудование работали непрерывно. Простои уменьшились еще больше. «Это не является полным решением проблемы, — заметили консультанты, — но это начало работы по ликвидации простоев путем относительно безболезненных мероприятий. Мы должны пройти по всему цеху, используя Парето-анализ для каждого центра оборудования. И мы должны удостовериться, что не рассматриваем каждый из них изолированно. Конечно, мы не решим все проблемы сразу. Давайте применять Парето-анализ для определения места, к которому следует приложить наши усилия в первую очередь». Price, F. (1984), Right First Time: Gower Publishing Ltd. Комментарий 1 Опыт редактора перевода говорит о том, что для аппарата управления и проектных организаций этот закон так же справедлив: около 20% людей обеспечивают не менее 80% результатов. Причем от этого наваждения не удается избавиться структурными преобразованиями организации.
Date: 2016-11-17; view: 258; Нарушение авторских прав |