Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень учебно-методического обеспечения для СРС обучающихся





Организационные ресурсы

• Тематический план дисциплины

Учебно-теоретические ресурсы

• Конспект вводной лекции

• Конспект лекции по теме 1.2. «Речь как выражение мыслей, чувств и желаний. Система коммуникативных качеств речи»

• Конспект лекции по теме 2.1. «Структура речи. Композиция речи»

• Конспект лекции по теме 2.2. «Правильность речи. Соответствие речи аниматора нормам литературного языка»

• Конспект лекции по теме 2.3. «Культура письменной речи: русская орфография.

Учебно-практические ресурсы

• Примеры выполнения практических заданий, творческого задания

Учебно-методические ресурсы

• Методические указания студентам к выполнению самостоятельной работы

Учебно-справочные ресурсы

• Словарь по дисциплине

Учебно-наглядные ресурсы

• Электронные презентации

Учебно-библиографические ресурсы

• Список рекомендуемой литературы

• Перечень полезных ссылок

Учебно-практические материалы

Описания занятий семинаров-практикумов

Семинар-практикум 1

(2 часа)

Тема: Основные аспекты культуры речи

План

1. Культура речи как наука об употреблении языка.

2. Понятие литературного языка.

3. Разновидности и стили современного русского языка.

4. Письменная речь как деятельность.

5. Выполнение устных заданий

6. Выполнение письменных заданий

Подготовьте развернутые ответы на следующие вопросы

 

1. Что такое культура речи в современном понимании?

2. Назовите три основных аспекта культуры речи. Дайте краткую характеристику каждому из них. Можно ли утверждать, что какой-либо из трех аспектов является основным, главным, а другие второстепенными? Аргументируйте свой ответ.

3. Каковы, по-вашему, роль языка в жизни общества и роль речевой культуры в жизни отдельного человека? В чем вы видите пути повышения собственной речевой культуры? Какова роль культуры речи в профессиональной подготовке специалистов разного профиля?

4. Объясните, как соотносятся между собой понятия речевая грамотность и речевая культура? Почему их нельзя отождествлять?

5. Какие этапы прошла в своем развитии культура речи? Почему временем возникновения этой научной дисциплины считаются 20-е гг. ХХ столетия?

6. Что такое нормативность речи? Какое место занимает нормативность в системе коммуникативных качеств речи?

7. Дайте определение понятию норма. Какие виды норм вам известны?

8. Что такое стиль речи? Какие стили речи вам известны?

 

2. Подготовьте эссе по следующим вопросам:

- какова этимология вашего имени?

- что вы знаете о происхождении своей фамилии?

- откуда произошло название вашего (города, поселка, деревни и т.д.)?

Рекомендуемая литература: основная [1;3], дополнительная [7; 9].

 

Семинар-практикум 2

(2 часа)

Тема: Культура письменной речи: русская орфография

План

1. Выполнение индивидуальных заданий.

2. Выполнение письменных заданий.

 

Подготовьте ответы на следующие вопросы, выполните задания

1. Дайте определение терминам орфоэпия, акцентология. Расскажите о роли, которую играет орфоэпия в устной речи.

2. Перечислите основные виды орфоэпических ошибок. Какие из них наиболее характерны для нашей местности?

3. Укажите основные различия в способах образования и произношения русских и белорусских согласных звуков.

4. Назовите произносительные ошибки, обусловленные позиционными изменениями гласных звуков.

5. Охарактеризуйте сочетания звуков, произношение которых вызывает затруднение.

6. Почему именно с ударением связана наибольшая часть орфоэпических ошибок?

 

Составьте словарь

Включите в него 20-25 слов, в которых, по вашим наблюдениям, говорящие по-русски довольно часто неправильно ставят ударения;

 

3)Разделите существительные на две группы:

- слова с подвижным ударением;

-слова с неподвижным ударением:

Береста, верблюд, борода, волк, голова, зубр, квартал, рука, сковорода, созыв, торт, шофер.

Рекомендуемая литература: основная [1; 3], дополнительная [4; 8; 9].

Семинар-практикум 3

(2 часа)

Тема: Искусство ораторской речи

План

1. Выполнение индивидуальных заданий.

2. Выполнение письменных заданий.

 

1. Выберите одно из утверждений и аргументируйте его:

1) Хороший оратор должен обязательно говорить грамотно, потому что…

2) Хорошие ораторы часто говорят неправильно, но это не мешает им оставаться хорошими ораторами.


3) Грамотная речь является одним из важнейших условий убедительности и эффективного воздействия на слушателей.

4) Грамотность речи практически не влияет на ее убедительность.

5) Профессиональный, высококвалифицированный специалист не может плохо владеть словом.

6) Меня не устраивает уровень грамотности моих однокурсников и мой лично, потому что…

2)Ответьте на вопрос: «Что, на ваш взгляд, необходимо делать для улучшения собственной речи? »

Отвечая на этот вопрос, составьте письменно перечень приемов, способствующих формированию хорошей речи, развивающих ораторские способности.

 

3)Прочтите отрывок из книги В.В. Колесова «Русская речь» (СПб, 1998).

«Первая историческая причина нынешних неурядиц с языком нашим в том, что письменная форма речи стала влиять на устную, написанное воспринималось как безусловная норма, как идеал. Местные типы произношения исчезали один за другим… <…>. Однако, слова выражения, сам способ «собирания» слов в предложения – в устной речи совершенно не те, что в письменной. Писание – всегда монолог: ты можешь исправлять написанное, тут не ставят ни ударений, ни точек над ѐ, а строгость выражения мысли здесь подавляет эмоцию личного чувства. Совсем не то в устной речи, которая обычно – диалог, а то и нестройный хор, «без права на ошибку», на ее исправление, и каждый звук твоего высказывания высвечивает тебя изнутри. Влияние письменных форм речи вынесло на поверхность штампы, клише, идиомы, в сущности нам не нужные, - но они упрощают речь (удобнее говорить готовыми блоками слов), и поэтому мы охотно используем такие формулы».

4) Понаблюдайте за своей устной речью. Насколько часто она грешит «письменными» формами выражения?

5) Ответьте: «Часто ли вы обращаете внимание на ошибки в устной и письменной речи окружающих? Как вы реагируете на эти ошибки?» Составьте список ошибок, которые вам «режут слух».

Рекомендуемая литература: основная [1; 2], дополнительная [4; 9].

 

Семинар-практикум 4

(2 часа)

Тема: Трудности ударения в русском языке

План

1. Выполнение письменных заданий

2. Выполнение устных заданий







Date: 2016-11-17; view: 300; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию