Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лидерство и стили лидерства





 

Лидерство – есть не силовое, а тонкое воздействие на отношения между людьми, следствием которого является готовность добровольно следовать за лидером. Кроме того, лидерство – категория ситуационная.

Три направления деятельности лидера: формирование общего видения будущего; выявление и анализ ментальных моделей; развитие в людях системного мышления.

Формирование общего видения будущего: соединение внешнего и внутреннего состояния организации; сочетание негативного и позитивного видения будущего; участие работников в формулировании образа будущего. Общее видение формируется под воздействием видения отдельных работников. Негативное видение выполняет роль прогнозирования неблагоприятных условий внешней среды. Однако формирование видения только под воздействием внешних факторов (например, под воздействием сил конкуренции) в конечном счете ослабляет организацию.

Выявление и проверка ментальных моделей. Хорошие идеи часто остаются нереализованными в силу того, что инициативы противоречат укоренившимся стереотипам мышления или ментальным моделям.

Выявление ментальных моделей осуществляется посредством:

§ Обнаружения скачков абстракции (подмена наблюдаемых фактов обобщениями);

§ Осознания различий между декларируемыми взглядами и проявляющимися на практике;

§ Достижения баланса мнений (совмещать искусство убеждения с искусством восприятия);

§ Разрушения защитных механизмов (вначале распознать защитный механизм, затем – понять, как он действует, затем отключить его).

Развитие в людях системного мышления.

Даже слабые, но системно нацеленные воздействия могут принести существенные и продолжительные улучшения. Навыки системного мышления заключаются в следующем:

§ видении взаимосвязей (целостном видении) процессов – умении видеть взаимосвязи частей системы;

§ отказе от обвинений (причины неудач искать не во внешней среде, а в первую очередь в себе самом);

§ обозначении сложности динамических процессов (причина и следствие на практике часто разнесены во времени и пространстве);

§ поиске мощного рычага (то есть место приложения усилий, дающих наивысший результат);

§ отказе от простых решений (не спешить начать бороться с проявлениями проблем, а вначале выявить сами первопричины).

Лидер как человек, имеющий последователей, которые помогают ему достичь поставленной цели, оказывает тонкое воздействие на отношения между людьми, следствием которого является готовность добровольно следовать за лидером. Но, иногда, лидерские задатки путают с внешней эффектностью, наглостью, демонстрацией силы.

Лидерство – категория ситуационная, поскольку эффективное лидерство может достигаться использованием различных типов лидерства, поэтому целесообразно назначать лидеров для ситуаций лидерства, которые соответствуют его потребностям; или необходимо так перестраивать конкретную ситуацию, чтобы она соответствовала лидерским потребностям. Структура факторов, определяющих лидерство, представлена на рисунке 4.20.

Существо ситуационного подхода свидетельствует о том, что он применим в стратегическом управлении только на стадии реализации стратегии или при условии принятия одной из предписывающих стратегий:

§ руководитель должен иметь знания по управлению организацией (должен знать эталонные стратегии);

§ уметь предвидеть вероятные последствия применения методик;

§ уметь адекватно интерпретировать ситуацию (владеть SWOT-анализом);

§ уметь обеспечивать достижение цели организации самым эффективным способом в условиях конкретной ситуации.

Известный исследователь в области стратегического управления Генри Минцберг выделяет десять организационных ролей менеджера, одной из которых является роль лидера. Сочетание характеристик менеджера и лидера в области принятия решений представлено на рисунке 4.21.

Удачное сочетание полномочий менеджера и качеств лидера позволяет сочетать инструменты формального и неформального управления организациями, что повышает эффективность деятельности и позволяет формировать управленческую команду. Способности менеджера, обладающего лидерскими навыками, представлены на рисунке 4.22.

Главное операционное различие между руководством и лидерством кроется в отношениях к власти и личному влиянию.

 


 

 

 
 

 

 


*Повышение по службе *Долг по отноше-нию к лидеру *Стремление быть похожим на лидера *Отказ в поощрении *Наказание *Влияние на других через компетентность
*Награждение   *Преклонение *Игнорирование *Влияние через
*Предоставление льгот   перед лидером   профессионализм

 

 

Рис. 4.20. Структура факторов[74]

 

 


 


Рис. 4.21. Сочетание характеристик менеджера и лидера в области принятия решений

 

 

 


►Возможность приказывать ►Под действием различных мотиваторов ►Формирование имиджа организации ►Ожидания людей ►Восприятие людьми
►Влиять на поведение людей ►В различных ситуациях ►Поддержание репутации организации поощрений ►Сложность решаемых задач
  ►В различные моменты времени ►Создание внутрифирмен-ной культуры и величину требуемых усилий

 

Рис. 4.22. Характеристика способностей менеджера

 

Руководство зиждется на системе формальных институциональных предписаний начальствования и подчинения, лидерство же – на групповых отношениях и определяется степенью восприятия и доверия, которое оказывает группа лидеру.

В отличие от руководителя лидеру власть делегируется снизу — от людей, которые нуждаются в лидере.

В глазах большинства работников хороший лидер характеризуется пятью качествами отраженными на рисунке 4.23.

 

Качества лидера     Способность «взглянуть с вертолета»
Здравый смысл
Фантазия
Способность к анализу
Способность к эффективной деятельности

 

Рис. 4.23. Пять качеств лидера

 

Способность взглянуть на ситуацию как бы с высоты, с одной стороны, и здравый смысл подразумевающий "заземленный" материализм в понимании действительности характеризуют лидера. Под фантазией понимается творчество, ориентированное на видение будущего, и способность воспринимать перемены в окружающем мире.

Мостом между фантазией и здравым смыслом является способность к анализу. Эффективный лидер может обеспечить мобилизацию людей на достижение цели, разделяя с ними свое видение.

Целевая направленность лидерства отражена на рисунке 4.24 и состоит в мобилизации людей на высокие достижения в выбранном направлении.

 

 
 

 


Рис. 4.24. Параметры целевой направленности лидерства

 

Лидер несет ответственность за идеологическую основу, рыночную эффективность, управление ресурсами, людьми и деловое управление.

На управлении людьми сказываются их индивидуальные особенности (см. рис. 4.25), хотя, как говорят специалисты, «люди похожи друг на друга, различны лишь их привычки»[75].

Наряду с интеллектом, особенности человека определяют его способности обозревать продолжительные временные периоды; различные качества, считающиеся особенно важными для описания человека и его способностей справляться с различными жизненными ситуациями (речь в большей степени идет о психологической индивидуальности); мотивация (инструментальная, достижительная, коллективистская)[76] и селективное восприятие информации, означающее, что человек видит и слышит только то, что хочет услышать и увидеть.

 

  Интеллекта  
Особенности

  Личности   Временного горизонта
    Передачи информации       Мотивации
       

 

Рис. 4.25. Индивидуальные особенности людей, управляемых лидером

 

В связи с передачей информации между людьми часто возникают конфликты, впрочем, объясняемые с позиций нейролингвистического программирования и групповой психологии.

Специфика группы заключается в том, что она всегда имеет общую историю, на протяжении которой были выработаны общие нормы оценок поведения и отношений. Члены группы идентифицируют себя с группой и считают, что у них общее настоящее и будущее. Отмеченные характеристики группы приведены на рисунке 4.26.

 

Стили лидерства

 

Чаще всего выделяют два основных стиля лидерства: ориентация на задачи (контроль над выполнением работы) и ориентация на отношения. Ориентация лидерства в этом плане представлена на рисунке 4.27.

 

 
 

 


Рис. 4.26. Характеристики группы

 

 

 
 
Ориентация на задачи


*Односторонняя коммуникация

*Жесткое управление

*Постоянный контроль

 

 
 


Ориентация на отношения
*Двусторонняя коммуникация

*Вопросы и мнения всех сотрудников –

предмет совместного обсуждения

*Выполненная работа всегда оценивается

по достоинству

 

Рис. 4.27. Ориентация лидерства

 

Отдельные ученые[77] выделяет четыре стиля лидерства, основанные на ситуативном подходе и представленные на рисунке 4.28.

Лидерство-коучинг предполагает готовность лидера оказать помощь сотрудникам в решении задач и совершенствовании их деятельности.

В основе вдохновляющего лидерства лежит харизма, энтузиазм лидера и активное делегирование полномочий сотрудникам. В этом случае лидер способен укрепить веру сотрудников в их способности и раскрыть их возможности, обеспечивая тем самым работу с максимальной отдачей.

Обслуживающее лидерство ориентировано на реализацию интересов работников, чувство общности и обратной связи, а также обдуманные решения и альтруизм.

 

 

 
 

 


Рис. 4.28. Стили лидерства по Вэнрою и Фильстру-Валингзу

 

Подлинное лидерство проявляется через открытость, честность и высокая духовность и основано на интуиции.

Эффективные лидеры реализуют рассмотренные роли в зависимости от ситуации, в которой они находятся, и уделяют достаточное внимание как задачам, так и отношениям. В литературе можно встретить описание множества стилей лидерства и ролей. Одной из наиболее известных теорий в отношении является теория Роберта Квина, в которой он выделяет восемь основных ролей лидера (см. табл. 4.6).

 

Таблица 4.6

Восемь ролей лидера по Роберту Квину

 

Производитель: Директор
· способствует созданию рабочей обстановки, располагающей к активным действиям, · увлечен работой, · высоко мотивирован и предан, · готов взять на себя обязательства и доводит поручения до приемлемых результатов. Для производителя единственными критериями эффективности организации служат производительность и прибыльность. · определяет цели и выбирает стратегию, проясняет ожидания группы, · устанавливает политику и правила, · определяет узкие места, выбирает решения, определяет задачи и дает указания. Таким образом, директор — это дизайнер организации.
Координатор Контроллер
· сосредотачивает внимание на делегировании задач в организации, систематизации программ работы сотрудников и кризисном управлении. · уделяет много внимания технологическим вопросам и внутренним проблемам. · придает особое значение поддержанию и укреплению бизнес-процессов · знает, что происходит в компании, · проверяет, придерживаются ли работники правил. · внимателен к деталям и осуществляет регулярные проверки. · придает особое значение поддержанию и укреплению бизнес-процессов.

 

Продолжение таблицы 7.2

Стимулятор Наставник
· поощряет кооперацию и реализует командную работу, · разрешает проблемы сотрудников, · вносит вклад в этическое развитие, · демонстрирует открытость и знает, как достичь согласия. · ориентирован на развитие навыков сотрудников. · умеет выслушать своих сотрудников, выразить им благодарность и похвалить. · помогает сотрудникам структурировать их видение так, чтобы они могли разглядеть сущность за внешними обстоятельствами
Инноватор Посредник
· делает возможным непрерывное совершенствование и обладает стратегическим взглядом на будущее организации, · замечает важные тенденции и изменение рыночных требований и видит пути удовлетворения этих требований, · прогнозирует необходимые изменения, · хорошо понимает запросы покупателей и допускает риск. · использует свою власть и влияние на других для получения ресурсов извне · умеет эффективно вести переговоры. · выступает в роли посредника между группой и ее окружением, представляя интересы своей группы.
   

 

Важнейшими ситуационными факторами являются отношения между лидером и его последователями. Теория ситуационного лидерства, авторами которой являются американцы П. Херси и К. Бланшар, основана на готовности последователей выполнять задания, если они: способны его выполнить; хотят его выполнить; уверены в своих силах.

Готовность последователей представлена четырьмя возможными комбинациями факторов на рисунке 4.29.

 
 

 

 


Не хотят

 

 

Хотят, но не способны

 

Способны и хотят

(полные последователи)

 

 

Способны, но не хотят

 

Не способны

 

 

Рис. 4.29. Сочетание готовности потенциальных последователей

Главное операционное различие между руководством и лидерством кроется в отношениях к власти и личному влиянию. Зрелый лидер, делегирует работникам только такие права и обязанности, с которыми они могут справиться, и устанавливает сбалансированные задания.

Словом, преимущества ситуационного лидерства состоят в том, что оно исходит не из идеализированных представлений о личности лидера, а из ситуации, в которой находятся сотрудники.

 

Date: 2016-11-17; view: 472; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию