Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение человека в организации





 

Наиболее развитой формой целенаправленной активности человека является деятельность, которая представляет собой вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира и самого себя.

В структуре деятельности выделяют элементы как цель, задачи, мотив, способы выполнения, результат.

Цель — это предполагаемый результат деятельности, желаемый ее продукт.

Задачи — конкретные промежуточные подцели, из достижения которых должен сложиться общий результат деятельности.

Мотив — это совокупность внутренних побуждений к активности, основанных в основном на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, интересах, ценностных ориентациях, желаниях.

Способы выполнения деятельности (средства) — это пути и методы, а также инструменты достижения цели, которыми пользуется человек.

Результат — это определенный итог деятельности, который может соответствовать, а может и не соответствовать поставленной цели.

Под поведением понимается совокупность совершаемых человеком поступков. Оно реализуется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Поступок как единица поведения отличается от действия тем, что выражает отношение субъекта к другим субъектам и моральным нормам общества. Поступок следует понимать как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и целям субъекта.

Субъект (личность) раскрывается в организации через свой потенциал, уровень притязаний, установки, реализацию социальной роли. Социальная роль — способ поведения, который задается обществом или конкретной организацией и зависит от личности, ее статуса в межличностных отношениях, норм и стимулирующего подкрепления. Статус и нормы определяются требованиями, которые предъявляет организация.

В структуре социальной роли выделяют следующие элементы:

· установка личности;

· уровень притязаний личности;

· восприятие ситуации;

· личностный потенциал;

· требования социальной роли;

· стимулирующее подкрепление;

· удовлетворенность трудом.

Под установкой личности понимают постоянную тенденцию ощущать или вести себя определенным образом по отношению к чему-то или кому-то.

Уровень притязаний личности отражает чувство собственной значимости и является одной из главных черт, которые характеризуют человека.

Восприятие ситуации представляет собой познавательный процесс, формирующий картину мира, которая может значительно отличаться от реальности.

Структура личностного потенциала включает следующие элементы:

· квалификационный потенциал или профессионализм (профессиональные знания и опыт);

· психофизиологический потенциал (генетические задатки, темперамент, работоспособность);

· творческий потенциал (интеллектуальные способности и типологические данные);

· коммуникативный потенциал (способность к сотрудничеству взаимодействию);

· нравственный потенциал (ценностные ориентации).

Наиболее важными составляющими личности являются профессионализм, работоспособность и нравственный потенциал.

Человек (личность) не только исполняет определенную роль в организации, но и является членом группы, в рамках которой он действует. А под влиянием группы в поведении человека могут происходить следующие изменения:

· могут меняться такие характеристики человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок;

· в группе человек получает определенный «вес»;

· человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, понимании своего места в обществе и своего предназначения;

· синергический эффект взаимодействия существенно повышает его творческий потенциал;

· в группе человек склонен более адекватно воспринимать риск, чем в ситуации, когда он действует один.

Различают ролевой и личностный аспекты взаимодействия человека и организации.

В первом случае, каждый человек, входя в новую организацию, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением. Следует выделить два фактора, лежащих в основе непонимания, противодействия и конфликтов между человеком и организационным окружением: представления индивида об организационном окружении и ожидания организации в отношении индивида и его роли.

Для каждой роли характерно наличие определенного статуса. Существует формальный статус, отражающий позицию роли в иерархии организации, и неформальный, который придается ей окружающими людьми.

Формальный статус роли свидетельствует о властных полномочиях, которыми обладает исполнитель данной роли, о его положении в формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации.


Неформальный статус роли задается либо персональными характеристиками исполнителя роли, либо же неформально определен значением и влиянием роли в организации.

Личностный аспект взаимодействия человека и организации в поведении человека оттеняет три основных личностных начала: восприятие, критериальную основу и мотивационное расположение.

Восприятие человеком организационного окружения складывается из отбора, систематизации, анализа и интерпретации информации. Каждый из этих процессов осуществляется в соответствии с определенными правилами под влиянием индивидуальных особенностей личности.

К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор человеком решений по поводу своего поведения. Критериальная основа поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, исходя из своих ценностных ориентаций.

Расположение к объекту определяется с помощью трех компонентов:

1) чувств человека по отношению к объекту: нравится ли он ему или нет;

2) знаний об объекте, которыми располагает человек;

3) намерений по поводу того, как вести себя по отношению к объекту.

Расположение человека по отношению к явлениям, процессам и людям формируется на основе обучения, базирующегося на жизненном опыте.

В зависимости от того принимает или не принимает человек существующие в организации формы и нормы поведения, ценности, может быть выделено четыре предельных типа поведения человека в организации:

- ценности и нормы поведения принимаются полностью;

- человек не приемлет ценностей организации, но старается вести себя, следуя нормам и формам, принятым в данной организации;

- человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения;

- человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации.

 

Контрольные вопросы

1. Что исследует организационное поведение как дисциплина?

2. Из чего исходит психоаналитическое направление организационного поведения?

3. Дайте характеристику бихевиоризму как направлению в психологии.

4. Какова специфика необихевиоризма в части научения?

5. Приведите принципы гуманистической психологии.

6. Что лежит в основе экономико-психологических теорий поведения?

7. Из чего исходит нейролингвистическое программирование при моделировании эффективных стратегий поведения?

8. На чем основаны социологические представления Макса Вебера о поведении?

9. Назовите уровни индивидуальности и типы субъектов организационного поведения.

10. Какие элементы выделяют в структуре социальной роли личности в организации?

 








Date: 2016-11-17; view: 247; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию