Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и значение мотивации
Под мотивацией понимают и побуждение к действию, и динамический процесс физиологического (и психологического) плана, управляющий поведением человека (определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость), и способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности (см. рис. 1.2).
Рис. 1.2. Структура мотивации
Мотив выступает одним из ключевых понятий психологической теории деятельности и определяется как материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности (см. рис. 1.3). Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой его настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Мотив часто путают с потребностью и целью. Однако потребность представляет собой неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целеполагания. Например: жажда - это потребность, вода - это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянет руку - это цель. Иногда мотив путают со стимулом. Но стимул[3] следует рассматривать как сильный побудительный момент, вызывающий реакцию (действие). Поэтому стимулирование, чаще всего выступает как процесс воздействия на человека извне, побуждающий его действовать требуемым образом. На практике стимулирование представляет собой способ управления поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на его поведение посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью.
Рис. 1.3. Структура мотивов
Стимулы исполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю. Среди видов мотивации различают внешнюю и внутреннюю, положительную и отрицательную, корпоративную, инструментальную и т.д. Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной, а основанная на отрицательных стимулах - отрицательной. Также различают индивидуальные, групповые и познавательные мотивации (см. рис. 1.4). Классификация мотивов представлена на рисунке 1.5, из которого следует, что наряду с мотивом самоутверждения, идентификации, процессуально-содержательных, внешних, общественно-значимых и негативных мотивов, можно выделить мотивы власти, присоединения, достижения и саморазвития. Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус). Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.).
Рис. 1.5. Виды мотивов
Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности самим процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность. Внешние (экстринсивные) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, и не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с деятельностью не связаны (например, престиж или материальные факторы). Например: · мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми; · мотивы самоопределения и самоусовершенствования; · стремление получить одобрение других людей; · стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация); · мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности. Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от знаний и опыта, но и от мотивации достижения. Выделяют четыре фактора: значимость достижения успеха; надежда на успех; субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха; субъективные эталоны достижения. Общественно значимые (просоциальные) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями. Мотив аффилиации[4] — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку. Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны: · вербальное (словесное) наказание: осуждение, замечание и т.п.; · материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии); · социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой); · лишение свободы или физическое наказание.
Date: 2016-11-17; view: 408; Нарушение авторских прав |