Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олигополия и ее место в рыночной экономике.





Олигополия характеризуется тем, что на рынке господствуют несколько крупных фирм, выпускающих и продающих стандартный или дифференцированный товар. В своей деятельности эти фирмы зависят друг от друга и каждая из них может влиять на цены. Такой тип рыночной структуры возникает в отраслях, где эффективно только крупное пр-во.

Черты олигополии: 1. Немногочисленность фирм, господствующих на рынке (3, 5 и более фирм). Важно, чтобы эти фирмы доминировали в пр-ве и сбыте продукции. 2. Ограниченность вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба, т.е. с величиной капитала, необходимого для внедрения в отрасль. Также большие расходы на рекламу, действия ведущих фирм отрасли препятствуют внедрению новых фирм. 3. Взаимозависимость господствующих в отрасли фирм. Т.к. на рынке конкурируют несколько фирм, то каждый участник олигополии следит за конкурентами и взвешивает свои действия в соответствии с этим. Олигополия существует тогда, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая должна оглядываться на остальные.

Чистая олигополия – предприятия производят однородный, стандартный продукт, идентичность определяет единую цену на него.

Дифференцированная олигополия – предприятия, производящие разнообразную продукцию одного функционального назначения.

Жесткая олигополия – на рынке господствуют 2-3 фирмы.

Расплывчатая олигополия – 6-7 фирм делят 80 % рынка, остальные фирмы – оставшуюся часть.

Для ценообразования в условиях олигополии характерно: 1. Жесткие, негибкие цены, т.е. изменяющиеся реже, чем при монополистической конкуренции. 2. Когда олигополистические цены изменяются, все фирмы изменяют цены вместе. Наиболее простая форма тайного сговора между фирмами – картель. Это соглашение об уровне цен и о выпуске продукции, определяется единая цена между фирмами, а объём пр-ва квотируется.

Различают несколько вариантов взаимодействия предприятий-олигополистов:

- тайный сговор;

- взаимодействие, не основанное на тайном сговоре;

- лидерство в ценах.

Основная сфера взаимодействия – это цены, поэтому все формы сотрудничества являются, по сути, формами ценообразования в условиях олигополии. В условиях действия антимонопольного законодательства договорится о ценах можно только нарушив закон, поэтому такая форма как тайный сговор встречается относительно редко. Кроме того, существует еще одна опасность – эта договоренность не м.б. нигде зафиксирована, и никто не будет нести ответственность за нарушение договоренности, что увеличивает риск.

В современных условиях чаще всего встречается олигополия, не основанная на тайном сговоре. Предположим, есть 3 фирмы А,Б,В. Они независимы друг от друга, но вместе контролируют рынок. Если фирма А изменила цены, то у фирм Б и В есть 2 варианта: или тоже менять цены, или не реагировать на изменение цен.

Первый случай – когда фирмы Б и В тоже меняют цены. Если фирма А снизила цены, у нее должен увеличиваться объем продаж. Это действительно происходит но незначительно, т.к. вслед за ней меняют цены фирмы Б и В. Аналогично, если цены начинают расти.

Второй случай – если фирмы Б и В не реагируют на изменение цен. В этом случае, если фирма А снизит цены, то она получает дополнительную прибыль от увеличения объема продаж. Если фирма А повысит цены, а партнеры не отреагируют, она потеряет рынок.

Поэтому фирмы выбирают рациональный способ поведения: когда одна из них снижает цены – остальные выравнивают их, когда цены повышаются, никто не реагирует на это.

В последнее время получает распространение и такой метод, как лидерство в ценах. По сути, это тоже молчаливое соглашение, в основе которого лежит приспособление к политике одного из партнеров – лидера. На практике это наиболее эффективная или крупная фирма. Лидерство не обязывает ее действовать так, как нужно всем, поэтому она учитывает различные условия. Всегда есть опасность, что конкуренты не отреагируют на действия лидера, поэтому, когда изменения в издержках и спросе незначительны, цены не меняются. Когда возникает необходимость в изменении цен, лидер старается заранее известить конкурентов, чтобы узнать их реакцию. Делается это чаще всего через СМИ. Если после этого в печати поднимается буря протеста – изменение лучше отложить, если все тихо – можно реализовать объявленную политику.

Увеличение цен в таких случаях не обязательно должно приводить к максимизации прибыли, основная задача – обеспечить стабильные прибыли, позволяющие фирмам работать нормально, и при необходимости развиваться. Кроме того высокие прибыли могут привлечь в отрасль нежелательных конкурентов.


Все методы господства олигополии сопровождаются неценовой конкуренцией. Именно она чаще всего определяет долю фирмы в общих продажах. Кроме того она позволяет иметь более долговременные преимущества перед конкурентами, т.к. приспособится им к новому качеству, к новой технологии значительно сложнее, чем к новым ценам.

Точка зрения на эффективность олигополий двойственна. Одни считают, что она сродни монополии и имеет все ее недостатки, хотя внешне это выглядит как конкуренция между крупными фирмами. Другие считают, что олигополии выгодны для общества, т.к. производят множество дифференцированных продуктов с относительно низкими издержками вследствие масштабов пр-ва.

Что касается дифференциации продукта, то в олигополистической отрасли могут производиться как дифференцированные, так и стандартизированные продукты. Поэтому рынок олигополии подразделяют на два типа: олигополия первого вида – отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий; олигополия второго вида – наличие нескольких продавцов дифференцированных товаров.

Модель наиболее простой олигополистической структуры – дуополии – представил впервые французский экономист Курно в 1838. Дуополия – это отрасль, состоящая всего из двух фирм, которые производят однородный товар и одновременно принимают свои производственные решения на основании того, что цена и объем выпуска у фирмы-конкурента будут постоянными. Объем пр-ва фирмы, позволяющий ей максимизировать прибыль, будет изменяться в зависимости от изменений объема выпуска конкурента.







Date: 2016-11-17; view: 519; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию