Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3.1.1. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Прежде чем приступать к реализации профессионально-прикладной физической подготовки, следует провести анализ условий труда той профессии, к которой планируется данный вид физической подготовки. С этой целью составляют профессиограмму – то есть выделяют систему признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающих в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать перечень психологических характеристик, которому должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп, подробное описание должностных обязанностей на конкретном рабочем месте, система требований к знаниям, умениям, навыкам и личностным качествам специалиста, предъявляемых профессией. Условия деятельности рассматриваются с позиции трёх элементов: ü рабочее место (работа в помещении или на открытом воздухе); ü режим труда (ненормированный, нормированный, сменный, свободный); ü профессиональные вредности (условия труда оказывающие негативное воздействие на здоровье человека: пары масла, кислот, химикатов). Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – это специально направленное избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к успешной профессиональной деятельности. Малоподвижный образ жизни отрицательно сказывается на здоровье человека, его профессиональной работоспособности. Естественная физиологическая адаптация не успевает за ускорением темпов и изменений условий современной жизни, что является причиной постоянного эмоционального возбуждения, нервно-психической усталости и утомления, а следовательно, снижения работоспособности и появления предрасположенности к заболеваниям. Кроме того, в современной профессиональной деятельности повышены требования к чувствительно-двигательной деятельности работника, особенно в отношении устойчивости внимания, быстроты и точности его реакции. Понятие «качество специалиста» включает не только знания, умения и навыки в профессиональной сфере, но и его психофизическую пригодность, отсутствие которой может проявляться в недостаточной профессиональной отдаче. Задачи профессионально-прикладной физической подготовки следующие: · достижение необходимого уровня физической подготовленности и укрепление здоровья как необходимого фундамента развития специальной работоспособности; · воспитание профессионально важных для избранной профессии физических и психических качеств и способностей; · формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков; · повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов и специфических условий труда; · профилактика типичных профессиональных заболеваний, вызываемых спецификой трудовой деятельности; · получение специальных знаний для успешного освоения практического раздела ППФП и применение приобретенных умений и навыков трудовой деятельности. Средства ППФП, с помощью которых решаются вышеперечисленные задачи, можно объединить в следующие группы: ü общеподготовительные упражнения, предназначенные для укрепления и сохранения здоровья, повышения общей физической работоспособности; ü специально-подготовительные, или прикладные физические упражнения, развивающие физическое качество или навык, необходимые в успешной профессиональной деятельности; ü оздоровительные силы природы и гигиенические факторы, необходимые для развития функциональной устойчивости организма к продуктивной работе в неблагоприятных условиях; ü средства интеллектуального образования, нравственного воспитания и специализированной психической подготовки, без которых немыслима эффективная всесторонняя профессиональная подготовка. Производственная деятельность экономиста относится к умственному труду с ограниченными движениями локального характера, малыми физическими усилиями, длительным пребыванием в малоподвижной позе, почти полностью исключающей физический компонент, формирует дефицит двигательной активности (гипокинезию), что отрицательно сказывается на физическом состоянии, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Все эти факторы снижают умственную работоспособность. Анализ условий труда экономиста позволяет выделить три блока качеств, необходимых для успешной деятельности: Ø физические качества (выносливость, быстрота и др.); Ø психофизические качества – физиологические функции (слух, зрение), сенсомоторные реакции (различные мелкие двигательные операции), психические возможности на базе интеллектуальных способностей (словесно-логические, вычислительные, быстрота мышления и др.); Ø интеллектуальные и личностные – память, внимание, воображение, творческое мышление, волевые качества, черты характера и др.). Оценка профессиональной значимости отдельных функций показывает, что наиболее строгие требования в профессии финансово-экономического блока, предъявляются к таким функциям и системам, как: § уравновешенность нервных процессов при их нормальной подвижности; § память – преимущественно кратковременная; § зрительный анализатор – быстрота реакции на зрительные сигналы; § устойчивость к стрессовым ситуациям, волевые качества личности, инициативность; § статическая выносливость мышц кисти и спины. Таким образом, специфическими средствами для повышения профессиональной физической подготовки экономистов являются общая выносливость, которая необходима для успешной профессиональной деятельности специалистов финансовой сферы. Кроме того, необходимо совершенствовать статическую выносливость мышц спины, шеи, верхнего плечевого пояса, брюшного пресса и ног. Следует также развивать и координационные способности, позволяющие быстро и эффективно овладевать новыми движениями и переменных условиях, справляться с новой двигательной задачей. Способность быстро перерабатывать поступающую информацию, которая необходима для работников экономической сферы, основана на развитии оперативного мышления. Это качество также следует включать в профессионально-прикладную физическую подготовку специалистов умственного труда. При воспитании физических качеств, которые обеспечивают работникам экономических профессий успешность их деятельности, следует особо обратить внимание на целенаправленное формирование работоспособности, как возможности выполнять определенную работу в течение длительного времени без снижения её качества и производительности. Известно, что колебания работоспособности происходят в течение суток. Наибольших величин она достигает с 10-12 час. и около 16 час., а снижение работоспособности происходит с 13 до 15 час. и с 1 до 4 часов ночи. Минимальная работоспособность наблюдается ночью. Кроме того, работоспособность колеблется и в течение недели. В понедельник человек проходит стадию врабатывания, со вторника по четверг работоспособность приобретает устойчивость, а в пятницу и в субботу развивается утомление. Единственной точной мерой работоспособности считается количество работы, которая может должна быть выполнена в определенное время.
Факторы, составляющие работоспособность делятся на 3 группы: · физиологические – состояниездоровья, возраст, физическая подготовка, пол, питание, сон, режим отдыха и др. · физические – температура воздуха, атмосферное давление, влажность воздуха, шум, освещенность и т.д. · психические – самочувствие,настроение, психологический настрой.
Снижение работоспособности происходит в результате утомления. Утомление – состояние организма, возникающее при длительном выполнении какой-либо работы и приводящее к временному снижению работоспособности. Оно характеризуется следующими показателями: ü чувством слабости, недомогания; ü временным нарушением функционирования основных физиологических систем; ü ухудшение процесса обмена веществ; ü временное расстройство координационной деятельности ЦНС; ü снижение энергетических запасов; ü ухудшение общей и специальной работоспособности. В отличие от утомления, усталость – это субъективное ощущение утомления. Человек может ощущать усталость, не будучи утомленным, и быть утомленным, не замечая усталости. Решающим фактором в регуляции усталости являются эмоции. Они могут подавлять или, наоборот, усиливать чувство усталости. Раннее наступление утомления свидетельствует о слабой выносливости организма. Основными факторами утомления являются процессы, происходящие в мышцах и в двигательных нервных центрах. Утомление мышц определяется накоплением недоокисленных продуктов распада энергетических элементов. Утомление в нервных центрах – развитием запредельного утомления, в которое быстро переходят предельно возбужденные нервные центры. Развитие выносливости сопровождается проявлением волевых качеств человека – настойчивостью, упорством, решительностью и т.д. Следует учесть, что воспитание этих качеств эффективнее происходит в условиях спортивной деятельности, которая изобилует ситуациями, требующими усилием воли преодолевать различные препятствия и трудности. В этом смысле спортивная деятельность является незаменимым условием для формирования нравственной личности.
4. Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 4 курса по дисциплине «Физическая культура» Объёмные требования: 1. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста. 2. Профилактика профессиональных заболеваний. 3. Физические качества человека (см. раздел 1.1.5, стр.23)
Date: 2016-11-17; view: 779; Нарушение авторских прав |