Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалог о написании статьи: практика





Профессор: Перед вами белый лист бумаги. Мы пишем научную статью. Что надо написать на нем в самом начале?

Студент: Цель статьи.

Профессор: Нет. Подумайте!

Студент: Название статьи.

Профессор: Фамилию, имя, отчество автора статьи. Давайте напишем статью на тему гордыни:

• Иванов Николай Петрович. ГОРДЫНЯ.

Студент: Это устаревшее понятие.

Профессор: Актуальность и цель здесь сближаются. Попробуем доказать, что это понятие не устарело.

Студент: Цель статьи – показать, что понятие гордыни не устарело?

Профессор: Да. Понятие гордыни только кажется устаревшим, чисто религиозным. Гордость и самолюбие - вечные спутники человека и человечества.

Студент: А теперь определение основного понятия.

Профессор: Да. Гордость и гордыня – это одно и то же?

Студент: Я знаю, что во времена средневековья гордость считалась самым опасным (смертным) грехом.

Профессор: Именно так. Но современные богословы к гордости относятся более терпимо [Этика: энциклопедический словарь. М., 2001. С. 90]. Эпоха Возрождения превратила гордость (но не гордыню) в человеческое достоинство. Гордыня осталась непомерной гордостью, пороком. Итак, что же такое гордыня?

Студент: Гордыня непомерная гордость, порок.

Профессор: Точнее, гордыня - чрезвычайно завышенная самооценка, из которой следует чувство необоснованного превосходства над другими людьми. Гордыня означает переоценку своих сил и достоинств. Вспомним притчу о мытаре и фарисее [Библия. Лука 18: 11].

Студент: Фарисей доволен собой и не кается в грехах.

Профессор: Какой же тезис можно высказать?

Студент: Гордыня вредна.

Профессор: В чем же этот вред заключается?

Студент: Человек забывает Бога, считая себя своего рода всесильным божком. Христианство считает гордыню источником всех других грехов. Если я хороший, вернее, лучший, то другие плохие, хуже меня, они должны быть моими рабами [Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм. М., 1999. С. 103-105]. Рабов можно и убивать, и грабить. Гордые люди склонны к насилию.

Профессор: Да, это богословская версия.

Студент: А светская, нерелигиозная версия гордости?

Профессор: В основном она по содержанию совпадает с религиозно-богословской. Гордыня духовно ослепляет человека. Он не видит духовных ценностей.

Студент: А в чем же тогда отличие религиозного и светского понимания гордыни?

Профессор: Светская культура допускает гордыню под видом гордости. Можно ли обойтись без гордости?

Студент: Нет. Нет, нельзя. Сам себя не похвалишь, никто тебя не похвалит. Гордость нужна, практически без нее невозможно жить. Мы будем гордиться неизбежно. А разве религия не допускает гордости?

Профессор: Религия не делает различия между гордостью и гордыней. И то, и другое – недопустимый грех. Какой же можно сделать вывод?

Студент: Таким образом, гордость рискованна, а гордыня вообще опасна для души. Наказанием служат падения на жизненном пути. Даже смирением нельзя гордиться.

Профессор: Хорошо. Вспомним нашу цель и добавим, что понятие гордыни остается значимым и для нашего времени. Оно не устарело. Мы это доказали.

Студент: Если я считаю, что умнее других, больше знаю, то это тоже гордыня?

Профессор: Да, конечно. Появились новые виды гордыни – гордыня научно-технического разума, гордыня педагогов, ученых и технократов, их тщеславие. Усилилась гордыня идолов массовой культуры.

Студент: Это всё? А у меня осталось еще много вопросов. Почему мы не ответили на все вопросы?

Профессор: Какие именно?

Студент: Чем же отличаются гордость и гордыня?

2. Правы ли христиане, считая гордыню смертным грехом?

3. Не является ли само смирение скрытой формой гордыни?

И другие. Мы же должны ответить на все вопросы?

Профессор: Нет, на все вопросы ответить невозможно. Однако мы достигли цели и этого достаточно. Сами предложенные вопросы можно рассматривать как часть вывода и одновременно как перспективу дальнейшего развития темы, а нашем случае – продолжения, надеюсь, полезного диалога.

Студент: Полезного, очень полезного. А теперь всё? Мы написали статью?

Профессор: Мы забыли список литературы.

Студент: Есть. Я привожу его.

Литература

1. Этика: энциклопедический словарь. М., 2001. С. 90.

2. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм. М., 1999. С. 103-105.

3. Библия. Лука 18: 11.

1.7. Образец оформления
научного диалога в виде статьи
(по теме «Гордыня: грех?»)

Похилько А.Д.

ГОРДЫНЯ: ГРЕХ?

Аннотация: статья посвящена понятию «гордыня» в христианстве. Существует различие между понятиями «гордость» и «гордыня». Сделан вывод о том, что гордыня наносит моральный вред современному человеку, поэтому это понятие не устарело.

Ключевые слова: гордость, гордыня, грех, смирение, добродетель.

Absract: the article is devoted to the concept of «pride» in Christianity. There is a distinction between the concepts of «pride» and «pride». The conclusion is that pride causes moral harm to modern man, so this concept is not out of date.

Keywords: pride, pride, sin, humility, virtue.

Понятие гордыни на первый взгляд может показаться устаревшим, средневековым, чисто религиозным, но это не так. Гордость - вечный спутник человека. В богословской литературе, начиная со средневековья, гордость считается самым опасным (то есть смертным) грехом, ей противопоставляется главная добродетель - ценность смирения. Лишь эпоха Возрождения провела различие между этими понятиями «гордость» и «гордыня». Она превратила гордость в чувство достоинства человека, а гордыня по-прежнему осталась пороком, но уже не таким уж смертельным.

Однако и в современной культуре гордыня все же осуждается. Об этом нам говорит язык. Посмотрим синонимы слова гордыня и очень близкого к ней слова «гордость» (близкого для христианина настолько, что многие богословы вообще не проводят между ними никакого различия). Мы видим внушительным синонимический ряд.

Гордыня – это: высокомерие; горделивость; заносчивость; кичливость; лучший; надменность; обидчивость; самодовольство; самолюбие; самомнение; спесь; тщеславие.

Аналогично гордость это амбиция; высокомерие; гонор; заносчивость; карьеризм; нарциссизм; "понты"; претенциозность; тщеславие; успех; хвастовство; чванство.

Очевидно, что некоторое различие между понятиями есть, но оно сравнительно небольшое. Сходство и в том, что альтернативой этих недостатков (пороков) служат важные сходные ценности: смирение, скромность, реализм, любовь к себе, любовь людям и т.д.

Любая добродетель, согласно христианским богословам, обесценивается, когда ею начинают гордиться. Вред гордыни даже в том, что он, этот вред, незаметен. Вспомним, почему фарисей не должен был гордиться праведностью, глядя на мытаря, который в храме не смел глаз поднять от стыда за свои грехи [1. 18:1]? Почему гордость по-прежнему резко осуждается в христианстве? Возможно, потому, что гордыня ослепляет, правда, не материально, а духовно, но это тоже опасно. Человек не видит своих недостатков, грехов, не может мыслить реалистически. В то же время антипод гордыни, смирение, напротив, открывает видение духовных ценностей, духовное зрение, и человек видит свои недостатки. Гордый человек, человек, обуянный гордыней, говорит, что только он хороший, а остальные плохие и достойны быть только его рабами. Это принцип гордыни. Гордые люди именно по этой причине склонны к насилию [2, с. 202]. Вспомним гордыню Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Эта гордыня привела его к убийству человека [3]. Физическая сила, власть, деньги, оружие в руках провоцировали и провоцируют гордыню.

Есть и современные формы гордыни. Современному человеку, например, присуща гордыня, порожденная научно-техническим разумом. В современном научном этосе принцип смирения, который ввел Р. Мертон, оказался забыт [4, с. 202]. Принцип смирения говорит о том, что ученый должен забыть самого себя, свою субъективность, полюбить объект. На деле же часто ученые или, скорее, те, кто называет себя «учеными», стремятся к власти, деньгам и славе, к ученым степеням и званиям. Но не к объективной истине.

Педагог гордится знанием. Знание – это сила. Да, но эту силу нельзя применять для насилия над незнающим. Принцип диалога хорош именно тем, что педагог ставит перед учащимися такие вопросы, на которые сам не знает ответов. Мы смиренны, допуская свое незнание, свою методическую «глупость».

Массовая культура порождает гордость новых «идолов»: певцов, музыкантов, артистов, режиссеров и других земных «звезд». Они очаровывают, применяя отработанные приемы фасцинации. Звездами становятся и политики, которые применяют те же приемы. Например, в средствах массовой информации и коммуникации, чтобы «обворожить» обывателя, заставить его проголосовать нужным образом. Самый распространенный прием "звезд" – обман через лесть. Лесть пробуждает скрытую в глубине души гордыню. Ты тоже так сможешь петь; ты тоже можешь быть богатым; ты тоже можешь … можешь всё. Это легко. Если тебе не дают, пойди и возьми. Живи здесь и сейчас. Ты же этого достоин. Другие хуже тебя, ты – царь и даже бог.

Да, гордыня вредна переоценкой своих сил, а следовательно, падениями на жизненном пути. Однако мы сталкиваемся с парадоксом светской культуры: завышенная самооценка нужна, она передается в общении другим людям. Значит, гордость нужна? Такая «гордыня» сравнительно безобидна. Более того, без нее практически невозможно обойтись. Иначе тебя заплюют и заклюют. Возникает возможность понимать смирение не как самоунижение и самооплевывание, а сбалансированное осознание своих достоинств и недостатков, которое позволяет самосовершенствоваться в моральном плане.

Таким образом, понятие гордыни не устарело. Гордость рискованна, а гордыня опасна для души, личностной автономии. Грех очень контрастно подчеркивает значимость добродетели смирения. Религиозные (в данном случае христианские) ценности не устарели, их содержание сохранилось в виде запретительной части современной светской культуры. Эта запретительная часть служит основой для побудительной части, которая доминирует в светской этике. Парадокс состоит в том, что гордиться в меру и можно, и нужно. Отсюда призыв: «Гордись смиренно!» или «Смиряйся гордо!». Диалог продолжается на основе новых вопросов [5].

Примечания

1. Библия. Лука. 18: 11.

2. Гильдебранд Д. Сущность христианства. СПб., 1997. С. 202.

3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Роман. Любое издание.

4. Мертон Р. К. Этос науки. [Электронный ресурс]. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-47993.html?page=34 (дата обращения 10.05.2016).

5. Правы ли верующие, считая гордыню смертным грехом? Не порождает ли смирение чувство ничтожества, своего рода «комплекс неполноценности»? Не является ли само смирение формой гордыни? Не ущемляет ли требование смирения автономию индивидуальности?

Date: 2016-11-17; view: 195; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию