Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации





1. При изучении первого вопроса необходимо уяснить, что средневековая философия представляет собой синтез теологии и античной философской мысли. Она сохранила преемственность интеллектуальных навыков и развила понятийно-логический аппарат, созданный в античной культуре. Важнейшими особенностями средневековой философии являются: теоцентризм, состоящий в том, что главной регулятивной основой философии становится идея Бога; абстрактность теоретических построений, оторванных от практики; рассмотрение текста и слова Библии в качестве основы и источника философского познания (что определило ведущую роль таких методов, как дедукция и интерпретация).

2. Во втором вопросе следует обратить внимание на понимание смысла самого названия первого этапа средневековой философии. Это название связано с созданием работ “отцов церкви”, заложивших основы Священного предания. Важнейшими философскими темами становятся: учение о Христе как посреднике между Богом и человеком; тринитарная проблема, т.е. учение о соотношении ипостасей Бога-отца, Бога-сына и святого духа; креационизм - учение о творении мира Богом; теодицея -объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив, и эсхатология - учение о конечных судьбах мира и человека. Следует обратить внимание на проблему соотношения веры и разума, которая в эпоху патристики рассматривается через их противопоставление друг другу, при этом высказывается достаточно широкий спектр мнений, от полной непримиримости веры и разума (Тертулли áн - “Верю потому, что нелепо”) до идеи их взаимодополнения (Августин - “Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь”).

3. При изучении третьего вопроса, студенты и слушатели должны понять, что термин «схоластика» обязан своим названием “школьным”, университетским курсам философии. В этот период происходит переосмысление главной задачи, стоящей перед философией. Она трактуется как обоснование и систематизация религиозных дóгматов. Считается, что потенциально “абсолютная истина” дана в Библии и трудах Аристотеля, но ее надо актуализировать, т.е. логически вывести путем правильных умозаключений. Соответственно этому, меняется и трактовка соотношения веры и разума, они уже не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в отношении определенной взаимосвязи. Важно обратить внимание на средневековый спор об универсалиях. Его предметом явился вопрос о том, что существует в действительности: общее или единичное? Были высказаны две позиции: 1) реалистов, которые, вслед за Платоном, считали, что общее существует самостоятельно, независимо от единичного, а единичное либо совсем не существует, либо в своём существовании зависит от общего и является второстепенным, временным, преходящим (Ансельм Кентерберийский, Аврелий Августин); 2) номиналистов, полагавших, подобно Аристотелю, что реальным существованием обладает лишь единичное, а общее существует только в сознании человека, как имя, даваемое для группы сходных предметов (Росцелин, Пьер Абеляр и др.).

4. Основной задачей четвертого вопроса является выяснение тех новаций, которые внесли в средневековую философию ее самые выдающиеся представители. А.Августин ввел в философию две новые проблемы, отсутствующие в античности: проблему динамики человеческой личности и проблему развития истории. В работе «О граде Божием» онизлагает свою концепцию исторического процесса. Его интерес к данной проблематике был вызван падением Рима в 410 г. Августин объясняет это событие, исходя из закономерности, которую можно сформулировать в следующем виде: когда государство (“низшее”) ставит себя выше церкви (“высшего”), то это ведёт к его падению. Эта закономерность, выраженная в идее всемирной истории как непрекращающейся борьбе “двух царств” - церкви (“града Божия”) и государства (“града земного”), проходит через всю его социально-политическую концепцию. Смысл истории у Августина - победа христианства во всемирном масштабе, установление “града Божия”.

5. Изучая философию эпохи Возрождения необходимо обратить внимание на следующие моменты:

¾ Философия Возрождения не только отвергала религиозную ортодоксию, но и опиралась на культуру средних веков. Она синтезировала платонизм и неоплатонизм с реализмом.

¾ Эстетическое отношение к религиозному культу позволило преодолеть религиозный консерватизм и, вместе с тем, сохранить уважительное отношение к традиции.

¾ Основными особенностями философии Возрождения являются: 1) антропоцентризм, рассмотрение человека в качестве центра и смысла мироздания; 2) гуманизм, основанный на признании ценности человека как личности, утверждении его прав на свободу, счастье, равенство, справедливость; 3)индивидуализм, проявляющийся в утверждении самоценной, свободной и неповторимой творческой личности; 4) субъективизм, состоящий в раскрытии мира не в его объективной данности, а через призму внутреннего мира человека; 5)секуляризация, означающая отделение философии от теологии и церковных институтов.

В заключение данной темы необходимо указать на всемирно-историческое значение средневековой философии и философии эпохи Возрождения.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Перечислите основные особенности средневековой философии.

2. Вокруг каких проблем разворачивались теоретические дискуссии в период средневековья?

3. В чем суть теории двойственной истины и каково ее значение в средневековой философии?

4. Как менялась трактовка соотношения веры и знания на различных этапах развития средневековой философии?

5. Какие два принципиально новых направления философского познания ввел в научный оборот Августин Аврелий?

6. Кто был самым выдающимся философом эпохи Возрождения?

 







Date: 2016-11-17; view: 348; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию