Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жизнь и смерть как биофилософская проблемаЧеловек – биосоциальное существо. Поэтому проблема жизни и смерти многоаспектна. Выделяют 2 понятия в отношении смерти: «физика» и «метафизика». Физика – биологический аспект, а метафизика – философский аспект, включающий этические, культурные, правовые вопросы. На всех этапах физика и метафизика всегда дополняли друг друга. Критерии – это: остановка дыхания и сердцебиения. Однако в прошлые века существовало много ошибок, и многих людей хоронили заживо. Т.о., в XIX в. возникла боязнь быть захороненным заживо (особенно во Франции). Т.о., нужно было искать более достоверные критерии. В XX в. возникла реаниматология. Первым был академик Неговский (1961 г.), который и ввел это понятие. И он выделил 5 фаз стадии умирания: 1. Преагония. 2. Терминальная пауза. 3. Агония. 4. Клиническая смерть. 5. Биологическая смерть. Самым сложным является состояние клинической смерти, в которую человека можно реанимировать. Технические возможности современной медицины позволяют поддерживать состояние жизни в коме до 10 лет и более. Степень поражения организма может быть разной. Самым достоверным критерием является смерть мозга (как коры, так и ствола). И в 1968 году это критерий разработали американские ученые. Иногда гибнет только кора (неокортексовая смерть – смерть разума, смерть личности). Человек при этом биологически жив («живой труп»). Данный критерий был утвержден Сиднейской Декларацией в 1968 году и позже подтвержден Венецианской декларацией. 05.04.04 Лекция №4 Эвтаназия. Право на жизнь Эвтаназия (греч. «хорошая, благая смерть») – намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного. Термин введен Фрэнсисом Бэконом. Он понимал эвтаназию как облегчение мук больного. Но не умирание. Принято различать следующие формы эвтаназии: I. По активности использования средств: 1. Активная – «метод наполненного шприца», то есть, дача лекарственных средств больному медицинским работником. 2. Пассивная – «метод отложенного шприца», то есть, либо отказ от лечения, либо прекращение лечения, которое поддерживало жизнь. II. По основанию: 1. Добровольное – по просьбе больного. 2. Недобровольное – просьба не выражается самим больным. Очень опасно, это принудительная эвтаназия. В основном, спор идет в отношении активной добровольной эвтаназии. Дистаназия – это поддержание жизни безнадежного больного. Ортотаназия – прекращение мероприятий по подержанию жизни. Развитие проблемы состояло в жесткой (стоики) и умеренно жесткой (Цельс) позиции, то есть, врач не протягивает руку умирающему больному. Средневековье «поставило крест» на самоубийстве. В эпоху Возрождения считали, что таких людей надо «сжигать». Томас Мор считал: «Когда человек доходит до терминального состояния, то власть и священники предлагают уйти из жизни, но если человек отказывается, врач продолжает его лечение». Прогрессивные юристы по отношению к этой проблеме пытались вести наработки. Кони, санкт-петербургский юрист, разрешал эвтаназию: 1. Сознательная настойчивая просьба. 2. Невозможность облегчить состояние. 3. Единогласное решение врачей. 4. Одобрение прокуратуры. Большинство врачей считали, что это не дело медицины – решать проблему эвтаназии. В Советской России на несколько месяцев вводили эвтаназию, но вскоре быстро отменили. В 1935 г. в Лондоне возникло общество по одобрению и пропаганде эвтаназии. В фашистской Германии активную принудительную эвтаназию по отношению к психическим больным, калекам… с целью очищения нации. Причины отказа от эвтаназии: 1. Настроение населения. 2. Увеличение числа хронических больных, калек, жизнь которых поддерживается с помощью медицинских средств. Сторонники эвтаназии утверждают: 1. Невыносимые страдания больных, а врач как бы выполняет свой долг. 2. Автономия личности. 3. Уход за безнадежными – это тяжелая моральная и физическая нагрузка. 4. Огромная трата средств, особенно где развита медицина. 5. Понижение качества жизни (страдает достоинство человека). 6. В условиях частной медицины поддержание жизни больного становится выкачиванием денег из семьи. Аргументы против: 1. Все религии против; атеисты также отвергают, говоря о бесценности жизни. Таким образом, легализация эвтаназии подорвет моральный облик общества. 2. Противоречит самой сущности медицины. 3. Диагноз и прогноз могут быть ошибочными. 4. Понятие «безнадежности» больного слишком расплывчато. 5. Возможность злоупотреблений при разрешении эвтаназии. 6. Просьба больного об эвтаназии может быть временной, сиюминутной. В случае сообщения смертельного диагноза для пациента характерно: 1. Не может быть! 2. Почему я? 3. Фаза ужаса. 4. Фаза депрессии. 5. Смирение, успокоение. В фазы ужаса и депрессии чаще всего просят об эвтаназии. 7. Эвтаназия окажет деморализирующее действие на медицинский персонал. 8. Разрешение эвтаназии станет определенным тормозом в разработке эффективных средств для работы с безнадежными. Отдельные случаи: З. Фрейд попросил врача ввести смертельное средство; хирург Барнард запретил выводить из-под наркоза и лечить свою 97-летнюю мать после третьего инсульта; С.Г. Юдин не вывел из-под наркоза профессора Дитриха по просьбе жены. В данный момент пассивная эвтаназия разрешена во многих странах(то есть, прекращение лечения по желанию пациента). В 70-х гг. в США принят закон «О праве человека на смерть», то есть, прижизненное завещание о прекращении жизни в указанных людьми случаях. Первым государством, узаконившим активную эвтаназию, стали Нидерланды, где она ведется несколько лет. В результате этого так ушло из жизни более 20 тысяч человек. На несколько месяцев эвтаназия вводилась на севере Австралии, и до сих пор там существует движение активных сторонников эвтаназии, раздающих «смертельный набор» (пакет, резинка и снотворное»). В штате Орегон разрешена активная эвтаназия. В Бельгии и Дании некоторое время была разрешена эвтаназия. Во всех остальных странах активная эвтаназия запрещена. Наиболее удачным решением проблемы безнадежного больного считают постановку вопроса о праве на достойное умирание. Для этого специально создают хосписы. Например, в США 80 млрд. долларов тратится на проблему снятия боли. В России около 30 хосписов. Первый хоспис был открыт в Санкт-Петербурге. Этические правовые аспекты Научная трансплантология стала развиваться в XIX веке. Достигли результатов Россия, Италия, Германия. Наиболее выдающимся в России был Н.И. Пирогов (аутопластика). II этап начинается в XX веке. На этом этапе появляются 3 варианта: 1. Гомотрансплантация – трансплантация от живого донора. 2. Аллотрансплантация – от умершего человека. 3. Ксенотрансплантация – чужеродные, то есть, от животных и искусственно созданных трансплантантов. С 50-х гг. XX века – в США пересадка почки от трупа и от донора. В России акад. Петровский разрабатывал проблемы пересадки почки. 3 декабря 1967 года Кр. Барнард впервые пересадил сердце, и человек прожил 2 недели. 1968 год вошел в историю как год трансплантационной эйфории, то есть, мировая проблема пересадки сердца. Теперь пересаживают целые комплексы органов, но длительность выживания небольшая. Проблемы в области трансплантации: 1. Обоснованность риска. 2. Соотношение интересов больного с интересами врача и медицины. 3. Проблема коммерционализации и криминализации. Гомотрансплантация. Нарушается принцип «Не навреди». Но его компенсирует автономия донора, право на добровольную жертву. В большинстве стран действует ряд правил: 1. Пересаживать только от близких доноров. 2. Непарный орган не пересаживается. 3. Не берут от детей и психически неполноценных. 4. Запрет продажи органов. Однако на Мюнхенском конгрессе была одобрена проблема пересадки органа за деньги в Ираке. Но существует ограничение – только своим согражданам. Трансплантационный туризм развился в результате отсутствия проработанных правил в данных странах. Аллотрансплантация. Самый важный момент – точное определение смерти. 1. Операции должны проводиться в специализированных медицинских учреждениях. 2. Забор органов: раньше в России существовал рутинный забор (то есть, труп – достояние государства). Но в России с 1992 года введен другой принцип забора органов – «презумпция согласия»: а) не возражают родственники; б) прижизненное завещание. Существует также «презумпция несогласия» – разрешение обязательно должно быть испрошено. 3. Проблема распространения органов между реципиентами – по принципу справедливости: а) степень совместимости тканей; б) экстренность ситуации; в) справедливость очереди. Ксенотрансплантация. Проблемы: 1. Совместимости. 2. Создания искусственных органов. Проблемы, возникающие при трансплантации – нравственно-этические. На данный момент почти отсутствуют. 12.04.04. Лекция №5 Этические и юридические аспекты Большую часть информации медицина получает из клинической практики. Например, в клинику поступил пациент с опухолью лобной доли головного мозга. Он был прооперирован, сохранил интеллект, но утратил все моральные устои. Искусственный биомедицинский эксперимент – целенаправленное допрашивание. Сам эксперимент ставит вопросы об этических и юридических аспектах проведения эксперимента.
|