Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное мировоззрение личности и проблемы его формирования в практике современных школ. Дидактический принцип формирования современного научного мышления





 

Научное мировоззрение - целостная система научных, философских, политических, нравственных, правовых, эстетических понятий, взглядов, убеждений и чувств, которые определяют отношение человека к окружающей действительности и к себе.

Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие убеждения.

Процесс воспитания научного мировоззрения осуществляется в подростковом возрасте через ряд качественных состояний учащихся – фаз, отражающих уровни мыслительной переработки информации.

Фазы, выделенные А. С. Ермошкиной: ориентирования, моделирования и трансформации.

Фаза ориентирования отражает начальную стадию внутренней переработки материала. Задача учителя в этой фазе – создание и отражение в сознании учащихся научной картины изучаемых явлений и объектов с помощью приемов создания представлений образа воображения и образа памяти, а также картографических представлений

Фаза моделирования характеризуется активной мыслительной деятельностью, которая направлена на выделение причинно-следственных связей, анализ, сравнение, систематизацию, осмысление теоретических понятий и идей. Учитель создает модель изучаемого процесса или явления с помощью вопросов проблемного характера, заданий на установление причинно-следственных связей, требующих понимания диалектических противоречий, заданий, в основе которых лежит научная гипотеза, заданий-парадоксов.

В фазе трансформации, в процессе активной самостоятельной работы мировоззренческие идеи преобразуются в способы познавательной деятельности. Для осуществления фазы важную роль играет организация активной самостоятельной деятельности учащихся. Деятельность, вызванная потребностью как источником активности, управляется сознаваемой целью как регулятором активности

Условия формирования научного мировоззрения:

- развитие системы взглядов и убеждений, определяющих отношение человека к окружающему миру;

-прием сравнения, позволяющего сопоставлять факты, анализировать и получать объективные результаты в учебно-воспитательном процессе

-единство обучения и воспитания

-изучение причинно-следственных связей как условие подведения к мировоззренческим выводам.

Определение результатов сформированности мировоззрения у школьников происходит по след. критериям:

- активное усвоение важнейших истин, законов, имеющих значение для понимания сущности процессов развития природы, общества, мышления

- объем и глубина мировоззренческих знаний и идей, выработка взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, норм и правил поведения в природе

- умение прогнозировать и давать оценку явлениям, применение знаний и умений в нестандартных ситуациях, применение знаний на практике

Мировоззрение можно характеризовать через следующие показатели:

-активность

-самостоятельность,

осознанность

направленность.

Дидактические принципы современного научного мышления:

1. Принцип деятельности. Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет заключается в том, что формирование личности, ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
2. Принцип целостного представления о мире. Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но гораздо глубже его.
3. Принцип непрерывности. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми, ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса. Все дети разные, и каждый из них развивается своим темпом. Школа должна, предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить эта содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома".







Date: 2016-06-07; view: 985; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию